Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении форм и методов воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕИЯ В
РФ……………………………………………………………................5
1.1.Теоретические особенности сферы здравоохранения 5
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая государственное 6
воздействие на сферу здравоохранение в РФ. 6
1.3.Современное состояние сферы здравоохранения в РФ 10
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 17
2.1. Формы воздействия государственных финансов на
здравоохранение в РФ 17
2.2. Методы воздействия государственных финансов на здравоохранение в РФ 18
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 27
3.1. Проблемы развития здравоохранения в РФ 27
3.2. Перспективы развития здравоохранения в РФ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

     1.3. Современное состояние сферы здравоохранения в РФ

 

     Постперестроечный период в России ознаменовался демографической катастрофой. По настоящее время демографическая ситуация пока еще остается неблагоприятной. Сокращение численности населения, начавшееся в 1992 году, продолжается. Однако темпы уменьшения численности населения в последние годы существенно снизились.

     Приведенные в табл. 1 данные характеризуют современную демографическую ситуацию и демонстрируют улучшение показателей рождаемости и смертности  в  РФ. 

Таблица 12

    Демографические показатели в Российской Федерации в период 2006-2010гг. 

Годы Всего, тыс. человек На 1000 человек  населения
Родившихся умерших естественный прирост родившихся умерших естественный прирост
Все население
1995 1363,8 2203,8 -840 9,3 15 -5,7
2000 1266,8 2225,3 -958,5 8,7 15,3 -6,6
2001 1311,6 2254,9 -943,3 9 15,6 -6,6
2002 1397 2332,3 -935,3 9,7 16,2 -6,5
2003 1477,3 2365,8 -888,5 10,2 16,4 -6,2
2004 1502,5 2295,4 -792,9 10,4 16 -5,6
2005 1457,4 2303,9 -846,5 10,2 16,1 -5,9
2006 1479,6 2166,7 -687,1 10,4 15,2 -4,8
2007 1610,1 2080,4 -470,3 11,3 14,6 -3,3
2008 1713,9 2075,9 -362 12,1 14,6 -2,5
2009 1761,7 2010,5 -248,8 12,4 14,2 -1,8
 

     Снижение  темпов сокращения численности населения  обеспечено главным образом увеличением  рождаемости и снижением смертности. В 2009 году родились 1762 тыс. детей, что на 50 тысяч больше чем в предыдущем. Коэффициент смертности (на 1000 населения) в 2009 году по сравнению с предыдущего годом существенно не изменялся.

     Показатель  материнской смертности на 100 000 родившихся живыми в 2007 г. снизился на 7,2% по сравнению с 2006г. Младенческая смертность на 1 000 родившихся живыми в 2007 г. снизилась на 7,8 % по сравнению с 2006 г. За 2008г. по сравнению с 2007г. младенческая смертность снизилась на 8,3% и составила 8,8 на 1000 родившихся живыми.

     На рис.1 представлены данные, отражающие младенческую смертность в РФ. 

     

     Рис.1 Младенческая смертность в 1960-2008 гг.1 

     Но  ситуация с демографией по-прежнему вызывает опасение: если в нашей стране за одну минуту рождается три человека и умирает четыре, то в Китае за ту же минуту рождается 38, умирает 16, в США, соответственно, 8 и 4, в Африке 8 и 3. В Индии в минуту фиксируется 48 рождений и 17 смертей, в Пакистане - 10 и 3. Правда, в Европе и Японии прирост населения нулевой: рождается столько же, сколько и умирает.3

     После распада СССР здоровье населения  России стремительно ухудшается. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется более 200 млн. различных  заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (14%), органов пищеварения (8%). В 2007 году впервые признаны инвалидами 1,8 млн. человек4, из которых детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет 642 тысячи человек.

     В последние годы в результате активной политики государства  наметилась устойчивая тенденция к снижению осложнений и смертности от социально значимых заболеваний. Так, в 2009 году по сравнению с 2008 годом, смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 4,7%; от болезней органов дыхания – на 12%; от внешних причин смерти – на 10,3%, в том числе от случайных отравлений алкоголем – на 19,7%, от транспортных травм – на 6,3%. 5

     Исходя  из данных о количестве населения России в 2009г. – 142млн. человек – в табл. 2 приведены абсолютные показатели заболеваемости социально опасными заболеваниями.

     Таблица 22

     Социально значимые заболевания населения России в 2009г. 

