Эмиссионные операции Центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:13, реферат

Описание работы

Данная контрольная работа подробно описывает, одну из функций центрального банка осуществление эмиссионных операций, подразделена на четыре части. В первой части рассмотрены цели, формы организации и функции центральных банков. Во второй части, дана общая характеристика эмиссионных операций, затронута тема эмиссионных операций за рубежом. В третьей части – законодательное регулирование эмиссионных операций и налогообложение эмиссионной деятельности. И четвертая часть описывает, контроль за эмиссионными операциями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Цели, формы организации и функции центральных банков
1.1 Организационная форма Центрального банка Российской Федерации.
2. Эмиссионная функция.
2.1 Субъект эмиссионной операции.
2.2 Принципы организации эмиссионных операций ЦБ РФ.
2.3 Центральные банки зарубежных стран
2.3.1 Банк Японии
2.3.2 Банк США.
2.3.3 Европейский центробанк
2.3.4 Банк Англии
3. Правовое регулирование эмиссионной деятельности.
3.1. Законодательная структура
3.2. Налогообложение эмиссионной деятельности
4. Внутренний контроль за осуществление банком эмиссионных операций.
4.1. Контроль над эмиссионными операциями наличности
4.2. Порядок осуществления контроля над эмиссией электронных денег
4.3. Оптимальность денежной эмиссии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Эмиссионные операции Центральных банков.docx

— 83.47 Кб (Скачать файл)

Европейская система центральных  банков состоит из ЕЦБ и национальных центральных банков: национальный банк Бельгии (Banque Nationale de Belgique), управляющий Гай Куаден (Guy Quaden); Бундесбанк, управляющий Аксель Вебер (Axel A. Weber); банк Греции, управляющий Николас Гарганас (Nicholas C. Garganas); банк Испании, управляющий Мигель Фернандес Ордоньес (Miguel Fernбndez Ordусez); банк Франции (Banque de France), управляющий Кристиан Нуайе (Christian Noyer); Валютный институт Люксембурга.

Все ключевые вопросы, касающиеся деятельности Центрального банка Европы, таких как учётная ставка, учёт векселей и прочие, решаются дирекцией и советом управляющих банка. В состав дирекции входят шесть человек, в том числе Председатель ЕЦБ и Заместитель председателя ЕЦБ. Кандидатуры предлагаются Советом управляющих, одобряются Европейским парламентом и главами государств, входящими в еврозону.

Совет управляющих состоит  из членов Дирекции ЕЦБ и управляющих  национальными центральными банками. Традиционно четыре из шести мест занимают представители четырёх  крупных Центробанков: Франции, Республики Германии, Италии и Испании. Право голоса имеют только члены Совета управляющих, присутствующие лично или принимающие участие в телеконференции. Член Совета управляющих может назначить себе замену, если в течение длительного времени не имеет возможности присутствовать на заседаниях.

Для проведения голосования требуется  присутствие 2/3 членов Совета, однако, может быть собрано чрезвычайное заседание ЕЦБ, для которого не устанавливается  порог присутствующих. Решения принимаются  простым большинством, в случае равенства  голосов, голос Председателя имеет  больший вес. Решения по вопросам капитала ЕЦБ, распределения прибыли и т. п. решаются также голосованием, вес голосов пропорционален долям национальных банков в уставном капитале ЕЦБ. 

В соответствии со ст. 8 соглашения об учреждении Европейского Сообщества была основана Европейская Система Центральных банков — наднациональный орган финансового регулирования, который объединяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 27 стран членов Евро союза. Управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ.

 

2.3.4 Банк Англии

 

Лондон - крупнейший после Нью-Йорка международный финансовый центр. Его позиции постоянно усиливаются благодаря росту масштабов операций на рынках евровалют и еврооблигаций, основным центром которых он является. По сумме оборота на международных денежных рынках и рынках капиталов Лондон прочно удерживает лидирующие позиции в мире. Лондонский Сити считается примером новаторства и динамизма в международном банковском бизнесе.

