Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении форм и методов воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕИЯ В
РФ……………………………………………………………................5
1.1.Теоретические особенности сферы здравоохранения 5
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая государственное 6
воздействие на сферу здравоохранение в РФ. 6
1.3.Современное состояние сферы здравоохранения в РФ 10
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 17
2.1. Формы воздействия государственных финансов на
здравоохранение в РФ 17
2.2. Методы воздействия государственных финансов на здравоохранение в РФ 18
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 27
3.1. Проблемы развития здравоохранения в РФ 27
3.2. Перспективы развития здравоохранения в РФ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

     Финансирование  программы обязательного медицинского страхования осуществляется из фондов государственного и нижестоящих бюджетов, средств различных предприятий и учреждений, благотворительных пожертвований граждан и пр.

    • Объем медицинской помощи предусмотренный программой обязательного медицинского страхования:
    • Обеспечение первичной и скорой медицинской помощи в неотложных ситуациях: роды, травмы, отравления;
    • Лечение в амбулаторных условиях больных с хроническими заболеваниями;
    • Лечение в стационарных условиях больных с острыми заболеваниями, травмами, медицинская помощь при родах и абортах;
    • Оказание медицинской помощи на дому гражданам, которые не могут самостоятельно посетить больницу;
    • Организация профилактических мероприятий которые включают детей, инвалидов, ветеранов войны, беременных женщин, больных туберкулезом и онкологическими заболеваниями, больных с психическими расстройствами, а также больных с инсультом и инфарктом миокарда;
    • Оказание стоматологической помощи в полном объеме детям, учащимся и студентам, беременным женщинам, матерям, имеющих детей до 3 лет, ветеранам войны;
    • Выдача медикаментов на льготных условиях (для больных с заболеваниями включенными в программу льготного обслуживания);

         Таким образом, государство, используя различные финансовые формы и методы, призвано решить одну из важнейших задач  – обеспечение  необходимыми  финансовыми ресурсами  системы здравоохранения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

                        ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ

       3.1. Проблемы развития здравоохранения в РФ

 

     В первой половине 1990-х гг. была предпринята  попытка реформировать систему финансирования российского здравоохранения. Она заключалась во внедрении системы обязательного медицинского страхования (ОМС), которая должна была заменить систему бюджетного финансирования, содействовать повышению экономической стабильности работы отрасли и росту эффективности использования ее ресурсного потенциала.

     Но  на деле старую бюджетную систему лишь частично заменили на страховую. В результате стало еще хуже: эклектическое сочетание бюджетной и страховой систем породило новую «болезнь» системы здравоохранения России – снижающийся уровень ответственности за ее финансирование.

     Государственные гарантии бесплатной медицинской помощи практически на универсальной основе сегодня превратились в пустые декларации. Анализ финансовых показателей реализации территориальных программ государственных гарантий в 2008 году позволил установить дефицит их финансирования в 60 субъектах РФ.13 Платность медицинских услуг нарастает. Проведенные в последние годы обследования личных расходов населения на медицинскую помощь показывают, что объем этих расходов составляет 40-45% от совокупных затрат на медицинскую помощь (государственных и личных). Более 50% пациентов платят за лечение в стационарах, 30% - за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65% - за стоматологические услуги.14

     Частота направлений больного участковыми  врачами к специалистам у нас  превышает 30% от числа первых посещений, в то время как в западных странах 4-10%. Уровень госпитализации и особенно длительность пребывания больных в стационаре в российском здравоохранении заметно выше, чем в европейских странах. Интегрированный показатель объемов госпитализации – число койко-дней на 1 жителя – почти в 2 раза выше, чем в среднем по Европейскому Союзу. 15

     Проблемы  функционирования современной системы  ОМС могут быть условно разделены на финансовые и организационные. 16

     К основным финансовым проблемам можно отнести следующие:

     1. Острейшая нехватка денежных  средств в связи с отсутствием  ощутимого экономического роста в стране и сохраняющимся остаточным принципом финансирования здравоохраненческой отрасли.

     Доказано, что недостаточные объемы государственного финансирования здравоохранения приводят к ухудшению показателей здоровья населения, усилению неравенства между различными слоями населения в качестве и доступности медицинской помощи, приводит к обнищанию самых незащищенных слоев населения и резко снижает удовлетворенность населения медицинской помощью. Так, по результатам аудита Счетной палаты РФ выявлена зависимость между уровнем финансирования медицинской помощи и основными демографическими показателями (смертность трудоспособного населения, ожидаемая продолжительность жизни, младенческая смертность).17

     Расходы на здравоохранение в России по итогам 2008 г. составляли 3,7% что несколько ниже, чем в соседней Беларуси (3,9%). Для примера, во Франции этот показатель равен 8,9%, в Великобритании 7,2%, в Австралии 6,5%.18 На рисунке 4 можно проследить расходы на здравоохранение в различных странах мира. 

