Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении форм и методов воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения. Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические особенности сферы здравоохранения и нормативно-правовую базу, регулирующую государственное воздействие на сферу здравоохранения в РФ
2. Проанализировать современное состояние сферы в РФ
3. Раскрыть формы и методы воздействия государственных финансов на здравоохранение.
4. Изучить проблемы и перспективы воздействия государственных финансов на здравоохранение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В
РФ……………………………………………………………................5
1.1.Теоретические особенности сферы здравоохранения 5
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая государственное 6
воздействие на сферу здравоохранение в РФ. 6
1.3.Современное состояние сферы здравоохранения в РФ 10
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 17
2.1. Формы воздействия государственных финансов на
здравоохранение в РФ 17
2.2. Методы воздействия государственных финансов на здравоохранение в РФ 18
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 27
3.1. Проблемы развития здравоохранения в РФ 27
3.2. Перспективы развития здравоохранения в РФ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения в.doc

— 481.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный

инженерно-экономический  университет»

 

 

факультет  предпринимательства и финансов

Кафедра финансов и банковского дела

КУРСОВАЯ РАБОТА

 
 
 
 

по дисциплине «Финансы»

на  тему: «Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения в РФ».

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:.   

                                          (Фамилия И.О.)

студент  3  курса  4г. 10 мес. срок обучения

специальности 

Группа                                                      

Номер зачетной книжки  ______________

Подпись _____________

 

Проверила:.

                                           (Фамилия И.О.)

Должность:

 

Оценка: _______ Дата: ________________

Подпись _____________

 

 

 

2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Уровень здоровья населения является одним из важнейших показателей благополучия страны, а его охрана и укрепление – приоритетными направлениями  развития любого цивилизованного государства. Задачей каждой страны является обеспечение населения доступной квалифицированной и эффективной медицинской помощью независимо от базовых принципов, определяющих национальную экономику и используемой организации финансовой системы. В связи с этим развитие здравоохранения и системы его финансирования представляет собой одну из самых актуальных проблем государственной национальной экономики.

Цель данной работы состоит в изучении форм и методов воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения. Достижение данной цели связано с решением следующих задач:

  1. Рассмотреть теоретические особенности сферы здравоохранения и нормативно-правовую базу, регулирующую государственное воздействие на сферу здравоохранения в РФ
  2. Проанализировать современное состояние сферы в РФ
  3. Раскрыть формы и методы воздействия государственных финансов на здравоохранение.
  4. Изучить проблемы и перспективы воздействия государственных финансов на здравоохранение.

Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе  представлены теоретические особенности сферы здравоохранения в России, а также я рассмотрела нормативно-правовую база, регулирующую данную отрасль. Во второй главе изложен механизм финансирования здравоохранения и перечислены основные формы и методы воздействия на отрасль финансов на государственном уровне. Реально существующие проблемы, а также возможные шаги по их решению, я изложила в третьей главе.

Источниками для написания  работы для меня послужили нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок функционирования и финансирования здравоохранения; учебники актуальные на данный момент, а также издания периодической печати, освещающие современную ситуацию в отрасли; сайты сети Internet.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕИЯ В

                    РФ

      1. Теоретические особенности сферы здравоохранения

 

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера.1 Целями здравоохранения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются (ст.2 Основ):

  1. соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  2. приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
  3. доступность медико-социальной помощи;
  4. социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  5. ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

В РФ охрана здоровья населения обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения.

Органами  управления на федеральном уровне  является:

1. Федеральное Собрание  Российской Федерации;

2. Президент Российской Федерации;

3. Правительство Российской  Федерации;

4. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

На уровне субъекта Российской Федерации - орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. На муниципальном уровне - орган управления здравоохранением муниципального образования.

В настоящие время  система здравоохранения в РФ базируется на обязательном медицинском страховании. Обязательное медицинское страхование является своеобразной разновидностью государственного социального страхования: оно гарантирует равные возможности предоставления минимального объёма медицинской помощи неограниченному кругу лиц — все работающие граждане получают полисы ОМС через работодателя, а неработающие — через орган исполнительной власти.

В дополнение к обязательной (государственной)  системе медицинского страхования действует дополнительная система добровольного медицинского страхования. Функционирует она на коммерческих принципах, на которых построены страховые тарифы.

 

1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая государственное

       воздействие на сферу здравоохранение в РФ

 

Система действующего в  настоящее время российского  законодательства о здравоохранении включает в себя следующие нормативные правовые документы:

1) Конституция РФ является основным законом нашей страны. Поэтому среди нормативных правовых актов, регулирующих охрану здоровья, она занимает особое главенствующее положение. В области охраны здоровья Конституция исходит из положений «Всеобщей декларации прав человека» Генеральной ассамблеи ООН, «Конвенции о защите основных прав человека и основных свобод», «Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины» и др.

Основной закон страны в соответствии с нормами международного права включает в обязанность государства охрану труда и здоровья людей (ст.7, ч.1). Пункт 2 ст. 41 Конституции РФ устанавливает право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.

