Проблемы и перспективы развития банковских услуг в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что на современном этапе значение рынка банковских услуг вышло за рамки собственно денежных и кредитных отношений. Банки выступают в роли института, стоящего наравне с государством и рынком. Без них невозможна нормальная, рациональная организация хозяйственной деятельности в общественном масштабе. Мощные социально - ответственные банки способны превратить рынок в орудие эффективной политики государства. Слабые банки – фактор неизбежного ослабления государства и дисбаланса экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1.ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ……………………......4
1.1.ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОЙ УСЛУГИ………………………………………….4
1.2.КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ……………………………......6
1.3.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ…………………………….9
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2.РЫНОК БАНКОВСКИХ УСЛУГ………………………………………12
2.1.СОСТОЯНИЕ РЫНКА УСЛУГ В 2005-2006 ГОДАХ……………………… 12
2.2.СОСТОЯНИЕ РЫНКА УСЛУГ В 2007ГОДУ………………………………..15
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ
УСЛУГ В РФ……………………………………………………………………..…18
3.1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ В РФ……..………………….18
3.2.ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ
БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РФ…………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………....24

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Проанализируем обеспеченность банковскими услугами в России. Эксперты заявляют, что поскольку около 60 млн россиян практически не пользуются банковскими услугами, а 70 процентов не имеют банковских счетов. Обеспеченность населения банковскими услугами в разных регионах России характеризует и так называемый совокупный индекс обеспеченности. Если в Центральном федеральном округе этот показатель составляет 1,6, в Северо-Западном федеральном округе 0,93, то на Дальнем Востоке - всего 0,67, в Сибири - 0,62, а в Уральском федеральном округе и вовсе 0,56. Причем это - средние цифры, в реальности же на восточных территориях страны порой на протяжении сотен километров не встретишь ни одного банковского учреждения. В 2007 году на долю банковских услуг приходится 4,8 процентов ВВП, в то время как в странах Восточной Европы данный показатель составляет 6,2- 9,2 процентов, в США – 6,3- 9,5 процентов. [15,с.129]

Эта ситуация скоро может стать политической, поскольку в отдельных регионах из-за недостатка банков возникают проблемы с реализацией национальных проектов. Конечно, банку рассчитывать на особую прибыльность офисов в глубинке не приходится. Государство в свое время сделало большую ошибку, позволив Сбербанку сократить количество подразделений на территориях России: за последние три года их ликвидировано около 1,4 тыс.

Решить проблему доступности банковских услуг в отдаленных и депрессивных регионах силами только коммерческих банков невозможно, «невидимая рука рынка» здесь не поможет, а только усугубит ситуацию.

Рассмотрим состояние  специфических услуг. Проанализируем депозитные операции банков, связанные с помещением денег на счет. Объемы вкладов от физических лиц составляют в 2007 году составили 3793,5 млрд.р. Доля вкладов физических лиц в ВВП составляет 14,2 процентов что на 6 процентов больше по сравнению с 2006 годом. Объемы вкладов от юридических лиц – 4570,9 млрд.р и их доля в ВВП 17,1 процента.

Состояние кредитных  операций следующее: темпы роста  просроченной задолженности в 2 раза опережали темпы роста кредитования. В первом полугодии 2007 г. ссудная  задолженность увеличилась с 9440,5 млрд руб. до 11 217,2 млрд, или на 18,8 процентов (в первом полугодии 2006 г. -на 18,3 процентов). При этом просроченная ссудная задолженность выросла с 121,1 млрд руб. до 159,5 млрд, или на 31,7 процентов (в первом полугодии 2006 г. - 32,2 процентов).Темпы роста просроченной задолженности почти в 2 раза опережали темпы роста кредитования.

 Потребительские кредиты населению выросли с 2065,2 млрд руб. до 2559,2 млрд, или на 23,9 процентов. При этом просроченная задолженность физических лиц по кредитам увеличилась с 53,93 млрд руб до 80,15 млрд, или 46 процентов. [21,с.5] Одна из причин — чересчур либеральный подход к анализу кредитоспособности заемщика — физического лица. Большую часть российского рынка потребительского кредита составляет экспресс-кредитование, то есть непосредственно при покупке товара. Лидерами в этой области являются, в частности, банк «Русский стандарт» и чешско-российский Home Credit. (см.рисунок 1)

 

Рисунок 1 - Доля банков на рынке потребительского кредитования

 

Вложения российских банков в ценные бумаги в первом полугодии 2007 г. увеличились с 1732,1 млрд.р  до 2469,2 млрд.р или на 42,6 процентов. По-прежнему в структуре вложений в ценные бумаги доминирует рублевая составляющая (на конец полугодия она равнялась 85,9 процентов).

