Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:27, курсовая работа
Актуальность проблемы и ее большая практическая значимость обусловили выбор темы курсовой работы, цель которой состоит в том, чтобы на основе соединения историко-экономического и научно-практического аспектов анализа, использования соответствующих нормативных актов исследовать экономическое содержание деятельности Сберегательного банка РФ, выявить специфику его работы в новых рыночных условиях и проследить процесс его постепенного превращения в универсальный коммерческий банк. Для достижения намеченной цели в курсовой работе выдвигаются следующие конкретные задачи:
•сформировать представление об истории зарождения и развития банков (в том числе сберегательных) вообще, и российских, в частности;
•охарактеризовать сберегательный коммерческий банк как субъект хозяйственной деятельности;
•проанализировать основные принципы деятельности, формирование ресурсной базы и функции сберегательного банка;
•определить содержание операций, проводимых Сбербанком РФ, и выделить их особенности;
•получить представление о структуре управления и материальной базе Сбербанка РФ;
•рассмотреть концепцию работы и направления дальнейшего развития Сберегательного банка России.
Введение.....................................................................................
1. Цели и задачи Сбербанка РФ...............................................
2. Сбербанк как разновидность коммерческого банка.........
3. Организация деятельности Сбербанка РФ.........................
3.1. Ресурсная база РФ и ее особенности...............................................
3.2. Организационная структура Сбербанка РФ...................................
4. Диверсификация видов услуг, предоставляемых Сбербанком РФ, как генеральная линия его развития.................................
5. Концепция деятельности и развития Сбербанка РФ: проблемы и перспективы.................................................
6. Итоги реализации концепции развития Сбербанка РФ.....
Заключение..................................................................................
Список литературы.....................................................................
Самый главный теперь - Сбербанк: [Беседу с пред. Правления Рост. Сбербанка С. Кугаевым пела В. Южапская] // Наше время. -2001. - 24 июля.
25
его базам данных, обмен административной информацией. Наряду с этим, проводится обработка информационных программных систем, которые будут работать через спутниковую систему связи.
Продолжается совершенствование региональной сети Байка с целью оптимизации ее структуры на основе:
•укрупнения филиалов (отделений)
Банка для улучшения
•улучшения работы филиалов Банка, в частности, путем универсализации ряда филиалов, находящихся в крупных населенных пунктах;
•расширения сети специализированных филиалов, предоставляющих клиентам определенные виды услуг, с преимущественным развитием специализированных структур по обслуживанию юридических лиц;
•создания страховых компаний, компаний по работе с недвижимостью с контрольным пакетом акций у Сбербанка и дальнейшего развития деятельности учрежденных Банком финансовых групп - Лизингового центра и Пенсионного фонда.
Деятельность дочерних компаний Банка будет способствовать расширению набора услуг, в которых нуждаются клиенты, и получению Банком дополнительных доходов.
Достигнутые Банком результаты за последние три года, усиление его влияния на состояние и развитие большинства сегментов финансового рынка страны подтверждают правильность основных направлений деятельности в предшествующие годы. Вместе с тем, последовательное становление Сбербанка как универсального коммерческого банка происходило в конкретных экономических условиях с учетом прогноза возможных путей развития рыночных отношений в России, в том числе в банковской сфере, которые во многом отличаются от современной ситуации.
Существенно изменившееся состояние экономики России, кризисные явления в банковской системе, неплатежи в народном хозяйстве, острая недостаточность инвестиций в экономику страны обусловливают необходимость пересмотра и уточнения сегментов рынка, на которых целесообразно присутствие Сберегательного банка, определения стратегических партнеров Банка среди юридических лиц и граждан на долговременную перспективу, совершенствования используемых Банком финансовых продуктов и технологий. Происшедшие изменения в законодательстве страны, в частности, введение в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации "О банках и банковской деятельности", "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и других создали во многом новое правовое поле для деятельности Банка. Указы Президента России "Об ипотеке", "О жилищных кредитах" расширяют возможности Банка по его развитию.
