Характеристика фундаментального блока банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

В состав фундаментального блока входит как сам банк, так и правила его деятельности.
Если рассматривать сущность банка, то определений может быть несколько - все зависит от того, какой аспект его сущности является в данный момент предметом рассмотрения.

Файлы: 1 файл

Дкб....docx

— 64.93 Кб (Скачать файл)

Эмиссионные банки играют особую роль в кредитной системе  каждой страны, осуществляющей рыночные преобразования. В самом названии центрального банка, как мне кажется, отражается роль банка в кредитной  системе страны. Центральный банк служит осью, центром кредитной системы, он становится важным инструментом регулирования  экономики.

В настоящее время основными задачами центральных банков (ЦБ), в том числе и России, являются:

а) устойчивость работы и  укрепление финансового положения  коммерческих банков; 
б) ориентация и стимулирование деятельности банка в областях кредитования, направленных на выполнение приоритетных задач экономики; 
в) научная организация денежного обращения в народном хозяйстве; 
г) регулирование денежного обращения; 
д) обеспечение устойчивости рубля; 
е) единая денежно-кредитная политика; 
ж) организация расчетов и кассового обслуживания; 
з) защита интересов вкладчиков банков; 
и) надзор за деятельностью коммерческих банков; 
к) внешнеэкономическая деятельность.

В отличие от командной  экономики теперь методы управления банковской системой в основном экономические:

изменение норм обязательного  резервирования в ЦБ;

изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБ коммерческим банкам, а также процентных ставок по ним;

проведение операций на открытом рынке с ценными бумагами и  валютой.

Центральный банк является кредитором последней инстанции.

2. К основным функциям центральных банков относятся следующие:

эмиссионная функция: наличность по-прежнему необходима для значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств;

функция аккумулирования  и хранения кассовых резервов для коммерческих банков, т. е. каждый банк – член национальной кредитной системы – обязан хранить на резервном счете в центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов. Одновременно центральный банк по традиции является хранителем официальных золотовалютных резервов страны;

функция кредитования коммерческих банков характерна для социалистической экономики при государственной монополии на кредитную деятельность, а также для переходного периода, сопровождающегося нехваткой средств в руках частных финансовых институтов. В развитой рыночной экономике подобное кредитование существует преимущественно в периоды финансовых трудностей;

предоставление  кредитов и выполнение расчетных  операций для правительственных органов, так как в бюджетах различного уровня аккумулируется до половины и более внутреннего валового продукта стран. Данные средства накапливаются на счетах в центральных банках и расходуются с них. Центральные банки ведут счета правительственных учреждений и организаций, осуществляют операции с государственными ценными бумагами, предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций;

клиринговая функция, или функция проведения безналичных расчетов.

Основные функции Центрального банка РФ

1. Проведение единой государственной  денежно-кредитной политики –  одна из важнейших функций  ЦБ. ЦБ во взаимодействии с  Правительством РФ разрабатывает  и обеспечивает выполнение основных  направлений единой государственной  денежно-кредитной политики. В дальнейшем  именно ЦБ проводит ДКП с  помощью набора специальных инструментов, которые закреплены за ним  в законодательном порядке. В  соответствии с законом Банк  России ежегодно не позднее  1 декабря представляет в Государственную  Думу «Основные направления единой  гос. ДКП» на предстоящий год».

2. Монопольное осуществление  эмиссии наличных денег и организация  их обращения – одна из старейших  функций центрального банка. ЦБ  монопольно осуществляет эмиссию  наличных денежных знаков. В целях  организации на территории РФ  наличного денежного обращения  на Банк России возлагаются  следующие функции: 

– прогнозирование и организация  производства, перевозка и хранение банкнот и монеты БР, создание их резервных фондов;

– установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

– установление признаков  платежеспособности, порядка уничтожения, замены поврежденных банкнот и монеты БР;

– определение порядка  ведения кассовых операций.

3. Организация системы  рефинансирования. ЦБ является для  кредитных организаций кредитором  последней инстанции. В настоящее  время ЦБ осуществляет кредитование  в следующих формах: ломбардный  кредит; внутридневный; кредит «овернайт»; кредиты на поддержание ликвидности.

4. Организация системы  платежей и расчетов. ЦБ в соответствии  с законодательством устанавливает  правила, формы, сроки и стандарты  осуществления расчетов на территории  РФ.

5. Функция банковского  регулирования и надзора. 

– Лицензирование и регистрация  кредитных организаций;

– установление пруденциальных норм деятельности и контроль за их соблюдением;

– инспекции и ревизии  финансового состояния кредитных  организаций;

– предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций  и контроль за их ликвидацией;

– регулирование и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг.

6. Валютное регулирование  и валютный контроль означают  регулирование и контроль за проведением операций с валютными ценностями.

В соответствии с законом «О валютном регулировании и валютном контроле» ЦБ является основным органом валютного регулирования и контроля в РФ.  
 
7. Функция макроэкономического анализа и прогнозирования.

– Составление и анализ платежного баланса России;

– исследование и прогнозирование  важнейших тенденций в реальном и других секторах экономики на базе общеэкономических показателей;

– анализ и прогнозирование  развития банковской системы;

– анализ в региональном разрезе, в том числе мониторинг важнейших предприятий и т.д.

