Центробанк и его роль в банковской системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в детальном рассмотрении Центрального банка РФ как органа, отвечающего за денежно-кредитную политику страны и определении его роли в современной банковской системе

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История создания и развития Центрального банка Российской Федерации и основы его функционирования на современном этапе…………5
1.1. История Центрального банка РФ……..………………………………5
1.2. Организационная структура и правовой статус Центрального банка РФ…………………………………………………………………………..10
1.3. Цели и задачи деятельности Центрального банка РФ и его роль в банковской системе РФ……………………………….…...…………..…16
Глава 2. Особенности денежно-кредитной политики Центрального банка РФ…………………………………………………………………………………19
2.1. Функции Центрального банка РФ……………………………..……19
2.2. Операции Центрального банка РФ……..…………………………...26
2.3. Инструменты денежно-кредитного регулирования………………..28
2.4. Приоритетные задачи и основные ориентиры денежно-кредитной политики Центрального банка РФ на современном этапе……………..30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Центробанк и его роль в банковской системе РФ.docx

— 73.93 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Организационная структура и правовой статус Центрального банка РФ

Как и любой институт или организация, Центральный банк РФ имеет свою собственную структуру, каждый элемент которой выполняет определенные функции и играет свою роль в функционировании всего Банка.

Организационная структура Центробанка РФ представлена следующим образом. Верхушкой иерархии, то есть высшим органом власти, отвечающим за деятельность Банка, является Совет директоров. Совет директоров подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Совет директоров является руководящим коллегиальным органом, который включает в себя Председателя банка и 12 членов. Совет директоров проводит заседания минимум 1 раз в месяц. Одно и то же лицо может занимать пост Председателя Банка не более трех раз подряд. Что касается остальных членов Совета, то они назначаются сроком на 4 года Государственной Думой РФ по представлению Председателя, что также в обязательном порядке согласовывается с Президентом РФ.

Нужно отметить, что согласно Федеральному закону о Центральном банке Российской Федерации, для всех членов Совета Директоров существуют некоторые ограничения. Так, например, в статье 19 сказано: «Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, депутатами органов местного самоуправления, государственными служащими, а также членами Правительства Российской Федерации… Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях»2. Также более подробно ограничения и обязательства членов Совета описываются в статье 90 действующего Федерального Закона, куда можно отнести запрет на работу по совместительству, а также в кредитных и иных организациях, обязательство уведомлять Совет о покупке ими акций (долей) кредитных организаций и т.д.

На Совет директоров возложено большое количество функций:

  1. разработка и реализация единой денежно-кредитной политики государства;
  2. подготовка годового отчета Центрального банка РФ и предоставление его Госдуме РФ;
  3. утверждение сметы расходов на очередной год, а также расходов, не предусмотренных сметой;
  4. определение структуры Центрального банка РФ и утверждение порядка работы Совета директоров;
  5. установление форм и размеров оплаты труда всех служащих Центрального банка РФ, обеспечение страхования жизни, медицинского и пенсионного страхования служащих;
  6. внесение Госдуме РФ предложений и идей, связанных с изменением уставного капитала Центрального банка РФ и определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ, а также принятие решений об участии в капиталах других организаций;
  7. назначение главного аудитора Центрального банка РФ;
  8. создание и ликвидация институтов Центрального банка РФ;
  9. установление нормативов для кредитных организаций;
  10. установление процентных ставок и ставки рефинансирования и лимитов операций на открытом рынке;
  11. принятие решений об участии в международных организациях;
  12. выпуск и изъятие банкнот и монет из обращения, контроль за общим объемом выпуска наличных денег;
  13. принятие решений, касающихся вопросов о величине резервных требований, порядке использования резервов и фондов Банка России, порядке формирования резервных средств кредитными организациями;
  14. создание органа банковского надзора, проверка деятельности кредитных организаций;
  15. регулирование деятельности территориальных организаций.

Таким образом, мы видим, что Совет директоров занимается широким диапазоном деятельности, все особенности и условия которой прописаны в Федеральном законе. Деятельность Совета имеет огромное значение, поскольку он принимает решения, которые влияют на всех экономических агентов и экономику всей страны в целом. Решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов при том, что на заседании обязательно должен присутствовать Председатель или лицо, его замещающее. Установлен также кворум Совета директоров, требующий присутствия на заседании не менее семи человек, не считая Председателя или его заместителя.