При этом торговый портфель ценных бумаг банковского сектора вырос с 1096,8 млрд.р до 1534 млрд.р или на 40 процентов. Инвестиционный портфель увеличился с 555,4 млрд.р до 818,4 млрд.р или на 47,4 процентов. Портфель контрольного участия - с 79,8 млрд.р до 116,6 млрд.р или на 46,1 процентов. [17,с16-17]

Рассмотрим состояние  активных и пассивных операций, а  также структуру активов и  пассивов банковского сектора. Активы банковского сектора в 2007 году выросли с 14 045,6 млрд.р до 17 202 млрд.р или на 22,5 процентов.В структуре активов произошло снижение доли ссудной задолженности (с 67,2 до 65,2 процентов), средств на корреспондентских счетах в банках (с 2,8 до 1,8 процентов).

В структуре пассивов банковского сектора существенных изменений не произошло. Продолжали доминировать средства, привлеченные от юридических лиц, которые возросли с 4517,5 млрд.р до 5778,7 млрд.р или на 28 процентов. При этом средства организаций на расчетных, текущих и прочих счетах увеличились с 2361,2 млрд.р до 3102,5 млрд.р или на 31,4 процентов. Депозиты юридических лиц за указанный период увеличились с 1543,5 млрд руб. до 1617,3 млрд.р - на 4,8 процентов. Депозиты юридических лиц-нерезидентов сократились с 221,4 млрд руб. до 163,4 млрд., или на 26,2 процентов. [19,с.24]

Средства бюджетов на расчетных и текущих счетах выросли с 14,6 млрд.р до 21,8 млрд.р т.е. на 49,3 процентов. Средства государственных и внебюджетных фондов практически остались на одном уровне (28 -29 млрд.р).

         Таким образом, проанализировав состояние банковских услуг в 2007 году можно сказать, что на современном этапе существуют проблемы развития, которые необходимо решать. Немаловажным здесь является выработка программ направленных на улучшение качества банковских услуг, оказываемых населению, необходимо расширить полномочия местных органов власти по взаимодействию с банковским сектором, нужно по – новому взглянуть на роль государства в развитии рынка банковских услуг, т.к усиление роли государства в контексте реализации национальных проектов и социально-экономического развития регионов - объективная реальность и необходимость.

ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ

УСЛУГ В РФ

3.1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ В РФ

В экономике нашей  страны банковский сектор является одним из наиболее динамично развивающихся. В свою очередь, в самом секторе есть направления, переживающие сегодня небывалый подъем. Одним из таких направлений, без сомнения, можно назвать потребительское кредитование. Рост числа выдаваемых физическим лицам кредитов лавинообразно растет последние полтора-два гола. Однако этот, безусловно, положительный момент сопровождается тревожной тенденцией прогрессирующего возрастания объема просроченных кредитов в кредитных портфелях отечественных банков.

Если обратиться к  статистике, то, по официальным данным банка России, объем просроченной задолженности физических лиц только 30 крупнейшим российским банкам составляет в настоящее время почти 33 млрд. руб.В основном увеличение доли таких просроченных кредитов в общем кредитном портфеле банков произошло за счет кредитов, выдаваемых по кредитным картам, а также экспресс-кредитов. [20,с.7]

Что касается кредиторской задолженности физических лиц, то доля невозвратов по кредитам распределилась между банками следующим образом: Хоум Кредит – более 33 процентов невозвратов по кредитам ( причем эти невозвраты примерно поровну распределены между экспресс кредитами и кредитами по кредитным картам). Далее в порядке убывания по этому показателю идут: Джи И Мани – 11,6 процентов; Реннесанс Капитал – 11,5 процентов; Финансбанк – 11,3 процентов; около 10 процентов – банк Русский стандарт и т.д.  [25,с.46]

В чем причина сложившейся  ситуации? Дело тут, видимо, не в том, что у банков существуют какие-то проблемы в оценке кредитоспособности своих заемщиков. Напротив банки могут позволить себе практически любые скоринговые методики. Однако при этом каждый банк работает так, как ему выгодно. Зачастую проводится минимальная оценка заемщика, а от потенциального риска невозврата им кредита банк страхуется, предлагая по кредиту более высокую ставку. И такая политика банками может проводиться и далее, пока предельно допустимый уровень риска не будет достигнут для каждого конкретного банка. Но в целом ситуация, сложившаяся на рынке потребительского кредитования России не является опасной для всей банковской системы т.к у некоторых банков процент невозврата по кредитам может составлять несколько десятков, но у других - всего несколько процентов. Кроме того, есть достаточное количество банков, которые вообще не связаны с потребительским кредитованием.

Проблема состоит совсем в другом, а именно в том, что  некоторые банки фактически обманывают клиентов, подталкивая их к подписанию договоров, в которых последние недостаточно хорошо разобрались. Да и сами договоры зачастую составлены так, что прописанные мелким шрифтом штрафные санкции на случай просрочки по кредитам просто теряются в общем объеме документа. В результате номинально определенная в таком договоре ставка в 17—18 процентов может в конечном итоге, с учетом всех комиссий и платежей, перерасти практически в 80 процентов. При этом они не только бросают тень на добросовестно работающие банки, но и мешают им работать, отвлекая на себя их потенциальных клиентов. Кроме того, подобные действия в случае судебного разбирательства провоцируют суды принимать решение в пользу невозвратившего кредит заемщика, а самих заемщиков — не возвращать кредиты.

