Функции коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить роль и значение коммерческих банков как основного звена кредитной системы в Республике Казахстан. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие основные задачи:
- определить понятие и принципы организации коммерческих банков, их роль и функции в кредитной системе нашей страны;
- раскрыть зарубежный опыт функционирования коммерческих банков;
- изучить нормативное регулирование коммерческих банков Республики Казахстан;
- рассмотреть финансовые показатели деятельности коммерческого банка на примере одного из самых устойчивых банков Казахстана - АО «Цеснабанк».

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
Глава І. Коммерческий банк – основной элемент банковской системы............
1.1. Понятие и принципы организации коммерческих банков.........................
1.2. Роль коммерческих банков в кредитной системе.......................................
1.3. Функции коммерческих банков...................................................................
Глава ІІ. Нормативное регулирование коммерческих банков Республики Казахстан.........................................................................................................................................
Заключение........................................................................................................

Список использованных источников...........................................................

Файлы: 1 файл

кур1.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

      Масштабы  финансового посредничества в современной  экономике поистине  огромны. Представление  об  этом дает статистика денежных потоков. В этой системе учета хозяйство  разделено  на ряд секторов: домашние хозяйства,  деловые предприятия, государственные учреждения, финансовые институты, заграничный сектор.

      В странах  с развитой экономикой сектор домашних хозяйств является, как правило  поставщиком капитала для  других  секторов. Сектор деловых фирм в  условиях нормальной экономической  конъюнктуры испытывает дефицит  денежных средств. Государственный сектор обычно дефицитен, поэтому государство выступает заемщиком на рынке ссудных капиталов. Заграничный сектор может иметь как  дефицит, так и избыток средств в зависимости от состояния платежного баланса страны  по  текущим операциям и сальдо межстранового движения капитала.

      Коммерческие  банки – это многофункциональные  учреждения, оперирующие в различных  секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют  своим клиентам полный комплекс финансового  обслуживания, который включает: кредиты, прием депозитов, расчеты и так далее. Этим они отличаются от специализированных финансовых учреждений, которые обладают ограниченными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы.

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.3 Зарубежный опыт  функционирования  коммерческих банков. 

      В странах, имеющих развитую кредитную  систему, особенностью современной  банковской деятельности является выполнение множества банковских операций с  широкой клиентурой. Например, крупнейшие коммерческие банки (клиринговые банки) Великобритании используют  в своей деятельности около 100 различных видов операций по обслуживанию клиентов, коммерческие банки США – свыше 150 видов операций, банки Японии – около 300 видов. В настоящее время в США насчитывается более 15000 коммерческих банков, наиболее распространены из них – бесфилиальные банки, т.е. банки без отделений (филиалов). Поэтому США является страной с самым большим количеством коммерческих банков. Например, в Канаде все банковские услуги предоставляют не более  20 банков, имеющих широкую сеть филиалов.

                  Коммерческие банки – это универсальные учреждения, проводящие операции в различных сферах рынка ссудного капитала. На долю коммерческих банков в США приходится около 35% общей суммы активов всех финансовых учреждений страны. Крупные банки предоставляют полный комплекс финансового обслуживания, включая кредиты, прием депозитов, расчеты и т.д., причем все операции сопровождаются высоким уровнем обслуживания. Коммерческие банки выполняют роль основного, базового звена кредитной системы США. 

      ФРГ. Ведущее положение в этой стране занимает группа коммерческих банков, которую возглавляет "большая  тройка" банков: Дойчебанк, Дрезднербанк и Коммерцбанк, которые сосредоточили  у себя более 50% вкладов и 40% предоставляемых кредитов.

      Коммерческие  банки в ФРГ выполняют также  функции инвестиционных банков, занимаясь  размещением ценных бумаг и долгосрочным кредитованием.

      Возникновение Российского банковского дела отмечено на рубеже ХVIII и XIX вв. появлением казенных банков, главной задачей которых было направление денежных накоплений на поддержание класса российских помещиков. По мере развития экономики изменялась и активизировалась роль акционерных и коммерческих банков России.

