Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 12:40, курсовая работа
Целью работы - является изучение рынка федеральных государственных ценных бумаг: понятие, участники и организация рынка.
Задачи:
-изучение сущности и функций федеральных государственных ценных бумаг;
-рассмотреть виды и состояние организации федеральных государственных ценных бумаг.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1 Понятие и функции государственных ценных бумаг……………………………………………………………………8
1.2 Функции и классификация государственных ценных бумаг………………………………………………………………….13
1.3 Факторы, влияющие на рынок государственных ценных бумаг………………………………………………………………….15
2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
2.1 Государственные краткосрочные облигации………………17
2.2 Облигации федеральных займов…………………………….23
2.3 Облигации внешних облигационных займов………………25
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
3.1 Эмитент, заемщик и генеральный агент рынка……………25
3.2 Дилеры……………………………………………………….26
3.3 Инвесторы……………………………………………………27
3.4 Инфраструктура рынка……………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………38
Финансовыми посредниками являются специализированные институты, оказывающие инвесторам услуги на финансовых рынках. Среди них можно выделить три основные группы:
Последние могут предоставлять инвесторам услуги по покупке\продаже ценных бумаг на организованном рынке (фондовой бирже) и коллективному инвестированию. Под коллективным инвестированием подразумевается вложение средств в инвестиционный институт, который осуществляет операции с ценными бумагами за свой счет и выплачивает доходы вкладчикам из полученной прибыли.
Инвестор заключает с дилером договор, который определяет порядок приобретения / отчуждения облигаций, осуществления операций по счету депо инвестора и порядок учета прав на облигации на этом счете, а также права, обязанности и ответственность сторон при выполнении этих операций. Требования к договору определяются нормативными актами Банка России.
Для осуществления учета
прав на государственные облигации
и регистрации каждому дилеру
и инвестору присваивается
Контролирующий орган. Контролирующим органом на рынке государственных ценных бумаг выступает Банк России.
3.4. Инфраструктура рынка
Инфраструктура рынка представляет собой скоординированные между собой депозитарную, расчетную и торговую системы.
Депозитарная система
– совокупность организаций, уполномоченных
обеспечивать учет прав владельцев на
облигации, а также перевод облигаций
по счетам депо по сделкам купли
– продажи и в других случаях,
предусмотренных
Депозитарием здесь является
юридическое лицо. Имеющее лицензию
профессионального участника
К основным функциям депозитария относятся: ведение счетов депо по договору с клиентом (такой договор называют договором счёта депо), хранение сертификатов ценных бумаг, посредничество между эмитентом и инвестором. На базе счетов депо клиентов при определённой технологии их ведения можно легко подготовить для эмитента реестр. Именно это привело во многих странах к отмиранию регистраторов как таковых - их функции перенимаются депозитарной системой.
Депозитарий не может быть дилером, инвестором или выполнять функции торговой или расчетной системы на данном рынке.
Субдепозитарий – юридическое лицо, имеющее лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности и уполномоченное на основании договоров с Банком России, и депозитарием обеспечивать учет прав инвесторов на облигации по их счетам депо, а также перевод облигаций по счетам депо инвесторов на основании договора с инвестором, указанного в п. 2.5. Положение Банка России № 219 – П. Субдепозитарием может быть только дилер.
Каждый дилер открывает в головном депозитарии два счета «депо». Один счет «депо» открывается для учета прав дилера на принадлежащие ему государственные ценные облигации. Второй счет «депо» является корреспондентским счетом «депо» субдепозитария в головном депозитарии, на котором учитываются государственные облигации, принадлежащие инвесторам, заключавшим договор с дилером.
Также в головном депозитарии открывается эмиссионный счет «депо» эмитента (Минфина России).
Регистраторы - это организации, которые по договору с эмитентом ведут реестр владельцев ценных бумаг: «…список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг». Реестр нужен эмитенту в первую очередь для отчета перед владельцами ценных бумаг, а также для контроля состава владельцев - например, массовых скупок акций.
Функции регистратора может
выполнять само акционерное общество
но, если число владельцев превышает
500, то оно должно передать ведение
реестра сторонней организации,
профессионально оказывающей
Расчеты между участниками
рынка государственных
Расчетный центр ОРЦБ – небанковская кредитная организация, уполномоченная на основании договора с Банком России обеспечивать расчеты по денежным средствам дилеров по сделкам с облигациями путем открытия банковских счетов дилеров и осуществление операций по этим счетам в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими порядок расчетов по операциям с облигациями на ОРЦБ.
Расчетный цент ОРЦБ не может быть дилером, инвестором, депозитарием или выполнять функции торговой системы на рынке.
Расчетными центрами рынка
государственных облигаций
Сделки с государственными
облигациями заключаются в
Торговые системы рынка ценных бумаг классифицируются также по сегментам рынка на:
-торговые системы первичного рынка, для которого характерна организация купли-продажи;
-ценных бумаг в форме размещения впервые выпущенных ценных бумаг;
-торговые системы вторичного рынка, на котором осуществляется обращение ценных бумаг в форме перепродажи ранее выпущенных ценных бумаг.
