Эмиссионные операции Центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:13, реферат

Описание работы

Данная контрольная работа подробно описывает, одну из функций центрального банка осуществление эмиссионных операций, подразделена на четыре части. В первой части рассмотрены цели, формы организации и функции центральных банков. Во второй части, дана общая характеристика эмиссионных операций, затронута тема эмиссионных операций за рубежом. В третьей части – законодательное регулирование эмиссионных операций и налогообложение эмиссионной деятельности. И четвертая часть описывает, контроль за эмиссионными операциями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Цели, формы организации и функции центральных банков
1.1 Организационная форма Центрального банка Российской Федерации.
2. Эмиссионная функция.
2.1 Субъект эмиссионной операции.
2.2 Принципы организации эмиссионных операций ЦБ РФ.
2.3 Центральные банки зарубежных стран
2.3.1 Банк Японии
2.3.2 Банк США.
2.3.3 Европейский центробанк
2.3.4 Банк Англии
3. Правовое регулирование эмиссионной деятельности.
3.1. Законодательная структура
3.2. Налогообложение эмиссионной деятельности
4. Внутренний контроль за осуществление банком эмиссионных операций.
4.1. Контроль над эмиссионными операциями наличности
4.2. Порядок осуществления контроля над эмиссией электронных денег
4.3. Оптимальность денежной эмиссии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Эмиссионные операции Центральных банков.docx

— 83.47 Кб (Скачать файл)

Например, правом конверсии  в иные ценные бумаги, объединить выпускаемые  акции с опционом «пут» и т. д.

 

2.2 Принципы организации эмиссионных операций ЦБ РФ.

 

Принципы организации  эмиссионных операций ЦБ РФ обусловлены  основными целями его деятельности ЦБ, в соответствии с которыми Центральный  банк:

- монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег;

 

- прогнозирует и организует  производство, перевозку и хранение  банкнот и монет;

- создает резервные фонды  банкнот и монет;

- устанавливает правила  хранения, перевозки, инкассации  денег для кредитных организаций;

- устанавливает признаки  платежеспособности денежных знаков  и порядок замены поврежденных  банкнот и монет, а также  их уничтожение.

Осуществление эмиссии банкнот  является показателем независимости  Центрального банка от государственных  органов. При этом любое покрытие бюджетного дефицита, государственных  расходов выпуском денег со стороны  ЦБ (бюджетная эмиссия) ограничивает независимость ЦБ в проведении денежно-кредитного регулирования.

Прогнозирование потребности  хозяйственного оборота в денежных средствах осуществляется путем  установления контрольных цифр минимальных  и максимальных границ прироста денежной массы.

ЦБ РФ использует экономико-математические модели функций спроса и предложения  денег и дает оценку оптимальной  на данном этапе емкости совокупного  денежного оборота и потенциального предложения денег. Плановые показатели лимитов по объему выпуска наличных денег в обращение отдельно не устанавливаются.

ЦБ в конечном счете берет на себя обязательство увязывать эмиссию банкнот с процессом производства и обмена товаров и услуг или обязательство не выпускать такого количества банкнот, на которые владельцы товаров, исполнители работ и услуг не согласны обменивать свои собственные активы.

Необходимость обслуживания товарооборота фактически означает, что новые выпуски наличных денег  могут осуществляться либо в целях  замены физически износившихся банкнот, либо под рост национального богатства.

Следует отметить: если часть банкнот не возвращается в ЦБ и накапливается на руках, происходит тезаврация, образуются дополнительные ресурсы, которые при определенных условиях усиливают инфляционные тенденции.

За Центральным банком законодательно закреплена только монополия на эмиссию наличных денег в обращение. Однако, центральный банк может воздействовать и на безналичную эмиссию, которая осуществляется коммерческими банками с учетом банковского (депозитного) мультипликатора.

Это влияние осуществляется, во-первых, через рефинансирование банков (расширяя или сжимая рефинансирование, центральный банк увеличивает или  уменьшает банковские ресурсы, увеличивая или уменьшая способность коммерческих банков «делать деньги»), во-вторых, через изменение нормы обязательного  резерва, уменьшая или увеличивая свободные  ресурсы коммерческого банка.

 Кроме того, величина  банковского (депозитного) мультипликатора  находится в обратной зависимости  именно от норматива обязательных  резервов коммерческих банков.

