Эмиссионные операции Центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:13, реферат

Описание работы

Данная контрольная работа подробно описывает, одну из функций центрального банка осуществление эмиссионных операций, подразделена на четыре части. В первой части рассмотрены цели, формы организации и функции центральных банков. Во второй части, дана общая характеристика эмиссионных операций, затронута тема эмиссионных операций за рубежом. В третьей части – законодательное регулирование эмиссионных операций и налогообложение эмиссионной деятельности. И четвертая часть описывает, контроль за эмиссионными операциями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Цели, формы организации и функции центральных банков
1.1 Организационная форма Центрального банка Российской Федерации.
2. Эмиссионная функция.
2.1 Субъект эмиссионной операции.
2.2 Принципы организации эмиссионных операций ЦБ РФ.
2.3 Центральные банки зарубежных стран
2.3.1 Банк Японии
2.3.2 Банк США.
2.3.3 Европейский центробанк
2.3.4 Банк Англии
3. Правовое регулирование эмиссионной деятельности.
3.1. Законодательная структура
3.2. Налогообложение эмиссионной деятельности
4. Внутренний контроль за осуществление банком эмиссионных операций.
4.1. Контроль над эмиссионными операциями наличности
4.2. Порядок осуществления контроля над эмиссией электронных денег
4.3. Оптимальность денежной эмиссии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Эмиссионные операции Центральных банков.docx

— 83.47 Кб (Скачать файл)

В данном же случае необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации установил, что конституционные права человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы. Такой вывод представляется вполне обоснованным, и доказать его можно по принципу от обратного. Если допустить, что на юридических лиц не распространяется действие Конституции РФ (а, кстати, она даже не упоминает термина «юридическое лицо»), то необходимо будет признать, что в правовом поле нашего государства существуют некоторые участки или сегменты, которые не подпадают под конституционное воздействие. Это, в свою очередь, будет противоречить указанию Конституции РФ о том, что она действует на всей территории РФ и является актом высшей юридической силы.

Следовательно, конституционные  гарантии прав и законных интересов  должны распространяться и на банки  как юридические лица, и на их клиентов независимо от организационно-правовой формы последних.

В-третьих, конституционные  нормы создают основу для единообразного банковского правового регулирования. Это выражается в том, что в соответствии со ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесены к компетенции Российской Федерации. Поэтому любые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые по этим вопросам, следует считать незаконными.

 

3.2. Налогообложение эмиссионной деятельности

 

Закон РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами» (с  изменениями, внесенными Законом РФ от 18 октября 1995 г.) предусматривает  в качестве объекта налогообложения  номинальную сумму выпуска ценных бумаг, заявленную эмитентом. Плательщиками  налога на операции с ценными бумагами являются юридические лица — эмитенты ценных бумаг. Налог взимается в размере 0,8% от номинальной суммы эмиссии и уплачивается плательщиком одновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии.

Согласно письму № 2023-1 от 12 апреля 1996 г. «О порядке применения Закона РФ «О налоге на операции с ценными  бумагами» от 12 декабря 1991 г.», где  были приведены разъяснения Федеральной  комиссии по ценным бумагам и фондовому  рынку (№ дв-2040), Госналогслужбы РФ (№ 05-02-03) и Министерства финансов РФ (№ 04-07-06),

— при увеличении уставного  капитала акционерного общества путем  увеличения номинальной стоимости  акций налогообложению подлежит разница между заявленной эмитентом  суммой выпуска акций нового номинала и величиной уставного капитала до его увеличения;

— не является объектом обложения  данным налогом, номинальная сумма  выпуска ценных бумаг акционерных  обществ, осуществляющих первичную  эмиссию ценных бумаг. Под первичной  эмиссией ценных бумаг акционерного общества понимается выпуск акций при  учреждении акционерного общества.

При осуществлении операций купли-продажи ценных на вторичном  фондовом рынке налог на операции с ценными бумагами не взимается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Внутренний контроль  за осуществление банком эмиссионных  операций.

