Функции коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить роль и значение коммерческих банков как основного звена кредитной системы в Республике Казахстан. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие основные задачи:
- определить понятие и принципы организации коммерческих банков, их роль и функции в кредитной системе нашей страны;
- раскрыть зарубежный опыт функционирования коммерческих банков;
- изучить нормативное регулирование коммерческих банков Республики Казахстан;
- рассмотреть финансовые показатели деятельности коммерческого банка на примере одного из самых устойчивых банков Казахстана - АО «Цеснабанк».

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
Глава І. Коммерческий банк – основной элемент банковской системы............
1.1. Понятие и принципы организации коммерческих банков.........................
1.2. Роль коммерческих банков в кредитной системе.......................................
1.3. Функции коммерческих банков...................................................................
Глава ІІ. Нормативное регулирование коммерческих банков Республики Казахстан.........................................................................................................................................
Заключение........................................................................................................

Список использованных источников...........................................................

Файлы: 1 файл

кур1.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

      Учредительный договор о создании банка должен, помимо сведений, предусмотренных действующим  законодательством, содержать в  обязательном порядке:

      - сведения об учредителях, включая  полное наименование и место  нахождения каждого из них,  а также данные об их государственной  регистрации (для юридических  лиц), имя, гражданство, место жительства  и данные документа, удостоверяющего  личность (для физических лиц);

      - сведения о количестве, категориях  и номинальной стоимости акций.  Наименование банка должно в  обязательном порядке содержать  слово "банк" или производное  от него слово. 

      Уставный  капитал банка оплачивается в  национальной валюте Республики Казахстан за счет продажи акций либо взносов учредителей. Учредителями и акционерами банка могут быть юридические и физические лица - резиденты и нерезиденты Республики Казахстан.

      Заявление о выдаче разрешения на открытие банка  должно быть рассмотрено Национальным Банком в течение трех месяцев со дня представления заявителем последней дополнительной информации или документа, запрошенного Национальным Банком, но не более шести месяцев со дня приема заявления.

      Национальный  Банк письменно уведомляет заявителя  о принятом решении. Уведомление направляется по адресу, указанному в заявлении о выдаче разрешения на открытие банка. Государственная регистрация банка осуществляется органами юстиции на основании разрешения Национального Банка на открытие банка и данных, подтверждающих согласование его учредительных документов с Национальным банком. Национальный Банк является единственным лицензиаром на территории Республики Казахстан, уполномоченным на выдачу лицензий на проведение операций, отнесенных в соответствии с настоящим Законом к категории банковских..

      В целях обеспечения финансовой устойчивости банков, защиты интересов их депозиторов, а также поддержания стабильности денежно - кредитной системы Республики Казахстан Национальный Банк осуществляет регулирование деятельности банков, в том числе путем:

      - установления пруденциальных нормативов  и других обязательных к соблюдению  банками норм и лимитов, включая  нормы резервных требований, провизии  против сомнительных и безнадежных  активов;

      - издания обязательных к исполнению банками нормативных правовых актов,  инспектирования деятельности банков;

      - выдачи рекомендаций по оздоровлению  финансового положения банка;

      - наложения санкций на банки  или их должностные лица.

      Регулирование деятельности банков осуществляется как  в отношении отдельного банка, так и на консолидированной основе, то есть в отношении банковской группы. Правила консолидированного надзора устанавливаются Национальным банком.  В состав пруденциальных нормативов, устанавливаемых Национальным Банком для их обязательного соблюдения банками, входят: минимальный размер уставного капитала банка; коэффициент достаточности собственного капитала; максимальный размер риска на одного заемщика; коэффициент ликвидности; лимиты открытой валютной позиции.