      Банковская система была неэффективной, ее воздействие на производство было крайне недостаточным.

      Несмотря  на определенные недостатки и проблемы, выявленные в ходе проведения банковской реформы в России, достигнута главная  цель: клиент имеет возможность сам  выбирать себе финансового посредника, который стремиться  выполнить для клиента широкий круг операций, чтобы повысить рентабельность, расширить доходную базу, и все это происходит в условиях конкуренции.

      Изучение  теории и практики банковской деятельности в зарубежных странах имеет большое значение для отечественных банков. Практические разработки в этой сфере могут стать эффективным инструментом для стратегической деятельности российских банков, основой для их конкурентных преимуществ в условиях дальнейшего развития рыночных отношений в нашей стране и интеграции России в мировое хозяйство.

      Признано, что в мире сложились две основные системы стратегического корпоративного управления - с рыночной ориентацией, свойственной США и Великобритании, и с ориентацией на партнерские отношения, распространенной в Японии и странах континентальной Европы.

      Первая  из них действует в условиях высокой  биржевой капитализации, распыленного владения акциями и частой смены  акционеров, как правило, мелких. Вторая система корпоративного управления приспособлена к противоположным условиям.

      Естественно, что в названных двух группах  стран требования к управлению просто не могут совпадать и тем не менее, можно выделить общие критерии, свойственные как для зарубежных коммерческих банков, так и для отечественных, - качество управления и, соответственно, результат деятельности любого коммерческого банка зависит от методов управления банковскими рисками и от развития взаимоотношений с клиентами. 

      Рассмотрим  современные технологии и методы управления в зарубежных банках. Существует несколько методов, направленных на развитие отношений с корпоративными клиентами и продажу им банковских услуг:

      - метод заранее отработанного  подхода;

      - метод, основанный на удовлетворении  имеющихся нужд и запросов  клиента;

      - метод формирования нужд и  запросов клиента.

      Цель  использования этих методов - удовлетворение потребностей бизнеса клиентов, оперативное  решение их вопросов и, как следствие, -увеличение объема продаж банковских продуктов, услуг и увеличение доходов банка. Во всех этих методах применяется схема ОПЦ (особенности -преимущества - ценности). При использовании этой схемы главный акцент делается не на особенностях продукта (его описании), а на преимуществах и ценностях, которые будет иметь клиент, если им воспользуется.

      Методы  продажи банковских продуктов основываются на потребностях, важных для бизнеса  клиентов:

      - экономических — доход, прибыль,  экономия затрат, времени;

      - психологических - безопасность, удобство, уверенность, надежность, хорошее  отношение; 

      - социальных - престиж, практичность.

      Мотивы  приобретения одной и той же услуги у разных клиентов разные. Как правило, на принятие решения влияют несколько  мотивов, один из которых является решающим. Определить этот решающий мотив сложно, поэтому важно иметь достаточно большое количество аргументов, для того чтобы точно уловить основной интерес клиента. Рассмотрев сущность применения схемы ОПЦ, можно представить методы продажи банковских услуг.

      1. Метод заранее отработанного  подхода используется при формировании  спроса клиента, особенно потенциального, на несложные банковские услуги. Применяется в процессе привлечения  потенциальных клиентов либо  в момент открытия расчетных счетов новым клиентом. При этом подходе заранее составляется рассказ об услуге, готовятся фразы, слова, которые убедительно подействуют на клиента.

      2. Метод, основанный на удовлетворении  имеющихся нужд и запросов  клиента, применяется в двух  случаях: во-первых, когда между клиентом и менеджером банка уже установлены доверительные партнерские отношения и менеджер располагает информацией о деятельности клиента, о проблемах, которые его волнуют; во-вторых, когда клиент относится к определенной группе предприятий с одинаковым профилем и потребностями. Использование этого метода предполагает внимательное изучение деятельности предприятия, его финансовой и кредитной истории, планов развития производства и т. п.