Следовательно, через изменение  норматива обязательных резервов коммерческих банков центральный банк воздействует на величину банковского (депозитного) мультипликатора, уменьшая или увеличивая способность создания денег системой коммерческих банков.

Выполнение Центральным  банком роли эмиссионного центра страны непосредственно связана с его ролью как органа денежно-кредитного регулирования. Как орган денежно-кредитного регулирования Центральный банк регулирует состояние денежно-кредитной сферы, управляет совокупным денежным оборотом, спросом на кредит и его предложением, проводит денежно-кредитную политику.

Характер проводимой денежно-кредитной  политики зависит от степени независимости  Центрального банка. Например, целевые  ориентиры изменения агрегатов  денежной массы обычно определяются непосредственно центральным банком, в то же время ни один центральный  банк не может независимо от правительства  установить тот или иной валютный режим.

Разработка и проведение денежно-кредитной политики включает в себя:

- проведение исследований  по проблемам экономики и состояние  денежно-кредитной сферы, образующих  основу денежно-кредитной политики:

- определение направлений денежно-кредитной политики;

- выбор основных инструментов  денежно-кредитного регулирования:  рефинансирование банков, нормативы  обязательных резервов, депозитные  операции, процентная политика, операции  на открытом рынке;

- создание и ведение  статистических данных по объему  денежной массы, кредитам и  сбережениям;

- составление денежных  программ и контроль над их выполнением.

2.3 Центральные банки зарубежных стран

Исторически существовали два  пути образования центральных банков. Одни из них стали центральными в  результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом  в странах, где капиталистические  отношения возникли сравнительно рано (в середине XIX - начале XX вв.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром  в 1844 г., Банк Франции - в 1848 г., Банк Испании - в 1874 г.

В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое  развитие процесс национализации центральных  банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию центральных банков ускорили экономический кризис 1929 - 1933 гг. и вторая мировая война, усилившие  тенденции государственно-монополистического регулирования экономики. В 1938 г. был национализирован Банк Канады, в 1942 г. - Банк Японии, в 1946 г. - Банк Англии и Банк Франции.

Другие банки (федеральные  банки США, образованные в 1913 г., центральные  банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как  эмиссионные центры.

После второй мировой войны  были созданы государственный эмиссионные  институты в ФРГ - Бундесбанк (1957 г.) и Австрии - Резервный банк Австрии (1960 г.).

С точки зрения собственности  на капитал центральные банки  подразделяются на:

  • Государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центрального банка принадлежит государству в Великобритании, ФРГ, Франции, России, Дании и Нидерландах;
  • Акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков-членов ФРС; в Италии 100% капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям;
  • Смешанные: в Японии (55% - в собственности государства и 45% частных лиц) и в Швейцарии (57% - в собственности кантонов и 43% частных лиц).

Некоторые центральные банки  были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции).

В современных условиях в  большинстве стран центральные  банки по своей сути являются государственными, даже в тех случаях, когда формально  не принадлежат государству. Например, государству принадлежит лишь часть  капитала Швейцарского национального  банка, 55% капитала Банка Японии, 50% капитала Национального банка Бельгии.

 

2.3.1 Банк Японии 

 

Банк Японии - это центральный эмиссионный Банк Японии. Учрежден в 1882. Обладает монопольным правом денежной эмиссии банкнот, является банкиром правительства, осуществляет кассовое исполнение бюджета и управление государственным долгом. С декабря 1931 прекращен размен банкнот Банка Японии на золото. Согласно закону 1942 устанавливается лимит их эмиссии ценных бумаг, излишек облагается налогом.

 Банк Японии регулирует ставки процента за кредитные коммерческие банки обязаные (с 1957) держать на его счетах определённую часть своих вкладов. Банк Японии выполняет функции "банка банков", кредитуя последние путём переучёта векселей и выдачи займов.

Банк вкладывает крупные суммы  в облигации акционерных обществ, осуществляя т. о. долгосрочное кредитование. Совместно с государственным  Валютным фондом Банк Японии владел в начале 1969 валютными запасами в 1046 млрд. Йен (2,9 млрд. долл.), которые состояли на 12% из золота, а остальное — долларовые авуары. В 1968 Б. Я. имел 31 отделение в Японии и представительство в Нью-Йорке. Акционерный капитал на начало 1969 составлял 100 млн. Йен, из них 55 млн. Йен принадлежали правительству.