Значение этой функции  будет возрастать по мере нормализации экономической и политической обстановки в стране.

3. Центральный банк является общенациональным общественным денежно-кредитным институтом, эмиссионное дело которого выступает основополагающим занятием. Это порождает определенные принципы организации, обуславливающие, в свою очередь, структуру звеньев управления.

Различают следующие принципы:

принцип централизации деятельности;

принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням управления;

функциональный принцип;

принцип согласования с интересами других экономических субъектов.

Важнейшим здесь является принцип централизации деятельности банка.

Поскольку деятельность центрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должны руководствоваться  указаниями одного главного центра, обладающего соответствующими полномочиями. Таким центром - высшим органом Банка России - выступает Совет директоров. В каждой стране принята своя система верховной власти центральных банков.

Принцип централизованного  построения позволяет обеспечить единство денежно-кредитной политики, поскольку  решения, принятые в верхних эшелонах власти, имеют одинаковую силу для всех остальных звеньев управления центрального банка как системы.

Наряду с принципом  централизованного построения немаловажное значение имеет принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням, образующим вертикальную структуру управления. Помимо верховной власти, представляемой центром (в форме Советов, Правления и т. п.), выделяются территориальные учреждения и их отделения, а также расчетно-кассовые центры (второй уровень), полевые учреждения (третий уровень) и учреждения

инфраструктуры (вычислительные центры, инкассация, хранилища, учебные  заведения, службы безопасности и др.)

Важнейшим принципом организационного построения центрального банка является функциональный принцип, обусловленный  самим предметом его деятельности. Поскольку центральный банк представляет собой институт, регулирующий денежный оборот, его функциональные подразделения оказываются так или иначе связанными с регулированием денежного обращения в стране, а также с полномочиями, переданными ему государством, которые закреплены законодательством.

Рассмотрим действие данного  принципа на примере Банка России. У Председателя Центрального банка  Российской Федерации 4 первых заместителя. Обязанности между ними распределены следующим образом:

у одного из них - это Департамент  эмиссионно-кассовых операций, Центральное хранилище и др.;

у второго - Сводный экономический  департамент, Департамент операций на открытом рынке, Департамент валютных операций, Департамент международных финансово-экономических отношений и др.;

у третьего - Департамент  платежных систем и расчетов, Операционное управление, Департамент организации  и исполнения госбюджетных и внебюджетных фондов и др.;

у четвертого - Департамент  банковского регулирования и  надзора, Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, Департамент валютного регулирования и валютного контроля и др.

Функциональный принцип  действует и в структуре другого  звена - территориальных банков, которые, помимо делегированных им полномочий в области денежно-кредитного регулирования, осуществляют непосредственное кредитно-расчетное обслуживание российских коммерческих банков либо через свои операционные управления, либо в порядке передоверия расчетно- кассовым центрам (РКЦ).

Существенное значение в  организации деятельности центральных  банков имеет принцип их согласования с интересами других экономических  субъектов. Центральный банк в своей  деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Рассматриваемый нами принцип требует от центрального банка такого рода организации управления, которая, с одной стороны, учитывала бы, насколько это возможно, интересы других субъектов, а с другой - не противоречила бы, не мешала бы выполнению его главных целей и задач.

Соблюдение баланса интересов  достигается участием различных  сторон в деятельности звеньев управления центрального банка. Так, по российскому  законодательству, министр финансов Российской Федерации и министр экономики и торговли Российской Федерации (или, по их поручению, по одному из заместителей) принимают участие в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Практика взаимодействия Банка России и Правительства Российской Федерации такова, что они информируют друг друга о предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику, организуют регулярные консультации.

При взаимодействии с коммерческими  банками Банк России перед принятием наиболее важных решений нормативного характера проводит с ними консультации, дает необходимые разъяснения, обсуждает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

Важную роль в реализации рассматриваемого принципа организационного построения Центрального банка РФ играет создание Национального банковского совета, который, согласно банковскому законодательству, рассматривает концепцию совершенствования российской банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля и др.

В настоящее время Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, которая включает:

Национальный банковский совет;

Совет директоров;

Центральный аппарат;

Территориальные учреждения;

Расчетно-кассовые центры (РКЦ);

Полевые учреждения;

Предприятия инфраструктуры.

Национальный банковский совет - коллегиальный орган Банка  России.

Численность Национального  банковского совета составляет 12 человек, назначаемых на четыре года, из которых  двое направляются Советом Федерации, трое - Государственной Думой, трое - Президентом РФ, трое - Правительством РФ. В состав совета входит также председатель Банка России.

Отзыв членов Национального  банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.

В компетенцию Национального  банковского совета входит:

рассмотрение годового отчета Банка России;

утверждение на основе предложений  Совета директоров на очередной год:

общего объема расходов на содержание служащих Банка России;

общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование  жизни и медицинское страхование  служащих Банка России;

общего объема капитальных  вложений;

общего объема прочих административно-хозяйственных  расходов;

утверждение при необходимости  на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование  жизни и медицинское страхование  служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;

рассмотрение вопросов совершенствования  банковской системы Российской Федерации;

рассмотрение проекта  основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики;

решение вопросов, связанных  с участием Банка России в капиталах  кредитных организаций;

назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его  докладов;

ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:

Информация о работе Характеристика фундаментального блока банковской системы