Кредитно-банковская система  Великобритании одна из наиболее развитых в капиталистическом мире. Для нее характерны высокий уровень "разделения труда" между различными финансовыми учреждениями, широкая разветвленность и большое разнообразие различных типов финансово-банковских институтов. 

Банк Англии находится  на вершине пирамиды кредитно-банковских учреждений. Он был основан в 1694 году как акционерное общество для  финансирования войны с Францией. Согласно Акту 1844 года, за ним было закреплено единоличное право выпуска банкнот  на территории Англии и Уэльса. В 1946 году Банк Англии был национализирован. 

Как центральный банк страны, Банк Англии выполняет функции обеспечения  общих условий функционирования денежно-кредитной системы и финансирования государства. Он осуществляет контроль над кредитно-банковскими институтами, в зависимости от экономического климата производит соответствующие  акции на денежных, валютных рынках и рынках капиталов.

Банк ведет счета правительственных  органов, занимается мобилизацией краткосрочных  ресурсов путем продажи казначейских векселей, финансированием государственного долга и его управлением.  " Банк Англии - единственный эмиссионный институт в Англии и Уэльсе. (Монеты выпускаются Королевским монетным двором (Royal Mint) от имени Казначейства и их выпуск не находится в компетенции Банка Англии). Вся прибыль от выпуска банкнот поступает правительству. 

Банк Англии выпускает  свои банкноты уже на протяжении 300 лет. Эмиссия требует больших  затрат труда и немалых средств. Дизайн банкнот и их производство является задачей Банковской печатной фабрики в Эссексе. Банк не только печатает деньги, он снабжает ими через  свои отделения (которых 5 - в Бристоле, Бирмингеме, Лидсе, Манчестере и Ньюкасле) коммерческие банки по всей стране, изымает из обращения ветхие купюры. Средний срок обращения купюры достоинством 5 ф. ст. - 1 год, а достоинством 50 ф. ст. - 3-4 года.

Если раньше банкноты могли  быть обменены на золото, то с 1844 года эмиссия  носит фидуциарный характер, т.е. правительство может выпускать  в обращение любое количество денег, поместив в сейфы Банка  долговые расписки.

 На практике размеры  эмиссии диктуются не заемными  потребностями правительства, а  потребностями самого денежного  обращения, способностью Банка  Англии удовлетворить спрос на  денежные знаки со стороны  коммерческих банков. Поэтому лишь  сравнительно небольшая часть  национального долга оседает  в Эмиссионном Департаменте. 

 

 

 

 

 

3. Правовое регулирование эмиссионной деятельности.

 

3.1. Законодательная структура

 

 

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»  и другими федеральными законами.

Согласно Конституции  Российской Федерации главной задачей  Банка России является защита и обеспечение  устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и  курса рубля по отношению к  иностранным валютам; развитие и  укрепление банковской системы России: обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

 Реализация этих целей  осуществляется Банком России  независимо от органов государственной  власти (ст. 75 Конституции Российской  Федерации и ст. 5 Федерального  закона «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»). Получение прибыли не входит  в цели деятельности Банка  России1.

Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка  Российской Федерации – проявляется, прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

 Независимость статуса  Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона «О  Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)». Банк  России является юридическим  лицом и выступает как субъект  публичного права. Уставный капитал  и иное имущество Банка России  являются федеральной собственностью.

 Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом  Банка России осуществляются  самим Банком России; изъятие  и обременение обязательствами  имущества Банка России без  его согласия не допускаются.  Финансовая независимость Центрального  банка Российской Федерации выражается  также в том, что он осуществляет  свои расходы за счет собственных  доходов и не регистрируется  в налоговых органах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так  же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли  на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности  Председателя Банка России (по представлению  Президента Российской Федерации) и  членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка  России и утверждает годовой отчет  Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

Закон устанавливает и регулирует только эмиссию наличных денег, но допускает возможность осуществления платежей в виде наличных и безналичных расчетов. Учитывая, что конституционная норма не содержит указание на форму денежной эмиссии, мы считаем, что она предусматривает эмиссию денег как в наличной форме (банковские билеты - банкноты и металлические монеты), так и в безналичной форме (депозитарно-ссудные операции, кредитная эмиссия)2.

