Характеристика фундаментального блока банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

В состав фундаментального блока входит как сам банк, так и правила его деятельности.
Если рассматривать сущность банка, то определений может быть несколько - все зависит от того, какой аспект его сущности является в данный момент предметом рассмотрения.

Файлы: 1 файл

Дкб....docx

— 64.93 Кб (Скачать файл)

реализации основных направлений  единой государственной денежно-кредитной политики;

банковского регулирования  и банковского надзора;

реализации политики валютного  регулирования и валютного контроля;

организации системы расчетов в Российской Федерации;

исполнения сметы расходов Банка России;

подготовки проектов законодательных  актов и иных нормативных актов  в области банковского дела;

9) рассмотрение других  вопросов в соответствии с  Законом « О Центральном банке Российской Федерации».

Высший орган власти Банка  России - Совет директоров, решающий наиболее значимые вопросы, отражающие его целевую ориентацию. В состав Совета директоров входят Председатель Банка России и 12 членов, которые  работают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

В части денежно-кредитного регулирования Совет директоров принимает решения по поводу:

выпуска и изъятия банкнот  и монет из обращения, общего количества выпуска наличных денег;

установления обязательных нормативов для кредитных учреждений;

величины резервных требований в процентах к обязательствам кредитных организаций, а также порядка их депонирования в Банке России;

списка векселей и государственных  ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов центрального банка, а также случаев, когда кредиты обеспечиваются другими ценностями, гарантиями и поручительствами;

изменения процентных ставок Банка России;

пролонгирования в исключительных случаях ранее предоставленных кредитов;

лимитов операций на открытом рынке;

участия в международных  организациях;

участия в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка  России, его учреждений, организаций  и служащих;

купли и продажи недвижимости, необходимой для деятельности Банка  России и его служащих;

прямых количественных ограничений;

организации формирования резервов кредитных организаций.

В рамках надзорной и контрольной  функции Совет директоров:

принимает решение о создании для Банка России органа банковского  надзора;

устанавливает порядок проведения проверок кредитных организаций;

определяет перечень сведений о деятельности коммерческих банков;

принимает решения по проведению мероприятий в целях финансового оздоровления кредитных учреждений;

определяет условия допуска  иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации;

разрешает создание по экономическим  регионам территориальных учреждений;

дает разрешения территориальным  банкам на выдачу гарантий и поручительств, вексельных и других обязательств от имени Банка России.

В рамках организации своей  деятельности как самостоятельного юридического лица, обладающего определенными  финансовыми возможностями, Совет  директоров:

вносит предложения в  Государственную думу об изменении  своего уставного капитала;

утверждает годовой отчет  Банка России и представляет его  Государственной Думе;

определяет порядок образования  и использования резервов и фондов;

вводит порядок направления  его прибыли в резервные фонды;

устанавливает структуру  своего баланса.

Обладая кадровой независимостью, являясь самостоятельным звеном управления, наделенного определенным административным ресурсом, Совет директоров:

разрабатывает структуру  Банка России;

определяет и утверждает порядок своей работы;

принимает решения о создании и ликвидации учреждений и организаций  Банка России;

утверждает положения  о соответствующих подразделениях, уставы предприятий, обеспечивающих деятельность Банка России;

утверждает перечень должностей служащих Банка России;

устанавливает формы и  размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;

определяет условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные  обязанности и права, систему дисциплинарных взысканий служащих Банка России;

создает пенсионный фонд для  дополнительного обеспечения своих  служащих;

организует страхование  жизни и медицинское страхование  персонала Банка России и др.

Реализацию возложенных  на Центральный банк РФ полномочий обеспечивает Председатель Банка России. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд. Председатель является высшим должностным лицом Банка России и несет всю полноту ответственности за его деятельность.

Председатель Центрального Банка Российской Федерации:

действует от имени Банка;

представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, коммерческими  банками, организациями зарубежных стран и международными организациями, другими учреждениями и организациями;

назначает на должность и  освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;

подписывает приказы и  издает указания, обязательные для  всей системы Банка России.

Центральный аппарат включает департаменты, каждый из которых является функциональным подразделением по основным направлениям деятельности. Именно они анализируют экономические события, состояние банковского сектора, прогнозируют влияние возможных изменений в денежно- кредитной политике, несут ответственность по выполнению решений Совета директоров и Председателя Банка России.

Ко второму уровню системы  Центрального банка Российской Федерации  относятся территориальные учреждения - главные территориальные управления и их отделения, расчетно-кассовые центры, национальные банки.

Территориальные учреждения не обладают статусом юридического лица, они действуют от имени Банка  России по доверенности. Их права ограничены. В частности, они не имеют права  принимать решения, носящие нормативный  характер, выдавать гарантии и поручительства, векселя и другие обязательства  без соответствующего разрешения Совета директоров Банка России.