26
6. Концепция деятельности и
Процессы, происходящие в экономике страны, и вызванные этим колебания конъюнктуры финансового рынка обусловливают необходимость усиления планирования деятельности Банка на основе разработки системы планов: стратегического плана развития Банка, годовых бизнес-плана и финансового плана, а также оперативных планов действий подразделений и учреждений Сбербанка России. Составной частью системы планирования Банка станет план, регулирующий его наличие-денежные потоки.
В начале 1993 г. была принята Концепция развития Сберегательного банка России, разработанная с участием Консорциума Европейской группы Сбербанков. В развитие Концепции были разработаны стратегические направления деятельности Банка на 1993-1997 гг., а также на 1998-1999 гг. и бизнес-планы по их осуществлению. В ходе реализации этих документов Банк прошел сложный путь превращения из системы сберегательных касс в универсальный коммерческий банк, предоставляющий широкий спектр услуг своим клиентам. Важным элементом управления будет совершенствование системы оплаты труда и материального поощрения служащих Банка, направленной на установление тесной зависимости заработка каждого работника от его вклада в общие результаты деятельности Банка. Одной из первостепенных задач Банка является обеспечение принципиально нового уровня обслуживания клиентов. В этих целях необходимо широкое внедрение новых банковских продуктов, основанных на современных банковских технологиях, высокой степени автоматизации и компьютеризации банковских операций, использовании совершенных телекоммуникационных сетей.
Необходимо внедрение единых стандартов культуры обслуживания клиентов: Кодекса Сберегательного банка, который будет включать в себя свод правил и норм, способствующих повышению эффективности и качества труда. Кодекс должен предусматривать общие требования к поведению персонала мри общении с клиентами Банка, проведению работниками Банка массово-просветительной работы, рассчитанной на различные группы клиентов, повышению профессионализма работников Банка. Совершенствование организационной структуры Банка направлено на удовлетворение потребностей клиентов и осуществление гибкого маневрирования ресурсами с целью адекватного реагирования на изменения конъюнктуры финансового рынка и предусматривает оперативное формирование подразделений, которые будут способствовать быстрой адаптации Банка к постоянно меняющимся рыночным условиям.
Предполагается дальнейшее
совершенствование службы инкассации
Сбербанка как в целях
Кадровая политика Банка ориентирована на совершенствование механизма управления персоналом, обеспечивающего объединение усилий
27
коллектива на реализацию поставленных задач. Эффективное управление персоналом Сбербанка предполагает:
•формирование у работников Банка духа корпоративности, чувства ответственности за принадлежность к организации, развитие внутрибанковского сотрудничества и взаимодействия;
•повышение мотивации и стимулов к труду на основе всесторонней оценки профессиональных качеств служащих и их реального вклада в практические результаты деятельности Банка;
•обеспечение условий для повышения образовательного уровня и квалификации работников Банка, их профессионального и должностного роста;
•повышение уровня социальной защищенности банковских служащих.
Основными направлениями по формированию кадрового потенциала Банка являются: качественный подбор и расстановка персонала; создание действенного резерва кадров; повышение квалификации и переподготовка кадров.
При подборе и расстановке кадров предполагается ориентироваться на:
•рациональное использование имеющегося кадрового потенциала учреждений Банка;
•привлечение в Банк на конкурсной основе высококвалифицированных специалистов из других банков и кредитно-финансовых учреждений;
•прием на работу выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений по различным банковским специальностям.
Формирование резерва кадров осуществляется по следующим направлениям формирование резерва кадров на выдвижение на основе изучения профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов и их целенаправленной подготовки к предстоящей работе; формирование резерва кадров для своевременной комплектации действующих и вновь создаваемых подразделений Банка. В этих целях продолжается совместная работа с высшими и средними профессиональными учебными заведениями по подготовке кадров непосредственно для работы в системе Сбербанка.
