Федеральные государственные ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы - является изучение рынка федеральных государственных ценных бумаг: понятие, участники и организация рынка.
Задачи:
-изучение сущности и функций федеральных государственных ценных бумаг;
-рассмотреть виды и состояние организации федеральных государственных ценных бумаг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1 Понятие и функции государственных ценных бумаг……………………………………………………………………8
1.2 Функции и классификация государственных ценных бумаг………………………………………………………………….13
1.3 Факторы, влияющие на рынок государственных ценных бумаг………………………………………………………………….15
2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
2.1 Государственные краткосрочные облигации………………17
2.2 Облигации федеральных займов…………………………….23
2.3 Облигации внешних облигационных займов………………25
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
3.1 Эмитент, заемщик и генеральный агент рынка……………25
3.2 Дилеры……………………………………………………….26
3.3 Инвесторы……………………………………………………27
3.4 Инфраструктура рынка……………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………38

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 67.28 Кб (Скачать файл)

Также выделяют особые виды нерыночных государственных ценных бумаг в виде иностранных правительственных  серий, серий правительственных  счетов, серий местных органов  власти (например, в советской экономике  широкое распространение получили беспроцентные товарные облигационные  займы).

Таким образом, займы можно  классифицировать:

    • в зависимости от эмитента;
    • от характера выплаты доходов:

-выигрышные;

-целевые;

-беспроцентные;

-с фиксированным и плавающим процентом;

-с единовременной суммой выплаты и по частям;

-бескупонные, где доход равен разнице цены покупки и погашения;

    • по предназначению:

-для населения;

-для юридических лиц;

    • по характеру оформления:

-государственные ценные бумаги (документарная форма / бездокументарная);

-договором (для внешних займов); ценные бумаги свободно обращающиеся на рынке и займы нерыночного характера.

К основным функциям рынка  ценных бумаг относятся: учетная, контрольная, сбалансирования спроса и предложения, стимулирующая, перераспределительная, регулирующая.

Учетная функция проявляется  в обязательном учете в специальных  списках (реестрах) всех видов ценных бумаг, обращающихся на рынке, регистрации  участников рынка ценных бумаг, а  также фиксации фондовых операций, оформленных договорами купли-продажи, обеспечения долга, траста, конвертации  и др.

Контрольная функция предполагает проведение контроля за соблюдением  норм законодательства участниками  рынка.

Стимулирующая функция заключается  в мотивации юридических и  физических лиц стать участниками  рынка ценных бумаг. Например, путем  предоставления права на участие в управлении предприятия (акции), права на получение выгоды (процентов по облигациям, дивидендов по акциям), возможности накопления капитала или права стать владельцем имущества (облигации).

Перераспределительная функция состоит в перераспределении (посредством обращения ценных бумаг) денежных средств (капиталов) между предприятиями, государством и населением, отраслями и регионами. При финансировании дефицита федерального, краевых, областных и местных бюджетов за счет выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг и их реализации осуществляется перераспределение свободных финансовых средств предприятий и населения в пользу государства.

Регулирующая функция  означает регулирование (посредством  конкретных фондовых операций) различных  общественных процессов. Например, путем  проведения операций с ценными бумагами регулируется объем денежной массы  в обращении. Продажа государственных  ценных бумаг на рынке сокращает  объем денежной массы, а их покупка  государством, наоборот, увеличивает  этот объем.

Рынок ценных бумаг как  инструмент рыночного регулирования  играет важную роль. К вспомогательным  функциям фондового рынка можно  отнести использование ценных бумаг  в приватизации, антикризисном управлении, реструктуризации экономики, стабилизации денежного обращения, антиинфляционной политике.

Эффективно работающий рынок  ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению  инвестиционных ресурсов, обеспечивая  их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях (предприятиях, проектах) и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые  не имеют четко определенных перспектив развития. Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам хранить и приумножать их сбережения.

Рынок ценных бумаг имеет  свои особенности, которые связаны  с конкретной структурой обращающихся ценных бумаг, деловой активностью  тех или иных участников рынка, общим  состоянием экономики, выбранной моделью  рынка. Он должен учитывать специфику  и природу отдельных ценных бумаг  как финансовых инструментов.

1.3 Факторы, влияющие  на рынок государственных ценных  бумаг

Вкладывая средства в какой-либо инструмент фондового рынка, необходимо четко представлять, какие факторы  оказывают основное влияние на этот инструмент. Государственные ценные бумаги являются обыкновенным товаром  и поэтому цена на них, как и  на любой товар, зависит от соотношения  спроса и предложения. Чем больше спрос на товар, тем более высокой  будет цена при неизменном предложении, и, наоборот, чем меньше спрос, тем  ниже будет цена. Регулируя соотношение  спроса и предложения, эмитент может  регулировать и процентные ставки на рынке.

