Шпаргалка по "Деньгам, кредитам, банкам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Деньги, кредит, банки"

Файлы: 12 файлов

Банковский надзор и аудит.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Банковский  надзор 

В 1. Понятие и сущность банковского надзора. Обеспечение стабильности банковской системы - это государственная задача. В большинстве развитых стран она делегирована Центральному банку.Наличие контроля за банковской деятельностью обусловлено рядом причин:1. Значимость банков для экономики (в силу выполняемых ими функций). 2. Необходимость защитить интересы клиентов банков. 3. Обеспечение правопорядка в банковской системе. 4. Поддержание конкуренции и недопущение монополизации банковской деятельности. 5. Содействие повышению эффективности работы банков по всему кругу выполняемых операций. Контроль за банковской деятельностью может быть: государственный- представлен системой законодательства общего и специального назначения. В структуре регламентирующих документов выделяют три уровня: Закон, нормативный акт, программное заявление. ведомственный -  осуществляется органом ответственным за банковский надзор в стране (Центральный банк, Минфин и др.) независимый - Осуществляется независимыми аудиторскими фирмами. В странах Европы - тенденция к сращиванию ведомственного и независимого контроля. Банковский надзор (БН) - это совокупность мер, используемых государственными органами для защиты интересов вкладчиков банков и обеспечения стабильного развития банковской системы. Таким образом, можно выделить 2 основные цели БН:на макроуровне (стабильность всей системы, содействие ее развитию) на микроуровне (защита интересов вкладчиков, кредиторов, акционеров и др. лиц, денежные интересы которых могут пострадать в результате деятельности конкретной кредитной организации). Объектом банковского надзора является система КО, которая представлена коммерческими банками и небанковскими кредитными организациями. Под небанковскими кредитными организациями мы понимаем юридические лица, выполняющие отдельные банковские операции и прошедшие регистрацию в ЦБ. БН должен соответствовать ряду требований: - обеспечение достоверности данных и обозначение ответственности за их разглашение;

- единство  количественного и качественного аспектов надзора; - открытость результатов контроля для общественности. В наибольшей степени достижению этих требований способствует (пруденциальный) банковский надзор. Пруденциальный банковский надзор - это система, при которой органы надзора опираясь на законодательство, обеспечивают стабильность в работе конкретного банка и всей системы в целом, не вмешиваясь в оперативную самостоятельность кредитных организаций. Разумный БН более приемлем для автономного банковского сектора. Автономный банковский сектор относительно свободен от гос. вмешательства, главный упор на лицензирование, конкуренцию, банки имеют собственный капитал и проводят операции без финансовой поддержки государства, поощряется расширение операций и услуг, самостоятельная политика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В 2. Дистанционный надзор за деятельностью КО.Дистанционный надзор - это контроль за деятельностью кредитной организации посредством сбора и анализа ее отчетности.Цель ДН заключаются в регулярном анализе ситуации в КБ и выявлении проблем в его деятельности.Преимущества ДН: регулярный характер контроля, возможность сравнения результатов за определенные периоды, меньшая по сравнению с инспектированием трудоемкость. Недостатки - возможность получения необъективных (искаженных) данных, ограниченность.Говорить об эффективном ДН уместно только в том случае, если его результаты находят своевременное и адекватное применение (концепция раннего реагирования), т.е. кредитной организации указывается на выявленные недостатки (предупредительные и принудительные меры воздействия) и, главное, отслеживается устранение этих недостатков.Основные требования к формам отчетности, запрашиваемым в рамках ДН:простота заполнения и удобство носителя наглядность отражение реального финансового состояния банка сопоставимость (взаимная увязка) форм. Вся совокупность отчетности, предоставляемая коммерческими банками в ЦБ, может быть подразделена на группы: финансовая статистика, финансовая отчетность, статистика финансового рынка, денежно-кредитная статистика, статистика платежного баланса, бюджетная статистика. Согласно законодательству территориальные подразделения Банка России в целях банковского надзора могут запрашивать в коммерческом банке любую необходимую информацию с любой периодичностью. Существует ряд форм годовой отчетности, обязательных к публикации. Это балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках в агрегированном виде. Указанные формы отчетности должны быть опубликованы до 1 июня года, следующего за отчетным. Отчетность предоставляется банками в Главное территориальное управление Банка России в управление статистики. После прохождения процедур контроля соблюдения формальных требований (сверка, тестирование) отчетность передается в управление надзора. Виды банковской отчетности 

