Характеристика фундаментального блока банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

В состав фундаментального блока входит как сам банк, так и правила его деятельности.
Если рассматривать сущность банка, то определений может быть несколько - все зависит от того, какой аспект его сущности является в данный момент предметом рассмотрения.

Файлы: 1 файл

Дкб....docx

— 64.93 Кб (Скачать файл)

1.  Характеристика  фундаментального блока банковской  системы

В состав фундаментального блока  входит как сам банк, так и правила  его деятельности.

Если рассматривать сущность банка, то определений может быть несколько - все зависит от того, какой аспект его сущности является в данный момент предметом рассмотрения.

Для раскрытия сущности банка  требуется ответ на вопрос о том, что является его структурой. Под  структурой банка понимают его аппарат  управления. В этом случае все сводится к описанию тех функциональных подразделений, которые составляют аппарат управления банком, начиная с его совета, директората до управлении, и секторов. Под структурой банка иногда подразумевают его устройство, состав элементов, находящихся в тесном взаимодействии, такое построение банка, которое дает ему возможность функционировать как денежному институту. В этом случае банк можно условно разделить на четыре блока.

Первый блок - это банковский капитал как обособившаяся часть  промышленного и торгового капитала.

Второй блок банковской структуры  представляет собой собственно деятельность банка, главным образом в сфере  обмена: эмитирование платежных средств, выпуск наличных денег и другие операции.

Третий блок - это работники, обладающие знаниями в области банковского  дела, управлении им.

Четвертый блок - производственный: банковская техника, здания, коммуникации, информационная база.

Банк можно определить как денежно-кредитный институт, регулирующий платежный оборот в  наличной и безналичной формах.

Для анализа сущности банка  важно знать его функции. Функция  банка - это то, что характерно именно для банка, в отличие от других экономических субъектов.

Выделяют следующие функции  банка:

1) Аккумуляция временно  свободных денежных средств;

2) Регулирование денежного  обращения (через банки проходит  платежный оборот различных хозяйствующих  субъектов);

3) Посредническая деятельность  банка в платежах.

Сущностные черты банка, его функции и роль в экономике  неизбежно определяют принципы банковской деятельности. Под банковской деятельностью  понимаются различные операции (кредитные, депозитные, расчетные операции), а  также другие действия, представляющие собой естественное сопровождение  специфической деятельности кредитных  учреждений.

Принципы банковской деятельности:

1) Ориентация на удовлетворение  потребностей клиентов;

2) Принцип платности (банк  за счет платности оперций не только покрывает свои затраты, но и получает прибыль);

3) Принцип взаимной заинтересованности  сторон (партнерские отношения между  банком и его клиентами);

4) Принцип планомерности  банковской деятельности (планирование  поступающих ресурсов и их  перераспределение);

5) Принцип рациональной  деятельности (устойчивое развитие  кредитных организаций, их ликвидности,  прибыльности, конкурентоспособности)

6) Принцип законопослушания.

Принципы банковской деятельности помогают разобраться в сущности банка и его предназначении [3].

1.2.4 Характеристика  организационного блока банковской  системы

Элементами организационного блока банковской системы, являются банки, некоторые небанковские кредитные  организации, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса  банка, а также учреждения, образующие банковскую инфраструктуру.

Ha практике существует многообразие банков. В зависимости от того или иного критерия их можно классифицировать следующим образом:

1) По форме собственности  выделяют: государственные, акционерные,  кооперативные, частные и смешанные  банки. Государственная форма  собственности чаще всего относится  к центральным банкам.

2) По правовой форме  организации банки можно разделить  на общества открытого и закрытого  типов с ограниченной ответственностью.

3) По функциональному назначению  банки можно подразделить на эмиссионные, депозитные и коммерческие.

4) По характеру выполняемых  операций банки делятся на универсальные и специализированные. Универсальные банки могут выполнять весь набор банковских услуг, независимо от направленности своей деятельности.

5) По обслуживаемым банками  отраслям.

В России преобладают многоотраслевые  банки, что предпочтительно с  точки зрения снижения банковского  риска.

6) По числу филиалов  можно выделить бесфилиальные и многофилиальные.

7) По сфере обслуживания: региональные, межрегиональные, национальные, международные.

8) По масштабам деятельности: малые средние, крупные банки,  межбанковские объединения.

К элементам организационного блока банковской системы относят  и банковскую инфраструктуру. В нее  входят различного рода предприятия, агентства  и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность  банков.

Компоненты банковской инфраструктуры:

- информационное обеспечение;

- методическое обеспечение ;

- научное обеспечение;

- кадровое обеспечение  [3].

1.2.5 Характеристика  регулирующего блока банковской  системы

Третьим блоком банковской системы  является регулирующий блок. В него входит прежде всего государственное регулирование банковской деятельности. К нему принято относить акты общегосударственного значения: конституцию страны, законодательство, регулирующее деятельность параллельно функционирующих финансовых и нефинансовых институтов. К данной группе законов, касающихся банковской деятельности, в ряде стран относятся законы о бирже, акциях и ценных бумагах, об ипотеке, трасте и трастовых операциях, о финансово-промышленных комплексах, инвестиционных займах и др. К категории государственного регулирования банковской сферы относятся также стратегические документы, определяющие перспективу развития банковской системы страны [3].

2. НА телефоне…

Понятие и сущность банковского надзора 

Банковский надзор – это  наблюдение Банка России за исполнением и соблюдением кредитными организациям законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Сущность банковского  надзора состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной  организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным  актам Банка России.

По сути, это надзор за реализацией нормативности в  банковской деятельности. Его значение заключается в том, что он используется Банком России для управления рисками  в банковской системе.