Однако в каждый момент времени существует нижняя граница  процентных ставок, переход за которую  сделает инвестиции невыгодными. Для  физических лиц эта граница связана  с величиной инфляции (для юридических  лиц, особенно для банков и инвестиционно-финансовых институтов, эта зависимость не столь  однозначна). В принципе, вложения в  государственные ценные бумаги должны приносить доход в реальном исчислении. Это означает, что процентные ставки по государственным ценным бумагам  должны хотя бы ненамного превышать  величину инфляции. Необходимо подчеркнуть, что должны, но не обязаны. Так как  уровень инфляции есть величина статистическая, а инвестиционные проекты осуществляются на определенный срок, то уровень инфляции, который установится в будущем, может оказаться ниже, чем на момент осуществления инвестиций. В этом случае, инвестируя средства, каждый опирается на свои инфляционные ожидания, а они у всех различны. На рынок государственных ценных бумаг существенно влияет потребность государства в средствах (то есть, величина дефицита бюджета). Чем больше дефицит бюджета, тем сильнее потребность государства в денежных средствах, выше предложение государственных ценных бумаг и, следовательно (при неизменном спросе), выше процентные ставки на рынке государственных бумаг. Большое влияние на уровень процентных ставок по государственным облигациям оказывает уровень доходности в других секторах финансового рынка. Чем выше доходность от операций на валютном, кредитном рынке, рынке акций и так далее, тем ниже будет спрос на государственные ценные бумаги и соответственно при постоянном предложении бумаг - выше процентные ставки по ним [10, с. 159-160].

Необходимо отметить, что  в нормальных условиях уровень процентных ставок на рынке государственных  бумаг оказывает гораздо более  сильное воздействие на кредитный  рынок и рынок акций, чем наоборот .

Оценка инвестиционных решений  сводится к учету и оценке влияния  всех факторов, действующих на рынке  государственных ценных бумаг. Это  требует от инвестора не только знания того, как тот или другой фактор влияет на рынок государственных  ценных бумаг, но и досконального  знания текущей ситуации, в противном  случае возможно принятие неверных решений. В российских условиях степень информированности  простых граждан о том, что  происходит на финансовых рынках страны, минимальна. Поэтому приоритетным становится вопрос о квалифицированном управляющем, который бы занимался анализом рынка и принятием инвестиционных решений.

 

 

 

 

2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

Основными нормативными актами, определившими регламент и условия  функционирования рынка государственных  краткосрочных долговых обязательств, стали Федеральные законы «О государственном  внутреннем долге Российской Федерации, «О рынке ценных бумаг», а также ряд последовавших за ними Постановлений и Указаний Правительства РФ и Банка России.

Государственные облигации  выпускаются частями, каждая из которых  обладает своими особыми условиями. Такая часть называется выпуском. Для каждого выпуска эмитентом (Минфином РФ) определяется дата размещения, дата погашения облигаций, период обращения  данного выпуска, число дней между  датами погашения и первого размещения. Также эмитент определяет объем  эмиссии, круг потенциальных покупателей, соотношении конкурентных и неконкурентных заявок при первичном размещении. Для купонных облигаций указывается  величина купона (купонов), график купонных выплат .

2.1 Государственные  краткосрочные облигации.

Начиная с 1993 г. на территории РФ выпускаются государственные  краткосрочные бескупонные облигации РФ (далее - ГКО), выпускались в виде именных дисконтных облигаций в бездокументарной форме (в виде записей на счетах депо). Гарантом погашения выступал Центральный банк Российской Федерации [3].

ГКО выпускались на разные сроки — от нескольких месяцев, до года — отдельными выпусками в  соответствии с «Основными условиями  выпуска государственных краткосрочных  бескупонных облигаций Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 года № 107. Для каждого выпуска могли  отдельно устанавливаться ограничения  для потенциальных владельцев. Выпуск считался состоявшимся, если в процессе размещения было продано не менее 20 % количества предполагавшихся к выпуску ГКО. Непроданные ГКО могли реализовывать позднее. Так же был возможен досрочный выкуп ГКО на вторичном рынке.

Каждый выпуск ГКО оформляется  глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России, являются именными ценными бумагами, номинальной стоимостью в 1000 рублей.

Владельцами ГКО могут  быть любые юридические и физические лица. При этом Минфином РФ по согласованию с ЦБ РФ может быть установлено  ограничение относительно круга  потенциальных покупателей ГКО, которое должно быть зафиксировано  в условиях их выпуска.

Все операции по обращению  ГКО, в том числе и учет их владельцев, осуществляются через учреждения ЦБ РФ или дилеров, т.е. юридических  лиц - профессиональных участников рынка  ценных бумаг, выполняющих свои полномочия на основании договора, заключенного с ЦБ РФ [5].

Для осуществления операций с ГКО предприятиям необходимо заключить  соответствующие договоры с дилерами, уполномоченными ЦБ РФ совершать  сделки с государственными ценными  бумагами.