 

4.1.  Контроль над эмиссионными операциями наличности

 

Цель эмиссии наличных денег - обеспечение экономики платежными средствами. Монополия на эмиссию наличных денег (банкноты и монеты) принадлежит центральному банку. Эмиссия наличных денег представляет собой результат превышения суммами эмиссионных операций центрального банка о выпуску наличных денег в обращение сумм их изъятия из обращения за какой-либо промежуток времени.

Наличноденежная эмиссия обладает высокой степенью эластичности, что определяется наличием у кредитных организаций возможности увеличивать по мере необходимости запасы наличных денег путем списания средств со своих счетов в центральном банке или депонирования на них излишков наличности. Расчетно-кассовое обслуживание кредитных организаций в регионах России выполняют расчетно-кассовые центры (РКЦ) Банка России.

Эмиссия наличных денег расчетно-кассовыми центрами осуществляется через открытые в них резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах.

Через оборотную кассу  РКЦ постоянно осуществляются операции по приему наличных денег от кредитных  организаций и выдаче их кредитным  организациям. Если сумма поступлений  наличных денег в оборотную кассу  РКЦ превышает сумму выдач  денег из нее, то деньги изымаются  из обращения.

При этом они переводятся  из оборотной кассы РКЦ в резервный  фонд. Резервными фондами РКЦ распоряжаются  территорией учрежденияния Банка России. Если у кредитных организаций, обслуживаемых РКЦ, потребность в наличных деньгах превышает поступления денег в их операционные кассы, то РКЦ увеличивает выпуск наличных денег в обращение.

Для этого РКЦ с разрешения территории учреждения Банка России переводит наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу. Наличные деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступают в операционные кассы  кредитных организаций, откуда выдаются их клиентам (в кассы предприятий  или непосредственно населению)

В целях обеспечения контроля налично-денежных эмиссий и оборота  ЦБ РФ организует выполнение работ  по прогнозированию требуемых объемов  бумажных денежных знаков и монет  -и их производству, созданию для них соответствующих резервных фондов.

Данные сведения используются также при прогнозировании досрочных  выплат и при оценке кассовых оборотов по приходу, расходу, эмиссионному результату за месяц в целом по территориальному учреждению Банка России.

Для обеспечения своевременной  выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также  со счетов по вкладам граждан территориальные  учреждения Банка России устанавливают  для каждой кредитной организации  сумму минимально допустимого остатка  наличных денег в операционной кассе  на конец дня.

Не реже одного раза в  два года учреждения банков проводят проверку соблюдения определенного  Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В свою очередь, территориальные  учреждения Банка России контролируют работу учреждений банков по организации  наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения  кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с  указанным выше Положением.

Для определения потребности  в наличных деньгах в целом  по Российской Федерации, по регионам и по учреждениям банков и в  соответствии с этим разработки мероприятий  по стабилизации денежного обращения  с 1991г. в РФ составляются прогнозы кассовых оборотов, в которых отражается объем  и источники поступлений всех наличных денег в кассы банков, размеры и целевое направление  их выдач предприятиям, учреждениям  и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, т.е. сумма выпуска или изъятия из обращения.

С 1 января 1998г. Положением ЦБ РФ установлен определенный порядок  прогнозирования наличного денежного  оборота. Для выявления объема источников поступлений количества денег в кассы учреждений банков и направления их выдач, а также эмиссионного результата в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов на квартал.

Прогнозные расчеты эмиссии  денег территориальные учреждения Банка России учитывают при разработке мер по организации налично-денежного  оборота в регионе, а также  при составлении планов завозов  наличных денег в резервные фонды  расчетно-кассовых центров.

Кроме того, территориальные  учреждения Банка России и кредитные  организации составляют и направляют в ЦБ РФ статистические отчеты о  кассовых оборотах за месяц и по пятидневкам.

Ежеквартально территориальные  учреждения ЦБ РФ анализируют состояние  наличного денежного оборота  в регионах. Результаты анализа используются ими для составления прогнозов  кассовых оборотов, а также для  разработки  и осуществления совместно  с учреждениями банков мер по улучшению  организации оборота наличных денег  и сокращению эмиссии.