Председатель ЦБ РФ принимает решения по тем вопросам, которых юридически относятся к его компетенции, а также вопросы, не закрепленные в законе ни за одним органом. В целом, Председатель контролирует деятельность всего Банка и действует от его имени, обеспечивает выполнение функций Совета директоров и других органов, подписывает договора и другие нормативные документы, присутствует на заседаниях Совета директоров и имеет решающий голос в случае равенства голосов.

Помимо Совета директоров, существует координационный орган – Национальный банковский совет. Он состоит из 12 членов, причем двое избираются Советом Федерации Федерального собрания РФ, двое – Госдумой РФ, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. Председатель ЦБ РФ также входит в Национальный банковский совет. Заседания проходят не реже 1 раза за квартал. Члены Национального банковского совета, в отличие от членов Совета директоров, работают не на постоянной основе. К основным направлениям деятельности данного органа относится: рассмотрение годового отчета Банка России; определение общих расходов на содержание служащих, медицинское страхование и страхование жизни, пенсионное обеспечение, капитальные вложения и других расходов; принятие решений по вопросам развития банковской системы и проектирование основных направлений денежно-кредитной политики страны; ежеквартальный анализ сведений о деятельности ЦБ РФ, предоставляемых Советом директоров; утверждение по инициативе Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для ЦБ РФ; формирование провизий и порядка распределения прибыли ЦБ РФ; определение аудиторской организации: назначение главного аудитора ЦБ РФ и аудитора годовой финансовой отчетности ЦБ РФ. Также Национальный банковский совет имеет право вносить в Госдуму предложения, касающиеся проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России.

Другой составной частью организационной структуры Центрального банка РФ является центральный аппарат, который состоит из департаментов по различным направлениям деятельности. Существуют департаменты, которые занимаются реализацией функций Центрального банка РФ (банковский надзор, валютные операции и т.д.), сопровождающие деятельность самого Банка (юридические, информационные и т.д.) и департаменты, занимающиеся международным сотрудничеством. Кроме департаментов, в центральный аппарат входят главные управления (Главное управление безопасности и защиты информации, Главное управление недвижимости Банка России и т.д.), пресс-центр, главная инспекция Банка России и другие управления и отделы.

Одним из главных составляющих структуры Банка России являются территориальные учреждения. К территориальным учреждениям относятся национальные банки, а также все остальные учреждения, занимающиеся банковской деятельностью, банковскими операциями и банковским обслуживанием физических, юридических лиц и государственных органов на всей территории страны (главные территориальные управления ЦБ РФ, расчетно-кассовые центры, полевые учреждения). Все территориальные учреждения расположены по административно-территориальному делению, субъектам федерации и других территориальным единицам. Хотя Совет директоров имеет право создавать подобные учреждения в соответствии с экономическими районами или местах дислокации Вооруженных Сил РФ. Территориальные учреждения не являются юридическими лицами, поэтому их права ограничены, они не могут принимать решения нормативного характера, и действуют от имени Центрального банка РФ по договоренности.

К территориальным управлениям относятся расчетно-кассовые центры (РКЦ), которые являются структурными подразделениями Центрального банка РФ. РКЦ осуществляют различные банковские  операции с денежными средствами, такие как предоставление кредитов, хранение наличных денег и т.п. Главная цель РКЦ – обеспечить эффективное функционирование платежной системы.

РКЦ можно подразделить на три уровня:

  1. головной расчетно-кассовый центр;
  2. межрайонный расчетно-кассовый центр;
  3. районный расчетно-кассовый центр.

Следует сказать, что в структуре Центрального банка РФ имеются учреждения, которые, в отличие от других территориальных управлений, имеют двойственный характер – полевые учреждения. Под двойственным характером понимается то, что, с одной стороны полевые учреждения являются непосредственно составными частями Банка России и действуют независимо от органов государственной власти, а с другой стороны, они являются воинскими учреждениями и поэтому руководствуются военным законодательством и действуют в соответствии с порядком военной службы. Основными направлениями деятельности полевых учреждений является банковское обслуживание физических и юридических лиц; эмиссия наличных денег (по разрешению Банка России), а также обеспечение денежного обращения (наличные и безналичные расчеты). Вместе с тем в законе прописан перечень лиц, имеющих право пользоваться услугами полевых учреждений. К таким лицам относятся государственные органы и юридические лица, обеспечивающие безопасность РФ, воинские части, учреждения, организация Министерства обороны РФ.