В договоре, заключаемом  между дилером и предприятием, изъявившим желание приобрести ГКО (далее - инвестор), должны быть оговорены  права и обязанности сторон, полномочия дилера на совершение операций с ГКО, а также иные вопросы, связанные  с обращением ГКО. Кроме этого, в  договоре должен быть зафиксирован регистрационный  код предприятия, присваиваемый  дилером. Код впоследствии должен указываться  во всех операционных, регистрационных  и учетных документах, связанных  с операциями ГКО инвестора.

Предприятия имеют право  приобретать, продавать, а также  использовать ГКО в качестве средства обеспечения обязательств, т.е. залога. Никаких иных сделок, кроме заключения договоров купли-продажи и залога, владельцы ГКО совершать не вправе.

При приобретении инвестором ГКО право собственности у  него возникает с момента внесения приходной записи по счету "Депо" приобретателя. ГКО приобретаются по цене ниже номинала (с дисконтом). При погашении ГКО владельцам перечисляется в безналичной форме номинальная стоимость на момент погашения. При этом владелец имеет право на зачет стоимости погашаемых ГКО при приобретении новых ГКО следующего выпуска.

Доходом по ГКО является разница между ценой реализации (равно, как и ценой погашения) и ценой покупки.

2.2 Облигации федеральных  займов

Облигации Федерального Займа (далее ОФЗ) — облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, т. е. по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ в определенные даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга). Данные облигации попадают в категорию государственных облигаций. Все ОФЗ — среднесрочные. Место торговли — ММВБ. Вид дохода — фиксированная или переменная купонная ставка [2].

Выпускаются в целях покрытия бюджетного дефицита на основании ст. 2 Закона «О государственном внутреннем долге РФ», государством в лице Минфина РФ выпускаются облигации федерального займа сроком обращения от 1 года до 3 лет номинальной стоимостью 1000 руб., по ОФЗ-ПК – 10 и 1000 рублей.

Порядок и условия выпуска  ОФЗ установлены Генеральными условиями  выпуска и обращения облигаций  федеральных займов, утвержденными  Постановлением Правительства РФ от 15.05.95 N 458, в соответствии с которыми ОФЗ выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением в виде записей по счетам "Депо", удостоверяющих право собственности их владельцев на принадлежащие им ОФЗ. Владельцы ОФЗ не вправе требовать выдачи их на руки.

По сроку действия ОФЗ  бывают: краткосрочные; среднесрочные  и долгосрочные. Являются именными ценными бумагами, документ удостоверяющий объем прав по облигациям одного выпуска  – глобальный сертификат.

Владельцами ОФЗ могут  быть как юридические, так и физические лица, если иное не предусмотрено условиями  отдельных выпусков облигаций федеральных  займов.

Доходом по ОФЗ является купонный доход в виде процента к  номинальной стоимости ОФЗ, который  выплачивается в порядке и  размере, определяемых условиями отдельных  выпусков облигаций федеральных  займов, утверждаемых Минфином РФ совместно  с ЦБ РФ. Кроме указанных данных, отдельными условиями выпусков облигаций  определяются также номинальная  стоимость самих облигаций, периодичность  выпусков, срок и объем каждого  выпуска, тип облигаций, порядок  и формы их погашения [7, с. 3-13].

Они бывают следующих видов:

  • ОФЗ-ПК (с переменным купоном)

Начали выпускать в 1995 г, а после кризиса 1998 выпуск был прекращен. Выплата купона осуществлялась раз в полугодие. Эти облигации являются процентными именными государственными ценными бумагами и выпускаются в бездокументарной форме. Параметры отдельных выпусков облигаций определяет эмитент в глобальном сертификате и объявляет их за семь дней до начала размещения. Владелец облигации имеет право на получение суммы основного долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при погашении выпуска, и на процентный (купонный) доход, начисляемый к номинальной стоимости облигации. Поэтому рыночная стоимость ОФЗ-ПК определяется номинальной стоимостью облигации и накопленным купонным доходом.

Эмиссия осуществляется в  форме отдельных выпусков. Владельцами  облигаций могут быть и физическое, и юридическое лицо, как резидент, так и нерезидент, если иное не предусмотрено  условиями выпусков. Право собственности  на облигации устанавливается с  момента осуществления приходной  записи по счету депо, который служит для учета и хранения облигаций  в депозитарии и субдепозитарии. Поскольку облигации федеральных займов выпускаются в бездокументарной форме, то владельцы не имеют права требовать их выдачи на руки. Вместе с тем владелец облигации имеет право на получение суммы основного долга, номинальной стоимости облигации в размере 1000 руб., выплачиваемой при погашении выпуска, или имущественного эквивалента, если это предусмотрено условиями выпуска, а также на получение дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации федеральных займов.

Информация о работе Федеральные государственные ценные бумаги