     Социально значимые заболевания Абсолютные  показатели, чел.
Туберкулез 289015
ВИЧ-инфекция 41549
Злокачественные новообразования 475432
Психические расстройства 92253
Алкогольные психозы, хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания 221822
Венерические  заболевания 93136
Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин 12945113
Отравление  лекарственными средствами 105550
Осложнения  хирургических и терапевтических  вмешательств 20240
 

     В 2008г. зарегистрировано 7008 человек с болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), и 18908 человек - с бессимптомным инфекционным статусом, вызванным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в том числе детей в возрасте до 17 лет включительно - соответственно 184 человека и 393 человека.6

     В июле 2008г. зарегистрировано 2 случая заболевания дифтерией и 1 случай заболевания корью (за аналогичный месяц 2007г. - 9 случаев и 3 случая соответственно). По сравнению с тем же месяцем предыдущего года на 4,8% больше выявлено больных туберкулезом, на 5,3% - сифилисом, на 42,9% - бессимптомным инфекционным статусом, вызванным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), на 43,1% - болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека.1

     Показатели  здоровья населения в целом отрицательно сказываются на ожидаемой продолжительности жизни. Рисунок 2 отражает продолжительность жизни мужчин и женщин в РСФСР и РФ. 

     Рис. 2 Продолжительность жизни в РСФСР и РФ1 

     По  средней продолжительности жизни  мужчин - 62 лет - Россия занимает 134-е место в мире, по тому же показателю у женщин – 74 лет - 100-е.7 

     Среди причин, негативно влияющих на состояние  здоровья населения также можно  выделить алкоголь, насилие в обществе, дорожно-транспортные происшествия, плохая экологическая обстановка, несчастные случаи, самоубийства, отравления.

      Основные характеристики российской смертности указывают на алкоголь как ее важнейший фактор. За первую половину 90-х годов продажа спиртных напитков на душу населения возросла более чем вдвое. Доля крепких напитков в структуре потребления — более чем на треть, а процент некачественного алкоголя — до 38 %. В 1993—2006 годах ежегодно в России от алкогольных отравлений умирало около 40 тыс. чел.1 Однако с 2004 года в России началось устойчивое снижение смертности от отравления алкогололем.1 В 2009 году от этой причины умерли 21,3 тыс. человек, что является самым низким показателем после 1992 года.

     Также основной угрозой жизни является уровень насилия в обществе.

Россия  входит в пятёрку «лидеров» по количеству убийств среди стран, на территории которых не ведется  широкомасштабных военных действий. С 2002 года в России наблюдается устойчивое снижение количества убийств и самоубийств. К 2009 году число самоубийств снизилось до 37,6 тыс. (самый низкий показатель в новейшей истории России), а число убийств — до 21,4 тыс. (самый низкий показатель после 1990 года).8

     В РФ высокая смертность на дорогах. В 2009 году в результате несчастных случаев на транспорте погибли 30,1 тыс. человек.1

     Немаловажную  роль играет плохая экологическая обстановка. Выбросы промышленных отходов и автомобильных выхлопов повышают риск онкологических и респираторных заболеваний.

     Таким образом, на сегодня показатели здоровья населения России достигли катастрофического уровня, и за последние 5 лет их резко отрицательная динамика сохраняется (за исключением некоторой стабилизации показателей здоровья матери и ребенка). В сложившейся ситуации в первую очередь требуется, чтобы главным приоритетом государственной политики в области здравоохранения стало сокращение тех видов заболеваний, которые дают наиболее высокие показатели инвалидности и смертности населения, а также заболеваний, имеющих особую социальную значимость в связи с кризисной демографической ситуацией в стране. Это, прежде всего, болезни, угрожающие репродуктивному здоровью и состоянию здоровья матерей и новорожденных; социально значимые заболевания, представляющие особую угрозу для здоровья нации в целом: СПИД/ВИЧ, алкоголизм и наркомания.

     Главной целью развития здравоохранения  в России является преодоление депопуляции населения путем стабилизации и снижения показателей смертности граждан от наиболее значимых видов заболеваний и рисков. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

                                 ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА

                             ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РФ

              

        2.1. Формы воздействия государственных финансов на

               здравоохранение в РФ

 

     Государственное финансовое воздействие на экономику  – это одна из форм участия государства  в экономике, состоящая в его  воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень, темпы развития и благосостояние населения страны. Это воздействие, направленное на предотвращение развития возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации  финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

     Все формы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, как показывает анализ мирового экономического опыта, можно разбить на следующие группы:

    • экономическое регулирование(прямое и косвенное)
    • административное регулирование

     К административным методам относится разнообразные меры, которые  основываются не на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа. Такие как:

лицензирование, стандартизация, сертификация субъектов  и аттестации специалистов; контроль новых технологий, медицинских манипуляций; разработка и установление стандартов качества по отдельным направлениям, контроль за их соблюдением; разработка, внедрение и контроль санитарных правил, норм и нормативов; другие.

     К прямому экономическому регулированию  относят многообразные формы  безвозвратного целевого финансирования:

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения в РФ