Для того чтобы решить проблему на рынке потребительского кредитования необходимо провести ряд мероприятий, главное из которых – участие в законодательном процессе. В частности, для нормализации ситуации с увеличением просроченной задолженности физических лиц перед банками необходимо вносить изменения в законодательство, касающееся потребительского кредитования, к которому есть некоторые претензии. Конечно, самым простым решением вопроса, возможно, выглядело бы распространение на банковскую деятельность Закона о защите прав потребителей, но делать этого нельзя, поскольку на кредитные договоры правила публичного договора распространены быть не могут.

Кроме законотворческой работы непосредственно в области потребительского кредитования необходимо вести работу с коллекторскими агентствами, закона о деятельности которых до сих пор не существует. Еще одной важной задачей является повышение финансовой и юридической грамотности населения.

С точки зрения законодательства имеет смысл скорректировать  Уголовный кодекс РФ в отношении  неплательщиков — физических лиц, так как сейчас карательная часть УКРФ распространяется в основном на юридических лиц. Кроме того, профилактической мерой для предотвращения возможных негативных последствий возрастания просроченной кредитной задолженности может стать создание системы резервирования на потери по кредитам.

 Рассматривая рынок  потребительского кредитования  нельзя не сказать об ипотечном  кредитовании на современном  этапе. Выделим основные проблемы, возникшие в этой области. Нехватка  доступных ресурсов - одна из болезненных  проблем российской банковской системы в целом и ипотечной в частности. Обеспечивать ипотечные кредиты за счет вкладов очень опасно из-за разрыва в сроках (срок ипотечного кредита - 10-20 лет, а вклада - не больше года). Для рефинансирования ипотечных кредитов необходим рынок ипотечных ценных бумаг, иначе ипотека не получит масштабного развития.  [11,с.399-403]

Несмотря на сильную  социальную составляющую ипотеки, все  больше кредитов предоставляется на приобретение индивидуальных жилых  домов, земли, а также даются нецелевые кредиты под залог недвижимости. В ближайшей перспективе наиболее интересным представляется кредитование на этапе строительства жилья. Для подобного рода кредитов основной риск для банка и заемщика - возможная незавершенность строительства, в остальном же подобные кредиты намного надежнее классического кредитования на покупку вторичного жилья, поскольку обеспечением является залог прав требования и в случае неплатежей отсутствует дилемма выселения или принятия убытков. Менее рискованно расширять линейку, кредитуя покупку земли и коттеджей. Конечно, и здесь появляется ряд специфических вопросов по поводу категорий и целевого назначения земель, особенно учитывая принцип приоритета охраны земель над использованием ее в виде недвижимого имущества.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод том, что кризиса банковской системы в результате возрастания количества проблемных кредитов не будет. Но поле деятельности по нормализации ситуации в данном вопросе достаточно велико, и участникам этого процесса необходимо прилагать все возможные усилия для того, чтобы как можно быстрее и рациональнее решить стоящие перед ними задачи. Что касается ипотечного кредитования, то ипотека реализуется медленно и неравномерно в основном из-за неравномерного распределения банковских ресурсов по стране. Полноценное развитие ипотеки невозможно без становления рынка ипотечных ценных бумаг. Необходим качественно новый механизм государственной поддержки развития ипотечного кредитования, в том числе через особый механизм налогообложения банковских доходов, получаемых от жилищного кредитования, через совершенствование требований по обязательным нормативам и резервированию.

 

3.2.ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ

БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РФ

Стремление сократить  временные затраты и упростить процедуру обслуживания клиента банка привело к использованию в сфере банковских услуг современных информационных технологий. В настоящее время невозможно ведение бизнеса, в том числе банковского, без доступа во всемирную компьютерную сеть – Интернет.

Крупные банки летом  заказывают ведущим российским компаниям масштабные исследования и разработку стратегий интернет-продвижения. Основания для столь смелого прогноза дает статистика приобщения России к Всемирной сети. В целом с той или иной периодичностью Сетью пользуются около 28 млн. россиян. В России услугами банков более-менее активно пользуются около 35—40 млн. человек. 28 млн. из них пользователи Интернета. Согласно официальным данным почти 89 процентов банковских менеджеров считают Интернет одним из наиболее эффективных инструментов продвижения розничных банковских продуктов. Более того, в крупных банках на базе сайтов и телефонных служб формируют единые контакт-центры, что выводит Интернет на более высокую ступень в иерархии банковских приоритетов.

Помимо информационной функции Интернет начинает играть все  большую роль и как средство платежа. К тому же некоторые банки внедрили системы, которые позволяют управлять своим счетом не только с компьютеров, оснащенных специальными программами и адаптером (такова была техническая основа первых версий интернет-банкинга), но и в облегченном варианте — через систему персональных кабинетов клиентов на сайте банка. Это совершает принципиальный переворот в продвижении интернет-банкинга. Клиенту теперь не приходится нести дополнительные расходы, чтобы освоить интернет-банкинг.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития банковских услуг в РФ