     Рис. 4 Расходы на здравоохранение по странам мира, %  от ВВП1 

       2. Недостаточное финансирование системы ОМС на страхование неработающего населения, которое имеет три основные причины:

- отсутствие  законодательной основы по размеру страхового взноса на неработающее население;

- неисполнение  закона о медицинском страховании  администрациями субъектов РФ в части страховых взносов на неработающее население;

- непогашение  сформировавшейся значительной  финансовой задолженности по страховым взносам на неработающее население в ряде субъектов РФ.

     3. Дефицит финансового покрытия территориальных программ ОМС.

 Данная  причина связана с отсутствием  сбалансированности финансовых  возможностей системы ОМС и  объемов медицинской помощи, включенных в Базовую (а, соответственно и в территориальные) программу обязательного медицинского страхования, ежегодно утверждаемую Правительством РФ. Программа основана на минимальном подушевом нормативе.

     4. Многоканальность финансирования медицинских организаций.

Многоканальность  финансирования (ОМС, добровольное медицинское страхование (ДМС), бюджет, платные медицинские услуги и т.д.) существенно снижает возможности контроля за использованием средств в ЛПУ.

В такой  ситуации личный интерес «медицинского руководителя» начинает превалировать над интересами отрасли, а коммерческие интересы страховщика, работающего в ОМС и ДМС одновременно, - над социальной значимостью «бесплатного» здравоохранения. В результате граждане остаются абсолютно бесправными перед лечебным учреждением и  одинаково заинтересованными в получении «живых» денег. Данные нарушения чрезвычайно распространены.

     5. Многовариантность и отсутствие унификации способов оплаты медицинской помощи на сегодня, оказываемой как в стационарных, так в амбулаторно-поликлинических учреждениях системы здравоохранения. 

Сохраняющиеся затратные способы оплаты и оплата медицинской помощи по смете являются недопустимыми на сегодняшний день. Многовариантность способов оплаты служит значительным препятствием при проведении межтерриториальных взаиморасчетов между ТФОМС за медицинскую помощь, оказанную гражданам за пределами территории их страхования.

     6. Низкие тарифы оплаты медицинских услуг.

Структура тарифов в системе ОМС формируется  исходя из планируемого объема и выделяемого финансирования, а не расчетной стоимости лечения законченного случая.

     7. Отсутствие динамики в структуре расходов по основным видам медицинской помощи с сохранением наиболее затратных видов ее оказания.

Так в 2001 и 2007 годах структура расходов (в %) по основным видам медицинской помощи была следующей: скорая помощь – 5,5 и 7,2; амбулаторно-поликлиническая – 29,0 и 31,5; стационарная - 64,0 и 58,6; дневные стационары – 1,5 – 2,7 (соответственно). 19

     8. Отсутствие позитивных перемен в системе оплаты труда медицинских работников. Данная проблема порождает, в значительной степени, одну из важнейших негативных особенностей российского здравоохранения на сегодня - низкое  качество оказания медицинской помощи в российском здравоохранении.

     Основные организационные проблемы в системе ОМС заключаются в следующем.

     1. Структурный полиморфизм территориальных  систем ОМС, затрудняющий управление обязательным медицинским страхованием, не позволяющий оптимизировать и унифицировать механизмы функционирования системы ОМС на территории Российской Федерации.

     2. Отсутствие законодательного решения  ряда проблем деятельности системы ОМС.

     3. Отсутствие надлежащего государственного  регулирования по основным направлениям деятельности страховой медицинской организации (СМО).  
 

     3.2. Перспективы развития здравоохранения в РФ

 

     В настоящий период времени проводится интенсивная деятельность Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по созданию Концепции развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2020 года, направлена на решение основных проблем здравоохраненческой отрасли, включая  систему обязательного медицинского страхования.

     Для решения проблем повышения качества медицинской помощи в 2005 году В.В. Путиным был объявлен Национальный проект «Здоровье».

       Проект был призван поправить ситуацию в наиболее нуждающихся в реорганизации и финансировании подотраслях здравоохранения и улучшить демографическую ситуацию в стране.

     К основным направлениям приоритетного  национального проекта в сфере здравоохранения относятся:20

  1. Развитие первичной медико-санитарной помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:
  • подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых  врачей-терапевтов и педиатров; 
  • увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»; 
  • укрепление материально-технической базы диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций;
  • профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение ВИЧ-инфицированных;
  • дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;
  • введение новых программ обследования новорожденных детей;
  • дополнительная диспансеризация работающего населения;
  • оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
  1. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:
  • увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
  • строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

     В ходе реализации приоритетного национального  проекта «Здоровье»  в состоянии здоровья населения наметился ряд положительных тенденций. На начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача. В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования. По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет.21

     Еще одним важным шагом правительства  в области охраны здоровья граждан  стало внесение поправок в закон о социальном страховании, согласно которым уплата страховых взносов с 2011 года будет повышена, а также для организаций, занимающихся программированием, для хозобществ, созданных вузами, и для резидентов технико-внедренческих зон, вводятся пониженные тарифы.

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения в РФ