 

 

 

 

4.2. Порядок осуществления контроля над эмиссией электронных денег.

 

Согласно пункту 2.4. Положения «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» № 23-П, Банк России выделяет специальную группу, классифицируемую как предоплаченные финансовые продукты, позволяющие производить оплату товаров (услуг) или получение наличных денежных средств, и указывает, что их распространение может осуществляться только по специальному разрешению Банка России.

ЦБ РФ выпустил Указания № 277-У «О порядке выдачи регистрационных  свидетельств кредитным организациям — резидентам на осуществление эмиссии  предоплаченных финансовых продуктов» и № 276-У «О порядке выдачи разрешений кредитным организациям — резидентам на распространение платежных карт или предоплаченных финансовых продуктов  других эмитентов, которые устанавливают  специальный порядок выдачи разрешений кредитным организациям-резидентам на распространение предоплаченных финансовых продуктов, в том числе  и других эмитентов.

Таким образом, Банк России, выпустив свои нормативные документы  и выделив новую категорию   «предоплаченных финансовых продуктов», в которую попадают и электронные деньги, дает возможность кредитным организациям организовать процесс эмиссии и распространения последних в обход законодательного запрета эмиссии наличных денег, но под контролем Центрального Банка.

Одним из самых важных политических вопросов, связанных с электронными деньгами, является вопрос эмитента, а именно определения перечня организаций, которые имеют право осуществлять в стране эмиссию электронных денег. Проблема эмиссии затрагивает как электронные фиатные деньги (выраженные в одной из государственной валют), так и нефиатные электронные деньги (единицы стоимости, которые обращаются вне государственной платежной системы).

Процесс эмиссии электронных денег, как правило, осуществляется после  эмиссии так называемых традиционных денег.

Эмиссия традиционных денег бывает:

  • Безналичной;
  • Наличной.

Электронные деньги могут быть эмитированы  в:

  • Закрытой системе;
  • Открытой системе.

Рассмотрим сразу открытые системы, в которых электронные деньги:

  • Эмитируются для ряда последовательных платежей между покупателями и продавцами;
  • Сохраняют свою покупательную способность в пределах всей последовательности платежей;
  • Циркулируют между покупателями и продавцами до тех пор, пока не будут истребованы в наличном виде.

Наличные деньги, впрочем, как и  безналичные деньги, могут быть помещены в открытую систему электронных  денег. Однако прежде чем поместить  именно безналичные деньги в систему, прежде их нужно поместить в эту  или другую открытую систему электронных  денег в наличном виде.

В этом смысле эмиссия электронных  денег вторична, по-другому, производна от эмиссии наличных и безналичных  денег, которые в первозданном виде не являлись электронными деньгами.

Рассмотрим пример, когда Центральный  банк, производя безналичную эмиссию, передает деньги в коммерческий банк, который потом перечисляет часть  денег, например, на текущий счет клиента.

Этот клиент затем перечисляет  эти деньги в систему электронных  денег, после чего расплачивается за товар или услугу.

В результате деньги, не побывав в  наличном виде, перешли другому участнику  данной открытой системы электронных  денег.

Например, этот участник взял и обналичил деньги в этой системе, а затем, также оплатил, допустим, покупку программного обеспечения.

Продавец этого программного обеспечения, получив наличные, в свою очередь, поместил эти деньги в систему  электронных денег, а затем оплатил  труд, нанятых им программистов, которые  затем распорядились этими деньгами по своему усмотрению.

Таким образом, открытые системы электронных денег, действительно открытые - деньги могут входить в систему и выходить из системы множество раз.

При этом электронные деньги, все-таки являются производными от традиционных денег и от их эмиссии.

Также электронные деньги могут  быть эмитированы самой открытой системой электронных денег, но в  рамках обеспечения, хранимого в  банке в виде традиционных денег.

Возможно, вероятна эмиссия необеспеченных электронных денег, например, эмиссия  под зачет:

Информация о работе Эмиссионные операции Центральных банков