Денежная эмиссия закладывает  основы кредитно-денежного регулирования, которое в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции отнесено к ведению Российской Федерации. Денежная эмиссия, осуществляемая исключительно Центральным банком Российской Федерации, охватывает:

  • сокращение и контроль над кредитами, предоставляемыми государственному сектору предпринимательства;
  • проведение политики в вопросе об учетной ставке (повышение учетной ставки до уровня инфляции - положительной ставки), устранение разницы между учетными ставками ЦБ и ставками, сложившимися на рынке кредитов, ликвидацию льготных кредитов;
  • контроль над кредитами, предоставляемыми странам СНГ, особенно в форме «технических кредитов»;
  • необходимость включения всех федеральных расходов в федеральный бюджет.

Как правильно отмечает Б. Федоров, вся стратегия в области денежной эмиссии состоит в том, чтобы «пресечь неконтролируемое поступление в экономику денежной массы, сделать систему более восприимчивой к воздействию кредитно-денежной политики и финансовой политики в целом».

Функции центральных банков по управлению кредитно-денежной системой, по образному выражению Дуайта Семлера, «это тот перекресток, где политика и закон сходятся с экономикой».

Действительно, вопросы об объемах денежной эмиссии решаются не только Центральным банком, но и политическими органами - Федеральным Собранием, принимающим ежегодно Федеральный закон о бюджете, Правительством, «разрабатывающим и представляющим Государственной Думе федеральный бюджет» (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции). Все законопроекты о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу при наличии заключения Правительства Российской Федерации (ч. 3 ст. 104 Конституции).

В связи с тем, что вопросы денежной эмиссии являются кардинальными в экономической политике, Конституция гарантирует определенную степень независимости Центральному банку. Это - конституционная гарантия «устойчивости рубля».

Речь идет именно об определенной степени независимости ЦБ, а не о полной3.

Обеспечение устойчивости рубля - основная функция ЦБ РФ, которую он «осуществляет независимо от других органов государственной власти» (ч. 2 ст. 75 Конституции). Для правильного определения меры независимости ЦБ в обеспечении устойчивости рубля необходимо проанализировать ряд конституционных положений.

Кроме конституционных принципов-законоположений, принято выделять принципы-нормы, т.е. такие конституционные нормы, которые не нуждаются в принятии отраслевых законов, а обладают четко выраженным регулятивным потенциалом.

В сфере банковского права к числу названных принципов следует отнести те нормы, которые регламентируют порядок назначения руководства Банка России, его отчетности. Так, в соответствии со ст. 103 Конституции РФ назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ отнесено к компетенции Государственной Думы РФ, которая рассматривает этот вопрос по инициативе Президента РФ.

На рынке финансовых услуг единственным эмитентом денег является Центральный банк Российской Федерации (ст. 75 Конституции РФ). Никаких дополнительных нормативных актов для реализации этого положения не требуется, а то, что аналогичная норма содержится и в Законе о Центральном банке, означает простое повторение уже существующего предписания.

Значение конституционных  основ банковского права состоит в следующем. Во-первых, они программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг (ст. 8 Конституции РФ).

Государство на уровне Конституции  создает гарантии сферы реализации банковских услуг, устанавливая при этом некоторые правила и принципы.

Среди принципов можно  рассматривать указанные в ст. 8 Конституции РФ свобода экономической деятельности, конкуренцию, равную защиту всех форм собственности и др.

Во-вторых, конституционные  основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на защиту и т.п.

На первый взгляд может  показаться, что указанные права  и свободы соотносятся только со статусом гражданина в Российской Федерации и не могут распространяться на юридических лиц. В действительности это не так, и подтверждением тому может служить постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности пп. 2 и 3 ч. первой ст. 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции». Это постановление имеет существенное значение для решения большого числа проблем, и не только проблем банковского права.

Информация о работе Эмиссионные операции Центральных банков