Главные территориальные  управления без согласования с Банком России также не имеют права продавать  и отчуждать здания и сооружения. Баланс главного территориального управления является составной частью баланса  Банка России.

Отношения главных управлений с коммерческими банками строятся на базе договоров, заключенных ими  от лица Банка России, в связи с чем ответственность по данным договорам несет его центральный аппарат.

Учреждения второго уровня Банка России выполняют часть  его функций на соответствующих  территориях. Их главной задачей  является обеспечение единства федеральной  политики в области денежно-кредитных  отношений, надзора за деятельностью  коммерческих банков.

В состав территориальных  учреждений входят расчетно-кассовые центры (головные, межрайонные и районные). Они проводят межбанковские платежи и расчеты, осуществляют кассовое обслуживание банков и расчетно- кассовое обслуживание счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства, Министерства финансов РФ, государственных внебюджетных фондов, а также некоторых иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Взаимоотношения РКЦ с клиентами строятся на договорной основе. Головные расчетно-кассовые центры выполняют, кроме названных, некоторые дополнительные операции, например, проводят расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ).

Каждый РКЦ имеет:

а)         наименование, включающее названия того населенного пункта, где он- территориально функционирует, и соответствующего территориального управления, в состав которого он входит;

б)         идентификационный код (номер по МФО);

в)         печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также штампы, используемые для выполнения возложенных на него полномочий.

Полевые учреждения - третий уровень системы Банка России. Они предназначены для банковского  обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны  РФ и иных органов безопасности. Как и территориальные учреждения, они не являются юридическими лицами, но в отличие от последних являются воинскими учреждениями, комплектуются военнослужащими и утверждаются совместным решением Банка России и Министерства обороны. Их функции ограничены расчетно-кассовым обслуживанием и некоторыми другими банковскими операциями.

В структуру Банка России входят другие организации, обеспечивающие его эффективное функционирование. Среди них:

учреждения, поддерживающие его деятельность в области регулирования денежного оборота (вычислительные центры, центральные хранилища, Российское объединение инкассации и др.);

учреждения, организующие информационное обеспечение центрального банка. В структуре управления Центрального банка Российской Федерации функционирует Департамент информационных систем, руководителем которого по должности является заместитель Председателя Банка России. Важное место здесь занимают также структуры, обеспечивающие безопасность и защиту банковской информации, защиту платежных документов;

учреждения, обеспечивающие подготовку и переподготовку банковского персонала, методическую сторону деятельности учебных центров, и др.

Важно отметить, что в структуре  управления Банка России функционирует юридический департамент, непосредственно подчиненный Председателю Банка России. Юридические подразделения функционируют и во втором уровне системы Банка России.

4. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ. 

 

В настоящее время деятельность центрального банка в России определяется специальным Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». До этого действовал Закон РФ от 2 декабря 1990 года № 394-1 с рядом изменений, внесенных в течение 11 лет после его принятия. Наиболее важные поправки были сделаны в 1995 году. Принятие этого Закона сыграло известную роль в начале периода реформирования в России. С тех пор накоплен определенный опыт работы Банка России (как позитивный, так и негативный). В намерения авторов нового Закона входило: сделать деятельность главного банка страны более прозрачной и подконтрольной государственным органам, направить усилия по денежно-кредитному регулированию на решение проблем развития отечественной экономики.

В пункте 2 статьи 75 Конституции  Российской Федерации указана лишь основная функция Банка России —  защита и обеспечение устойчивости рубля. И это не случайно. В такой  огромной стране, как Россия, длительная устойчивость рубля (как экономической  категории) немыслима без прочной  экономики с хорошо организованной денежно-кредитной системой.

В обязанности Банка России по законодательству входит необходимость  обеспечения устойчивости рубля  за счет:

•          взаимодействия с Правительством Российской Федерации при разработке и проведении единой государственной денежно-кредитной политики;

•          монополии на эмиссию наличных денег и организацию их обращения;

•          выполнения роли кредитора последней инстанции для кредитных коммерческих банков и организации системы их рефинансирования;

•          установления правил осуществления расчетов в стране;

•          установления правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

•          обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

•          осуществления эффективного управления золотовалютными резервами;

•          проведения государственной регистрации кредитных организаций, выдачи, приостановления и отзыва лицензии кредитных организаций;

•          осуществления надзора над деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

•          регистрации эмиссии ценных бумаг кредитных организаций;

•          осуществления самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации всех видов банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

•          организации и осуществления валютного регулирования и валютного. контроля;

•          определения порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также юридическими и физическими лицами;

•          установления правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

•          установления и публикации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю;

•          участия в разработке прогноза и организации составления платежного баланса Российской Федерации;

•          установления порядка и условий осуществления валютными биржами их операций, выдачи, приостановки и отзыва разрешений на организацию купли-продажи иностранной валюты;

•          проведения анализа и прогнозирования состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикации соответствующих материалов и статистических данных;

Информация о работе Характеристика фундаментального блока банковской системы