2) Федеральный закон от 22 июля 1993 г. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (далее Основы)

Основы являются базовым  нормативным актом, определяющим взаимоотношения государства, его органов, учреждений и граждан России. В частности, в них определены основные принципы деятельности медицинских учреждений и медицинских работников по практической реализации права граждан на охрану здоровья; организационные начала государственного, муниципального и частного здравоохранения, решаются вопросы его финансирования; содержится раздел о правах граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья и медико-социальной помощи, медицинской экспертизы; выделены разделы о правовой и социальной защите медицинских и фармацевтических работников, об ответственности за причинение вреда здоровью граждан, за сохранение врачебной тайны и т. д.

3) Федеральный закон от 28 июня 1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» с принятием которого с 1 января 1993 г. была введена система страховой медицины как формы социальной защиты граждан РФ. Благодаря этому Закону здравоохранение как система получило один из основных источников финансирования (помимо бюджетов всех уровней) – средства обязательного и добровольного медицинского страхования. Он определил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения, которое, согласно ст. 1, обязано гарантировать гражданам в случае необходимости получение медицинской помощи, включая и профилактическую, за счет накопленных средств.

4) Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» регулирующий правоотношения по осуществлению государственного (ведомственного) санитарного – эпидемиологического надзора; организации госсанэпидслужбы; предусматривает ответственность за нарушение санитарного законодательства.

5) Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» до введения которого Россия не имела законодательных актов в сфере обращения лекарственных средств, устанавливает приоритет государственного регулирования в вопросах контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, систему государственных органов контроля, а также правовые нормы по возмещению вреда здоровью, нанесенного гражданину в связи с применением ненадлежащих лекарственных средств.

6) Федеральный закон от 08 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» закрепивший на уровне правовых норм обязательство нашего государства по исполнению международных актов (конвенций) по наркотикам и создавший предпосылки для получения финансовой помощи ООН на противодействие незаконному обороту наркотиков

7) Федеральный закон от 17 октября 1998 г. № 157 – ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» устанавливающий основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, создал правовую основу для снижения количества инфекционных заболеваний (управляемые инфекции), которые в настоящее время представляют серьезную угрозу для безопасности страны.

8) Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 38– ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ– инфекции)» предусмотрел в ст.4 гарантии государства по нераспространению среди населения одного из самых опасных заболеваний. Обеспечение осуществления указанных гарантий Закон возложил непосредственно на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

9) Федеральный закон от 18 июня 2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» устанавливающий правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

10) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. № 913 г.  "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь. А также постановление предусматривает условия оказания, критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации (далее - граждане) на территории Российской Федерации бесплатно.

Обзор основных Федеральных  законов, принятых в области здравоохранения позволяет сделать вывод о том, что установившаяся структура законодательства о здравоохранении в настоящее время очень неоднородна по своему составу, что обусловлено спецификой регулируемых этим законодательством общественных отношений, а также уровнем законодательной разработанности этой области. При этом любой нормативный акт в сфере здравоохранения не может надлежащим образом выполнить свою социальную задачу обособленно от других. Следовательно, возникает необходимость объединения нормативных актов, посвященным вопросам охраны здоровья граждан, в единый законодательный комплекс, например, путем принятия «Кодекса законов об охране здоровья населения».

 

 

1.3. Современное состояние сферы здравоохранения в РФ

 

Постперестроечный период в России ознаменовался демографической катастрофой. По настоящее время демографическая ситуация пока еще остается неблагоприятной. Сокращение численности населения, начавшееся в 1992 году, продолжается. Однако темпы уменьшения численности населения в последние годы существенно снизились.

Приведенные в табл. 1 данные характеризуют современную демографическую ситуацию и демонстрируют улучшение показателей рождаемости и смертности  в  РФ.

 

Таблица 12

Демографические показатели в Российской Федерации в период 2006-2010гг.

 

Годы

Всего, тыс. человек

На 1000 человек населения

Родившихся

умерших

естественный прирост

родившихся

умерших

естественный прирост

Все население

1995

1363,8

2203,8

-840

9,3

15

-5,7

2000

1266,8

2225,3

-958,5

8,7

15,3

-6,6

2001

1311,6

2254,9

-943,3

9

15,6

-6,6

2002

1397

2332,3

-935,3

9,7

16,2

-6,5

2003

1477,3

2365,8

-888,5

10,2

16,4

-6,2

2004

1502,5

2295,4

-792,9

10,4

16

-5,6

2005

1457,4

2303,9

-846,5

10,2

16,1

-5,9

2006

1479,6

2166,7

-687,1

10,4

15,2

-4,8

2007

1610,1

2080,4

-470,3

11,3

14,6

-3,3

2008

1713,9

2075,9

-362

12,1

14,6

-2,5

2009

1761,7

2010,5

-248,8

12,4

14,2

-1,8

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения в РФ