      В целях покрытия убытков, связанных с осуществлением банковской деятельности, банки обязаны формировать резервный капитал. Резервный капитал создается за счет чистого дохода банков до выплаты дивидендов по простым акциям. Минимальный размер резервного капитала банка устанавливается Национальным Банком. В целях обеспечения надлежащего уровня контроля и надежности своей деятельности в соответствии с характером и масштабом проводимых операций банки обязаны осуществлять классификацию выданных кредитов и других активов, выделяя сомнительные и безнадежные требования и создавая против них провизий (резервы) в порядке и на условиях, устанавливаемых Национальным Банком в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В случаях ухудшения финансового положения банка Национальный Банк вправе поставить перед его акционерами вопрос о необходимости финансового оздоровления, смене руководства или реорганизации банка, включая выдачу рекомендаций:

      - об ограничении принятия депозитов;

      - об увеличении уставного капитала;

      - о прекращении выплат дивидендов и увеличении провизий;

      - о сокращении расходов посредством  закрытия отдельных филиалов  и представительств;

      - о постоянном или временном  отстранении от должности любого  из должностных лиц или работников  банка;

      - о приостановлении или ограничении некоторых видов банковских операций с повышенной степенью риска.

      Национальный  Банк вправе применить санкции к  банку вне зависимости от примененных  ранее к нему мер воздействия. Банк, у которого отозваны лицензии на проведение всех банковских операций, не вправе осуществлять банковскую или иную деятельность, обязан прекратить все операции по имеющимся банковским счетам, за исключением случаев, связанных с текущими расходами на содержание банка и зачислением поступающих в банк денег. Банк может быть ликвидирован:

      - по решению его акционеров  при наличии разрешения Национального  Банка добровольная ликвидация);

      - по решению суда в случаях,  предусмотренных законодательными  актами Республики Казахстан  (принудительная ликвидация).

      Прекращение деятельности банков, в том числе по основанию банкротства, осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан с учетом требований закона. В целях обеспечения интересов кредиторов и принятия решений с их участием в процедурах добровольной и принудительной ликвидации банков создается комитет кредиторов. Состав комитета кредиторов добровольно ликвидируемого банка утверждается Национальным банком по представлению ликвидационной комиссии банка. Банк на основании решения общего собрания акционеров вправе обратиться в Национальный Банк с ходатайством о даче разрешения на его добровольную ликвидацию.

      3 Финансовые показатели деятельности  АО «Цеснабанк» по состоянию  на 01.01.2008 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение. 

      С переходом экономики Казахстана к рынку перед банками открываются совершенно новые горизонты. В результате приватизации и разгосударствления собственности все шире развиваются частная собственность, коллективные и акционерные формы собственности, кооперативное движение. Появляются предприниматели, коммерсанты, соответственно имущий класс в обществе. По мере развития рыночных отношений в экономике и обществе, усиливается экономическая роль банков. В их работе на первое место взамен административно-командных выдвигаются экономические методы. Повышается значение стоимостных инструментов банковского воздействия на экономику.

      Для большинства коммерческих банков в  настоящее время характерна явная  тенденция к универсализации, к  превращению в «финансовый супермаркет», где клиенты банка могут воспользоваться  практически любой денежно-финансовой услугой. В нашей конкретно-исторической обстановке первых этапов становления рыночных структур универсализация деятельности коммерческих банков представляется явной, если не единственной возможностью выживания, развития и дальнейших перспектив существования. Вместе с тем, по мере развития и укрепления рыночных отношений, формирования реальных механизмов разделения властей и полномочий для каждого банка, на повестку дня встает вопрос поиска своей специализированной ниши или оптимального региона деятельности. Такие поиски будут вынуждать многие банки к глубокой перестройки своей деятельности.

      Говоря  о современных коммерческих банках, необходимо подчеркнуть, что, как и  другие звенья кредитной системы, они  постоянно эволюционируют, меняются формы операций, методы конкуренции, система контроля и управления. В последние годы конкуренция в банковской сфере силилась благодаря более широкой поддержке открытия отделений банков, появлению электронных терминалов и распространению международных банковских операций. Конкуренция усилилась и в связи с быстрым ростом других финансовых институтов.