Банк России не имеет административных полномочий по управлению коммерческими  банками и другими кредитными организациями. Он не имеет права  вмешиваться в деятельность коммерческих банков и других кредитных организаций, поскольку они самостоятельны и  действуют на основе договорных отношений. Поэтому Федеральный закон не предоставил Банку России полномочия контролировать целесообразность деятельности кредитных организаций. Ему предоставлены  права осуществлять надзор, то есть наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности  принимаемых ею решений. Это означает, что Банк России может проверять  соблюдение кредитной организацией законов, финансовых нормативов и нормативных  актов Банка России.

Дистанционное наблюдение –  это наблюдение за деятельностью  кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т. п.).

Для решения этих задач  в системе Банка России созданы  подразделения банковского надзора  – Департамент пруденциального надзора, Департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях – управления (отделы) регулирования банковской деятельности.

Контактный надзор – это  проверки деятельности кредитных организаций  с выходом на места их расположения и изучением всех запрашиваемых  группой инспекторов банковских документов.

Для этих целей в структуре  Банка России создаются специальные  подразделения – Департамент  инспектирования кредитных организаций  и соответствующие структуры  в его территориальных учреждениях (управления, отделы).

И тот и другой вид банковского  надзора должны быть взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязи имеет  значение с точки зрения оперативности  надзора и достоверности его  результатов.

3. Роль политики банка в обеспечении его устойчивост

Для успешной работы и получения  прибыли коммерческому банку  недостаточно знать законы о банках, другие законодательные и административные нормы и правила. Они не дают ответа на многие вопросы, относящиеся к  обеспечению безопасности, надежности и прибыльности операций. Поэтому  для банка особенно важно сформировать политику, которая позволяла бы определять направления использования средств  акционеров и вкладчиков, регулировать состав и объем депозитного, кредитного, фондового портфеля, прогнозировать и преодолевать риски, а также  выявлять обстоятельства, при которых  целесообразно проводить те или  иные операции.

В целом под политикой  принято понимать установленный  курс, которого придерживается правительство, организация или частное лицо и который характеризуется как  взвешенность суждений в управлении делами и процедурами

На макроэкономическом уровне банковскую политику можно определить как политику, проводимую банками  страны во главе с центральным  банком, по поддержанию устойчивости банковской системы и обеспечению  нормального функционирования экономики.

На микроэкономическом уровне, т.е. на уровне конкретного банка, банковскую политику можно определить как стратегию  и тактику банка в области  организации и осуществления  его операций и оказания услуг  с целью обеспечения его рентабельности, устойчивости и ликвидности.

Итак, банковская политика —  это совокупность методов, приемов, способов достижения поставленных целей  по всем направлениям банковской деятельности.

Политика банка, рассматриваемая  как совокупность предпочтительных направлений развития, обычно воплощается  в проектах руководства банка (общая  политика и общие направления), чаще всего разъясняемые в перечне  целей задач банка), составленном в иерархическом порядке. Эта общая политика банка может быть близкой к отраслевой политике.

Цели банка — это  количественное выражение (в показателях  и сроках) направлений развития. При этом выделяют генеральные и  второстепенные (промежуточные) цели.

Стратегия банка предполагает логически выстроенное описание средств, необходимых для достижения целей.

Тактика банка — средства и ноу-хау, позволяющие реагировать  на трудности, встречающиеся на пути к достижению целей.

«Банковская политика» —  обобщающее понятие, включающее ряд  элементов. Основными элементами банковской политики являются:

■ депозитная политика;

■ кредитная политика;

■ политика в области организации  расчетно-кассового обслуживания клиентов;

■ процентная политика, валютная политика, политика по проведению отдельных  банковских операций (консалтинговых, трастовых, фондовых, электронных и  пр.);

■ политика в области управления рисками, рентабельностью банка, персоналом.

Банковская политика формируется  под воздействием ряда факторов; основными  среди них выступают: состояние  рынка, на котором работает банк (риски, уровень инфляции, конкуренция, спрос  на банковские операции и услуги и  т.д.), и приоритеты развития банка  на ближайшую и отдаленную перспективу (доходность, ликвидность, расширение клиентуры, завоевание новых рынков, внедрение новых видов операций и услуг и др). Для оценки современного состояния рынка банковских операций и услуг и перспектив его развития банки проводят маркетинговые исследования рынка, которые позволяют выработать наиболее экономически обоснованную банковскую политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема : ЦБ

1. Основными целями деятельности Банка России являются:

   -   защита  и   обеспечение  устойчивости  рубля,   в   том   числе   его  покупательной способности и  курса по отношению к иностранным  валютам;

   -    развитие  и укрепление банковской системы  Российской Федерации;

   - обеспечение эффективного  и бесперебойного  функционирования  системы расчетов.

 

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной  политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической  деятельности.

     Получение прибыли  не является целью деятельности  Банка России.

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. Для регулирования банкнотной эмиссии государство стало подвергать ее жесткой регламентации; коммерческим банкам было запрещено осуществлять эмиссию банкнот. Такое право было закреплено исключительно за эмиссионными банками.

Так сложилась двухуровневая  банковская система, состоящая из многочисленных коммерческих банков и одного центрального эмиссионного банка. В Англии – это  Английский банк, во Франции – Французский  банк, в США со времени издания  федерального акта в 1913 году функционируют  двенадцать федеральных резервных  банков, входящих в единую Федеральную  резервную систему США, в РФ –  Центральный Банк России (Банк России).

Информация о работе Характеристика фундаментального блока банковской системы