      3. Метод формирования нужд и  запросов клиента является наиболее сложным и требует особого мастерства и знаний менеджера. Сначала с помощью умело сформулированных целенаправленных вопросов и активного выслушивания ответов служащим банка выявляются истинные интересы и потребности бизнеса клиента. Это достигается за счет использования технологии открытых и уточняющих вопросов, приемов подачи позитивного сигнала или приемов рефлексивного слушания. Затем с помощью приема резюмирования формулируется проблема и предлагается вариант ее решения.

      Подводя итог, можно заметить, что общее правило, используемое при любом из вышеуказанных методов, состоит в том, что, рассказывая об особенностях услуг, менеджер банка акцентирует внимание клиента на выгодах и ценностях, которые последний получит, если ими воспользуется.

      В течение всей своей деятельности коммерческому банку приходится сталкиваться со всевозможными рисками, в том числе и при разработке коммерческих предложений. Однако, лишь грамотное стратегическое управление этими рисками позволяет банку  стабильно развиваться и привлекать все новых и новых клиентов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава ІІ. Нормативное регулирование коммерческих банков Республики Казахстан. 

      Правовое  регулирование  банковской деятельности осуществляется      Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан", Законом РК «О банках и банковской деятельности в РК»,  другими   законами,   нормативными      актами Республики Казахстан.

      Республика  Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк является центральным банком государства и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы. Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального Банка определяются Законом Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан". Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы за исключением Банка развития Казахстана, имеющего особый правовой статус, определяемый законодательным актом Республики Казахстан.

      Банковская  деятельность регулируется Конституцией и законодательством Республики Казахстан, международными договорами (соглашениями), заключенными Республикой  Казахстан, а также нормативными правовыми актами Национального  Банка, издаваемыми на основании и во исполнение законодательных актов и указов Президента Республики Казахстан по вопросам, отнесенным к его компетенции.

      Организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций - юридическое лицо, не являющееся банком, которое на основании лицензии Национального Банка правомочно проводить отдельные виды банковских операций.

      Ни  одно лицо, не имеющее соответствующей  лицензии Национального Банка, не имеет  права: выполнять банковские операции в качестве основной или дополнительной деятельности; осуществлять аудит банковской деятельности в качестве основной или дополнительной деятельности; использовать в своем наименовании, документах, объявлениях и рекламе слово "банк" или производное от него слово, создающее впечатление, что оно выполняет банковские операции либо проводит аудит банковской деятельности..

      Банкам  запрещается осуществление операций и сделок в качестве предпринимательской  деятельности, не относящихся к банковской деятельности. Банкам запрещается реклама  их деятельности, не соответствующая действительности на день ее опубликования. Национальный Банк вправе потребовать от банка внесения изменений в рекламу, не соответствующую действительности, ее прекращения или публикации ее опровержения. В случае невыполнения данного требования в установленный Национальным Банком срок Национальный Банк вправе опубликовать информацию о несоответствии действительности сведений, содержащихся в рекламе, либо уточнить их за счет банка, опубликовавшего такую рекламу.

      Банки создаются в форме закрытых акционерных обществ. Изменение типа банка в открытое акционерное общество допускается только при условии его непрерывного безубыточного функционирования в течение одного календарного года с момента получения лицензий Национального Банка на проведение банковских операций и соблюдения в течение этого года установленных Национальным Банком пруденциальных нормативов и иных обязательных норм и лимитов, за исключением случаев, разрешенных Национальным Банком.

      Акционеры банка, являющиеся его учредителями, после его преобразования в открытое акционерное общества не могут иметь каких - либо дополнительных преимуществ или нести какие - либо дополнительные обязанности по сравнению с другими акционерами. Порядок выдачи и основание отказа в выдаче разрешения на открытие банка определяются банковским законодательством. Разрешение на открытие банка имеет юридическую силу до принятия Национальным Банком решения о выдаче банку лицензии на проведение банковской операции. Банк создается в порядке, определяемом гражданским законодательством Республики Казахстан для юридических лиц, с учетом особенностей, установленных банковским законодательством.

Информация о работе Функции коммерческих банков