      Обладая значительным по размерам собственным  капиталом, коммерческие банки в  потенциале могут превратиться в  крупных инвесторов, то есть самым  непосредственным образом воздействовать на развитие народного хозяйства в целом, вмешиваться в структурные перестройки и даже определять перспективу многих секторов экономики. Приобретая в довольно больших масштабах статус акционерно-правовой формы управления собственностью и формирования капитала, коммерческие банки могут превратиться в мощных финансистов и в значительной степени диверсифицировать свою деятельность на основе создания многочисленных холдингов, дочерних фирм и предприятий, а также развития различных форм участия.

      Основным  средством придания банкам их подлинной  экономической роли является формирование в обществе правильного рыночного  понимания категории коммерческого  банка и создание для этого  комплекса регуляторов, позволяющих  удерживать их в рамках такого представления. Очень важное место в таком комплексе должны занять механизмы саморегулирования, которые должны выработать сами коммерческие банки с учетом своей миссии, выраженной в четко продуманной и обоснованной стратегии их развития. 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы: 

      1. Указ президента РК от 30.03.1995 г.  «О Национальном Банке  РК»  

      2. Закон Республики Казахстан "О  банках и банковской деятельности" №17-РК от 03.02.96г. 

      3. Банки и банковские организации  в Республики Казахстан: Основные  законодательные акты. – Алматы: Юрист, 2001.- 108с. Закон РК «О банках и банковской деятельности в РК» 

      4. Банковское дело. Учебник/Под ред.  Лаврушина О.И. – Москва: Финансы  и статистика, 2001. – 672с. 

      5. Банковское дело. Учебник/Под ред.  Сейткасимова Г.С. – Алматы: Каржы_каражат, 2000. – 576с. 

      6. Давлетова М.Т. Кредитная деятельность  банков в Казахстане: Учебное  пособие. Алматы: Экономика, 2001.- 186с. 

      7. Жуков Е.Ф. Банки и банковские  операции. – М.:  ЮНИТИ, 2000. 

      8. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки. - М.: ЮНИТИ, 2000.-468с. 

      9.Ильясов  К.К., Мельников В.Д. Финансы. Учебник  для экономических специальностей  вузов. – Алматы: Қаржы-қаражат, 2000. – 456 с. 

      10. Коваленко А.П., Колбачев Е.Б. и  др. Финансы и кредит. – Ростов  н/Д: Феникс, 2003.-411с. 

      11. Миржакыпова С.Т. Банковский учет в Республике Казахстан. Учебник. Ч.1. –Алматы: Экономика, 2002. – 784с. 

      12.Нуркенов  Н.Ж. Консалтинговая оценка потенциала  частных инвестиций. Учебно-методическое  пособие. – М. 2005. - 215 с.. 

      13.Оноприенко  В. И. Ретроспективный анализ  институциональных  ограничений частного инвестирования в переходной экономике // Политическая экономия и экономическая политика: приоритеты и механизмы. Сборник научных статей. / М.: ИЭ РАН, 2008. – первое издание – 654с. 

      14. Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. Тагирбекова К.Р. – Москва: Издательский дом «ИНФРА-М», Издательства «Весь мир», 2001. – 720с. 

      15. Романовский М.В. Финансы, денежное  обращение и кредит. – М.: Юрайт-издат, 2004.-684с. 

      16. Сенчагов В.К., Архипов А.И. и  др. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.-356с. 

      17. Бекболатулы Ж.К. Коммерческие  банки Казахстана: проблемы и  приоритеты // Экономика Казахстана, 2008г., № 9-10.  

      18. Искаков Н. «Проблемы и перспективы  развития банковского сектора» Банки Казахстана, 15.08.2008 г. 

      19. Программа социально-экономического  развития Республики Казахстан  на среднесрочную перспективу  Казахстанская правда, 12.06.2008 г. 

      20. Консолидированная отчетность АО  «Цеснабанк» - 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.

Информация о работе Функции коммерческих банков