Говоря об организационной структуре Центрального банка РФ, мы не можем не упомянуть о его правовом статусе, поскольку деятельность и функционирование Банка прописаны во многих законах и нормативных документах.

Правовой статус Центрального банка установлен, в первую очередь, в Конституции РФ. Согласно Статьям 71 и 75 Конституции РФ, единство регулирования банковской деятельности, создание условий для развития единого финансового рынка обеспечиваются денежной эмиссией, деятельностью федеральных банков, а также банковским, валютным и кредитным регулированием. Статус и полномочия Центрального банка РФ определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Согласно Федеральному закону, Центральный банк РФ является юридическим лицом, уставный капитал и иное имущество являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и задачами своей деятельности, которые закреплены в Законе о Банке России, ЦБ РФ пользуется правом владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а также золотовалютными резервами.

Особенностью правового статуса Центрального банка РФ является принцип независимости, согласно которому ЦБ РФ действует независимо от органов государственной власти, субъектов РФ и других экономических агентов, хотя и использует методы государственного принуждения, а также является единственным органом, в полномочия которого входит проведение денежной эмиссии и обеспечение денежного обращения.

Банк России не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам Банка России, если это не соответствует закону. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных и иных организаций, если он сам не берет на себя эти обязательства.

Центральный банк РФ подотчетен Государственной Думе РФ. Счетная палата РФ контролирует деятельность ЦБ РФ и кредитных организаций, а также деятельность ЦБ РФ, связанную с обслуживанием госдолга РФ.

Помимо Конституции РФ и федеральных законов, правовой статус Центрального банка РФ закреплен в подзаконных нормативных актах, издаваемых самим Центральным банком РФ.

 

    1. Цели и задачи Центрального банка РФ и его роль в банковской системе РФ

Цели и задачи деятельности любого центрального банка, и Банка России в том числе, вытекают из его исторического происхождения и самого понятия центрального банка. Как было определено ранее, центральный банк является главным звеном во всей банковской системе, поэтому основными целями его деятельности являются укрепление денежного обращения, обеспечение стабильности национальной валюты и ее курса по отношению к валютам других государств, усовершенствование банковской системы в целом, экономический рост, обеспечение устойчивости на финансовом и валютном рынках. Цели центрального банка любой страны прописаны в законах и имеют нормативный характер.

В Федеральном законе о Центральном банке РФ закреплены определенные цели, к достижению которых стремится Банк России. К ним относятся:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
  • развитие финансового рынка Российской Федерации;
  • обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.3

Традиционно центральный банк призван решать пять главных задач.

Во-первых, Банк России играет роль эмиссионного центра страны, то есть является единственным органом, имеющим монопольное право на выпуск денежных знаков. Во-вторых, он выступает в качестве регулятора экономики, используя денежно-кредитные методы, иными словами проводит денежно-кредитную и валютную политику России. В-третьих, как отмечалось ранее, Банк России является «банком банков», то есть проводит операции преимущественно с другими банками страны, регулирует и контролирует их деятельность, хранит их кассовые резервы, предоставляет им кредиты (будучи кредитором последней инстанции). В-четвертых, Банк России также является банкиром правительства, предоставляя кредиты и обслуживая государство, поддерживая различные государственные экономические программы и размещая ценные бумаги, а также храня золотовалютные резервы страны. И, наконец, очевидным фактом становится то, что ЦБ РФ выступает в роли расчетного центра страны, будучи посредником между остальными банками, находящимися на территории страны, при выполнении операций, связанных с безналичными расчетами.

Как мы видим, цели и задачи деятельности Банка России указывают нам на роль его в банковской системе и на особую значимость Банка как главного органа, регулирующего денежно-кредитную политику всей страны. Мы частично уже раскрыли сущность центрального банка, когда говорили об истории его развития. Помимо того, что центральный банк регулирует банковскую систему, он также занимается организацией и функционированием финансовой системы государства, то есть обслуживает государственный долг, решая проблемы финансовой политики страны. Недостаток финансов всегда может быть восполнен грамотным проведением денежно-кредитной политики и использованием имеющихся у денежно-кредитной системы ресурсов, чем и занимается центральный банк. В этом смысле он является уникальным учреждением, без которого не может  обойтись государство.

Информация о работе Центробанк и его роль в банковской системе РФ