Повышение квалификации и переподготовка кадров будет осуществляться преимущественно на базе Академии Сбербанка России и ее региональных отделений. В этой области приоритетными выступают следующие направления:
•разработка единых внутрибанковских стандартов обучения персонала Банка;
•создание системы массовой переподготовки и повышения квалификации всех категорий персонала Банка от операционно-кассовых работников до руководящих кадров высшего и среднего звена управления;
•разработка и реализация сквозных целевых программ переподготовки кадров по основным направлениям деятельности Банка, которые будут содержать квалификационные требования для специалистов различных категорий и системы модулей обучения;
28
•обучение в рамках целевых программ, включая стажировки в зарубежных банках;
•организация обмена опытом между учреждениями Банка в области внедрения новых банковских продуктов и услуг, а также использование положительного опыта работы других коммерческих банков.
Для обеспечения тесного взаимодействия учреждений Банка предстоит создание на базе Главного и территориальных расчетных центров Сбербанка единых мультивалютных расчетных центров, осуществляющих платежи в рублях, иностранной валюте, в том числе ограниченно конвертируемых валютах стран СНГ, а также расчеты по операциям с ценными бумагами.
Проводится аудит Банка в соответствии с международными стандартами. Внедрение передовых достижений в области информационных банковских технологий и технических средств обработки данных является в современных условиях необходимым средством обеспечения постоянно возрастающих объемов банковских операций, повышения их качества и надежности.
Осуществление процесса автоматизации банковских операций позволяет резко повысить эффективность работы служб Банка в результате принятия управленческих решений на основе использования точной и оперативной информации. Политика Сбербанка в области автоматизации банковских технологий строится на следующих принципах:
•проведение единой технической
политики путем создания набора базовых
программных продуктов и
•унификация используемых вычислительных и программных средств, интерфейсов и телекоммуникационных систем; использование в системе Сбербанка электронного документооборота;
•планомерная замена применяемых в территориальных банках различных подсистем на унифицированные базовые программные продукты;
•оперативная техническая поддержка новых банковских продуктов и услуг и возможность их модернизации при минимальных затратах;
•централизованные закупка и поставка в территориальные банки банковской и вычислительной техники, разработка и тиражирование программного обеспечения для учреждений Банка;
•независимость Банка в целом от конкретной фирмы-изготовителя аппаратуры или разработчика программного обеспечения;
•автономность подсистем обслуживания клиентов, обеспечивающая их работоспособность при отказе средств связи;
•внедрение и сопровождение
программных продуктов и
•обеспечение необходимого уровня компьютерной и технической грамотности служащих Банка;
•использование передового опыта в области создания и эксплуатации автоматизированных банковских систем.
29
В прежней Концепции развития Сбербанка, разработанной в начале 90-х гг., отсутствовали задачи общенациональной значимости в области оздоровления денежно-кредитных отношений, участия в крупных государственных проектах, имеющих важное социальное значение. В связи с этим появилась настоятельная необходимость принятия новой Концепции развития Сберегательного банка России до 2005 г., в которой, с одной стороны, достаточно полно была бы сохранена преемственность прежней стратегии и тактики Банка, а с другой -определены новые направления развития Банка.
Концепция развития Сберегательного банка России получила адекватное отражение в стратегическом плане, бизнес-плане и плане оперативных действий всех учреждений Банка. Она предусматривает сохранение стратегической линии на развитие Сберегательного банка России как крупнейшего универсального коммерческого банка страны, традиционно ориентирующегося на работу с населением, при усилении координации его действий с Правительством Российской Федерации и Центральным банком России.
Концепция развития Банка воплощается в стратегических целях на период до 2005 г. Главной стратегической целью деятельности Банка является упрочение достигнутых им позиций универсального коммерческого банка, сохраняющего специализацию и лидерство на розничном рынке банковских услуг, активно расширяющего свое присутствие на других секторах рынка при минимизации рисков, адекватного условиям рыночной экономики и занимающего достойное место в международных рейтингах крупнейших кредитных институтов мира. Приоритетными направлениями деятельности Банка по достижению этой цели являются:
•обеспечение качественно нового уровня обслуживания граждан, отвечающего их интересам и потребностям;
•защита интересов вкладчиков, обеспечение сохранности их вкладов путем размещения привлекаемых Банком средств в наименее рискованные вложения;
•повышение сберегательной квоты и культуры сбережений в стране;
•дальнейшее развитие кредитования населения преимущественно на цели жилищного строительства;