Торговая система организует
заключение сделок на рынке облигаций,
осуществляет расчет позиций дилеров
и клиринг. Составляет отчетные документы
по совершенным сделкам и
В торговой системе осуществляется как вторичное обращение, так и первичное размещение государственных облигаций.
При вторичном обращении
(операции с размещенными ценными
бумагами) операции с государственными
облигациями осуществляются на принципе
гарантированного исполнения сделок.
реализация данного принципа позволяет
осуществлять контроль достаточности
обеспечения и определения
Все операции с ценными бумагами (покупка или продажа) проводятся только на условиях предварительного депонирования ценных бумаг и денежных средств. Что позволяет определить достаточность обеспечения. Дилер обязан иметь на своем счете «депо» в депозитарии необходимое количество облигаций (при проведении операций по продаже) и денежных средств на счете в расчетном центре (при проведении операций по покупке облигаций). Контроль достаточности обеспечения проводиться в момент подачи дилером заявки на заключение сделки в торговую систему.
Дилер заключает сделки путем подачи заявок двух видов: лимитной или рыночной.
Лимитная заявка – заявка, выражающая намерение дилера купить / продать указанное в заявке количество облигаций по цене не выше / не ниже указанной в заявке.
Рыночная заявка – заявка, выражающая намерение дилера купить / продать указанное количество облигаций по наилучшим ценам, сложившимся в торговой системе в момент подачи заявки.
Лимитные заявки могут
быть конкурентными и
И лимитные, и рыночные заявки исполняются на условиях их безадрестности, т.е дилер не знает своего контрагента. Если дилер имеет конкретного контрагента по сделке, то он проводит в торговой системе внесистемную сделку но основании заявки с указанием на контрагента [9, с. 159-166].
По окончании торгов в торговой системе рассчитываются конечные позиции всех дилеров и инвесторов. Расчет конечных позиций позволяет определить, какая сумма денежных средств должна быть списана со счета дилера / инвестора в расчетном центе или зачислена на него и какое количество облигаций должно быть зачислено на счет «депо» дилера / инвестора в депозитарии / субдепозитпарии или списано с него.
Первичное размещение государственных облигаций через торговую систему осуществляется либо в форме аукциона, либо по фиксированной цене предложения, объявленной Минфином России.
Необходимо отметить, что первичное размещение государственных облигаций может проводиться и по закрытой подписке среди заранее определенного круга лиц. В этом случае размещение облигаций осуществляется между эмитентом и дилером / инвестором без совершения сделок через торговую систему.
При размещении облигаций в форме аукциона могут подаваться как конкурентные, так и неконкурентные заявки. В отличие от неконкурентной заявки в процессе обращения в неконкурентной заявке на аукционе указывается не количество облигаций, а сумма денежных средств, которая направляется дилером / инвестором на приобретение облигаций. Банк России может устанавливать ограничения на объем денежных средств, направляемых дилером на покупку облигаций на аукционе по неконкурентным заявкам.
В день аукциона в течение определенного времени дилеры вправе вводить в торговую систему неограниченное число конкурентных заявок и с учетом установленного лимита – неконкурентные заявки. После закрытия приема заявок, в установленное время Банк России вводит в торговую систему свою заявку на продажу всего объема выпуска по цене отсечения, т.е. с указанием минимальной цены, по которой дилеры / инвесторы могут приобрести размещаемые облигации.
Если цена не ниже отсечения, то конкурентная заявка удовлетворяется полностью. Если в двух и более конкурентных заявках указана одна цена, которая находиться на границе цены отсечения, и нет возможности удовлетворить все, то приоритет имеет заявка, которая была подана раньше по времени; при этом объем заявки значения не имеет.
Дилеры, подавшие конкурентные заявки, оплачивают их по указанной в них цене.
Особенность рынка государственных ценных бумаг в РФ состоит в том, что он является преимущественно биржевым фондовым рынком.
Заключение.
Рынок государственных ценных бумаг прошел длительную эволюцию. Первый выпуск государственных облигаций относят к временам правления императрицы Екатерины II, когда впервые был размещен внешний государственный заем. Современный рынок государственных ценных бумаг развивался достаточно противоречиво, так как имел место как дефолт 1998 года, так и дальнейшее достаточно быстрое восстановление масштабов рынка и его географии.
Государственные ценные бумаги – это форма существования государственного долга. Государственные облигации используются для финансирования дефицита бюджета, государственных целевых программ, а также для регулирования экономической активности в стране.
На российском рынке обращаются
различные виды долговых обязательств
государства: ОФЗ, ГСО и др. В настоящее
время относительной
В связи со стремлением
Правительства российской Федерации
после финансового кризиса
Большое внимание на российском
рынке государственных ценных бумаг
следует уделять выбору параметров
при выпуске новых
Информация о работе Федеральные государственные ценные бумаги