Баланс  и отчет о прибылях и убытках Сведения о межбанковских  кредитах и депозитах (ф.501) Экономический смысл и полезность данной формы заключаются в возможности органа надзора проследить некоторые связи кредитной организации, политику кредитной организации на рынке ресурсов, сделать первые выводы о причинах той или иной линии поведения банка на данном рынке. Сведения об открытых корреспондентских счетах и остатках средств на них (ф. 603) Данная отчетность - ежемесячная, но может предоставляться и на нерегулярной основе, когда кредитная организация уведомляет ГУ об открытии корреспондентского счета. Значение этой формы для целей надзора существенное. Информация об оборотах и остатках на корреспондентских счетах позволяет делать выводы о специфике деятельности банка, о его связях. В регионе особое значение имеет информация об остатках на корсчетах в московских банках. В Головном центре информатизации данные, полученные от разных ГУ сводятся, и составляется «Сводная ведомость расхождений» по банкам участникам и корреспондентам. Отчеты об открытых валютных позициях Основная цель установления лимита открытой валютной позиции - ограничение валютного риска. Данные о средневзвешенных процентных ставках (ф. 128, 129, 130, 131, 132) Указанная информация позволяет оценить процентную политику кредитной организации, особенно ценна при сопоставлении отчетных данных по группе кредитньтх организаций. Сведения об активах и пассивах по срокам востребования и погашения (ф. 125). Порядок составления изложен в комментариях к приложению N 17 к Инструкции Банка России "О составлении финансовой отчетности" от 01.10.97 N 17. Контроль платежной дисциплины кредитной организации Основным документом является «Положение о порядке ведения и представления отчетности по картотекам неоплаченных расчетных документов из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций» - письмо ЦБ от 16.07.96 №305. Ежедекадно составляется отчет по картотекам к внебалансовым счетам «Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации». Т.о. банк России отслеживает динамику в разрезе следующих показателей, неоплаченные расчетные документы по перечислению налогов и др. обязательных платежей, также и вовнебюджетные фонды, неоплаченные документы на перечисление или выдачу денег для расчетов по оплате труда и др. Территориальные учреждения банка России обрабатывают данные отчетов и составляют сводный отчет в разрезе кредитных организаций и филиалов региона. Главный центр информатизации Банка России обобщает полученные сводные данные. Результаты сверки направляются в территориальные подразделения Банка России. Формой, имеющей важное значение для целей банковского надзора, является форма N 350 "Отчет о наличии в кредитной организации неудовлетворенных требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и неисполнении обязанности по уплате обязательных платежей в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации". В отчет по форме N 350 должны быть включены все обязательства кредитной организации, не исполненные в срок из-за отсутствия или недостаточности денежных средств на ее корреспондентских счетах. Информация, содержащаяся в данных формах необходима для классификации кредитной организации по группе проблемности, для принятия мер принудительного воздействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В 3 Организация работы Центрального банка с проблемными КО.Одна из обязанностей органов надзора заключается в том, чтобы на основании дистанционного надзора и инспектирования определить финансовое состояние кредитной организации и классифицировать кредитную организацию в соответствующую группу проблемности. Это необходимо для принятия адекватных мер воздействия по отношению к данной кредитной организации с целью защиты ее вкладчиков и кредиторов.Порядок классификации кредитных организаций по группам проблемности определен в указаниях Банка России от 31.03.2000 №7бб-у «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций». I категория. Финансово стабильные кредитные организации Группа 1. Кредитные организации без недостатков в деятельности. Группа 2. Кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности. П категория. Проблемные кредитные организации Группа 3. Кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности.     ;Группа 4. Кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении,  Отнесение кредитной организации к той или иной группе производится территориальным подразделением Банка России на 1 число каждого месяца. Основанием для этого является мотивированное суждение, источниками информации для которого являются данные баланса, расчета собственного капитала, обязательных экономических нормативов, РВПС, ОВП, ФОРа. Также большое значение имеют данные о платежной дисциплине кредитной организации (отчет КО, не удовлетворяющей требованиям отдельных кредиторов... в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корсчетах, ф.351). Территориальные управления Банка России могут использовать другую информацию, позволяющую судить о степени проблемности конкретной кредитной организации. Речь идет о др. отчетности, предоставляемой в соответствии с указаниями 7-у, о результатах аудиторских и инспекционных проверок, а также об информации относительно управления в КО рисками, организации работы службы внутреннего контроля, работы филиалов. Порядок применения мер воздействия регламентируется Инструкцией №59 от 31.03.97 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности».