 Остаток вкладов правительства  в Б. Я. составлял 74 млрд. Йен,  а вложения Б. Я. в облигации государственных кредитов — 1434 млрд. Йен. В общей сумме баланса к началу 1969 в 4669 млрд. Йен денежная эмиссия банкнот составила 4042 млрд. Йен, переучёт векселей — 340 млрд. Йен, займа коммерческим банкам — 1223 млрд. Йен. Вклады в облигации акционерных обществ — 938 млрд. Йен. В активе банка числилось золото на 31 млрд. Йен и иностранная валюта — 611 млрд. Йен.

Доля собственности государства  в капитале центрального банка является важнейшим фактором, определяющим его  место в экономике страны, которое  в значительной степени зависит  от национальных традиций и особенностей развития банковской системы.

 

2.3.2 Банк США.

 

В начале ХХ века в США  имелось не менее 5 тысяч эмиссионных (национальных) банков, каждый из которых  обладал правом выпускать в обращение  банкноты на сумму своего основного  капитала. При этом каждый из национальных банков был обязан принимать в  уплату билеты всех остальных банков (несмотря на то, что они не являлись законными платежными средствами).

Сегодня банковская система  США состоит из:

Федеральной резервной системы, выполняющей функции центрального банка страны;

Коммерческих банков;

Инвестиционных банков;

Сберегательных банков;

Ссудосберегательных ассоциаций.

В США, денежная эмиссия осуществляется казначейством и центральным  банком Федеральной резервной системы, а также прочими коммерческими  банками. Казначейство выпускает денежные купюры, достоинством от 1 до 10 долларов, серебряные деньги, а также разменные монеты. Наличный денежный оборот в Америке происходит за счет банкнот федеральных резервных банков, а депозитно-чековая эмиссия в стране является прерогативой коммерческих банков.

Банки в США раздельного подчинения. Это означает, что для части коммерческих банков (национальных банков) лицензирование, контроль, надзор и регулирование их деятельности осуществляется федеральным правительством, а для другой части - властями отдельных штатов. С учетом регулирования все американские банки можно разделить на четыре группы:

Национальные банки;

Банки штатов - члены ФРС;

Банки - не члены ФРС, входящие в Федеральную корпорацию страхования  депозитов (ФКСД);

Банки - не члены ФРС, чьи  вклады не застрахованы в ФКСД.

Национальные банки подчиняются  Контролеру денежного обращения (служба Министерства финансов) и попадают под действие всех федеральных банковских законов, а также правил и инструкций ФРС и ФКСД.

Банки штатов - члены ФРС  подчиняются законам и правилам того штата, где они зарегистрированы и осуществляют свои операции, и  соответствующим федеральным законам, поскольку они являются членами  ФРС и ФКСД.

Банки - не члены ФРС с  вкладами, застрахованными в ФКСД, подчиняются законам соответствующих  штатов, а также правилам и инструкциям  ФКСД.

Если говорить кратко, то Федеральная резервная система  стремится проводить свою политику так, чтобы бороться с дефляционными  и инфляционными процессами по мере их появления. И как кредитор последней  инстанции в критической ситуации она несет ответственность за использование инструментов своей  политики в целях предотвращения национального кризиса ликвидности  и финансовой паники.

 

2.3.3 Европейский центробанк

 

Европейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран Европейский союз, входящих в еврозону (Федеративная Республика Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург).

 Греция, которая ввела евро  с 1 января 2001 года, стала двенадцатой  страной зоны евро.Европейский ЦБ (англ. EuropeanCentralBank) — центрбанк Европейского союза и зоны евро. Образован 1 июня 1998 года. Штаб-квартира расположена в немецком городе Франкфурте-на-Майне. В его штат входят представители всех государств-членов Евросоюз. Банк полностью независим от остальных органов Евро союз.

Главные функции банка:

  • выработка и осуществление валютной политики зоны евро;
  • содержание и управление официальными обменными резервами стран зоны евро;
  • денежная эмиссия банкнот евро;
  • установление основных процентных ставок;
  • поддержание ценовой стабильности в еврозоне, то есть обеспечение уровня инфляции не выше 2 %.

Европейский ЦБ является «наследником» Европейского денежно-кредитного института (EMI), который играл ведущую роль в подготовке к вводу евро в 1999 году.

Информация о работе Эмиссионные операции Центральных банков