Под пруденциальными  нормами деятельности понимаются установленные  Банком России: - предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; - нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; - требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций. Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:    - предупредительные;   - принудительные. Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков.К предупредительным мерам воздействия относятся:- доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;- изложение рекомендаций по исправлению создавшейся ситуации;- предложения представить программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);- установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и     за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.Информация руководящим органам кредитной организации о наличии в ее деятельности недостатков или нарушений и необходимости их устранения может быть доведена  в письменной форме или в ходе деловой встречи (совещания). Принудительные меры воздействия применяются в тех случаях, когда применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит результатов. Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов. К основным принудительным мерам воздействия относятся: 1) штрафы;2) требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;Надзорный орган может потребовать реструктуризации активов или пассивов КО. Требование реструктурировать баланс предъявляется к кредитной организации в случае возникновения текущих проблем с ликвидностью или высокой вероятности возникновения таких проблем в ближайшей перспективе. Предписание может включать следующие требования:В части активов:- улучшение качества кредитного портфеля путем изменения кредитной политики кредитной организации и принятия мер по взысканию просроченной задолженности;- приведение структуры активов по срочности в соответствие с обязательствами; - сокращение затрат на капитальные вложения и приведение их в соответствие с имеющимися на эту цель источниками;  продажа ценных бумаг, эмитированных третьими лицами, в том числе государственных ценных бумаг,- в целях улучшения ликвидности и выполнения обязательств; - продажа основных средств, реализация которых не будет препятствовать выполнению кредитными организациями банковских операций; - продажа доли участия (паев) в уставных капиталах других юридических лиц; - продажа активов, не приносящих доход; - сокращение расходов; В части пассивов: - увеличение уставного капитала; - увеличение резервного фонда; -увеличение доходов; - снижение размера или удельного веса текущих и краткосрочных обязательств; - увеличение удельного веса собственных источников либо среднесрочных и долгосрочных обязательств. 3) ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев; Надзорный орган может ограничить на срок до шести месяцев проведение кредитной организацией отдельных операций в случае нарушения (невыполнения) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации. Ограничение на выполнение  

кредитной организацией отдельных операций предполагает установление надзорным органом количественных ограничений на проведение соответствующих операций (предельного объема остатков на соответствующих счетах, количества или круга клиентов, кредиторов, заемщиков). 4) запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензий, на срок до одного года; 5) запрет на открытие филиалов на срок до одного года; 6) требование о замене руководителей кредитной организации; 7) введение Временной администрации по управлению кредитной организацией; 8) отзыв лицензии на осуществление банковских операций. В случае принятия территориальным учреждением Банка России решения о направлении в Банк России ходатайства об отзыве лицензии территориальное учреждение в день принятия такого решения должно ввести ограничение на выполнение данной кредитной организацией следующих операций: - привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, а также путем продажи им собственных ценных бумаг, привлечения новых межбанковских кредитов; - открытие расчетных и текущих счетов клиентам, счетов банкам - корреспондентам и небанковским кредитным организациям, открытие своих корреспондентских счетов в других банках и небанковских кредитных организациях; - выдача банковских гарантий; - проведение операций с физическими лицами по купле и продаже иностранной валюты; - открытие обезличенных металлических счетов по привлечению драгоценных металлов во вклады; - осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операции на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды

Бюджетная система.doc

— 48.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Инвестиции.doc

— 47.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Налогооблажение.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Оценка бизнеса.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Страхование.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Финансовый менеждмент.doc

— 59.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

финансы 1 часть.doc

— 104.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

финансы организаций.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Деньгам, кредитам, банкам"