Центральный банк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:14, реферат

Описание работы

Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 105.11 Кб (Скачать файл)

Для России, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние  годы можно считать уникальную диспропорциональность  в экономике, возникшую как следствие  командно-административной системы. Советской  экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени (норма накопления, по некоторым  оценкам, достигла 1/2 национального  дохода против 15-20% в странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в  ВНП, высока степень монополизации  производства, распределения и денежно-кредитной  системы, низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе и  другие особенности 

Цены в России в течение последних  десятилетий повышались. Общий их уровень в государственной и  кооперативной торговле с 1928 г. по 1940 г. вырос в 6,5 раза. К 1947 года, моменту  реформы цен и зарплаты, система  пришла к троекратному удорожанию против довоенного. А зарплата увеличилась  на 45,8%. В то же время 25 млрд. руб. у  населения изымали практически  обязательные тогда госзаймы. Это  было базой для некоторого последующего понижения цен.

Командная система, устанавливая твердые  ставки заработной платы, должна иметь  и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цена подобной экономической политики - подавленная  инфляция, которая проявляется в  виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.

Ценообразование на рынке товаров  и услуг в командной экономике  можно графически проанализировать на рис. 1.

Равновесная цена, определяемая соотношением спроса и предложения в точке  С, равна уровню PC. Государство устанавливает  постоянные цены (PKL), при которых объем предложения товарной массы OQK, а объем спроса OQL.

Рис.1.

В результате QKQL=KL - это хронический дефицит товарной массы, запрограммированный низкими стабильными ценами. Дефицит - неизбежное следствие так называемых стабильных цен.

Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную  инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять  открытую форму.

1990 год оказался рубежным, последним  годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве  бывших союзных республик, годовые  темпы прироста цен составили  от 3 до 5% (см. табл. 1). С 1991 года темпы  инфляции стали измеряться десятками,  сотнями и тысячами даже десятками  тысяч процентов в год. Увеличение  цен в России к 1996 году составит 4658 раз (см. табл.1).

В 1992 году экономическая реформа  в России стала делать первые шаги. Правительство России начало проводить  последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен  и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой  нарастания платежного кризиса жесткая  финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос  на валюту повысился, валютные резервы  были исчерпаны за короткий срок и  курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.

В 1993 году сохранялся высокий уровень  инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и кредитной  эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся  до 15-20% в месяц, то снижался почти  до нуля.

Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная  способность доллара снизилась  до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стада критически низкой, усилилось  вытеснение отечественных товаров  импортными.

Весной 1994 года инфляция снизилась  до 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной - в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась од 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца, а вынудил  их на эти действия рост невозвращенных кредитов.

Рост цен оказался ниже запланированного в 1994 году (4-5% в месяц летом при  запланированном 15%-ном среднемесячном росте цен), что привело к снижению поступления в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования, хронической  задержке выплаты зарплаты.

Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.), обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операции помогла компенсировать убытки.

В 1995 году правительство сделало  еще несколько шагов вперед в  управлении финансами. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило  объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для  валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало  рубль и повысило предложение  рублевых средств.

Введение валютного коридора снизило  инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился относительно высокий рост потребительских  цен - 4-5% в месяц, но он компенсировал  более высокий рост оптовых цен  по сравнению с розничными в первом полугодии. Годовой рост потребительских  цен снизился с 840% в 1993 году до 220 - 1994 и 130% - в 1995 году.

Конечной целью стабилизационной политики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем за месяц, или около 25% в целом за год. На протяжении девяти месяцев 1996 года в  динамике цен в основных секторах российской экономики сохранялась  общая тенденция последовательного  снижения их темпов роста. Так, месячный сводный индекс потребительских  цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс оптовых цен  предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре.

Либерализация цен в январе 1992 года создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная  инфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением качества товаров и  услуг) превратилась в открытую.

Перевод инфляции из подавленной форму  в открытую путем освобождения цен  имел своим итогом рост цен на товары и услуги в десятки и сотни  раз. Общий индекс потребительских  цен декабря 1992 года к декабрю 1991 года под данным Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходов населения  за тот же период - 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993 года - уже  более 50 %, то есть экономик страны вошла  в состояние гиперинфляции. В 1992, 1993, 1994 г.г. цены росли такими темпами, что за три года они увеличились  более чем в 1000 раз. За это же время  предложение товаров и услуг  в реальном выражении сократилось  более чем наполовину. Валовой  внутренний продукт России снизился в 1992 году на 19%, в 1993 году - на 12% и в 1994 году - на 15% Журнал "Деньги и кредит". - 1995. - N 2. - С.22..

Еще большими темпами падали инвестиции: в 1992 году на 40%, в 1993 г. - на 12% и в 1994 году - на 26%. Падение физического объема реализованной товарной продукции  было существенно перекрыто ростом цен на эту продукцию и услуги, т.е. денежным фактором, что нашло  отражение в росте ВВП и  промышленной продукции в текущих  ценах.

Несмотря на замедление роста цен  в 1994 году по сравнению с предшествующими  годами, инфляция вес равно находилась на гиперинфляционном уровне. Высокая  инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода от прежней  командно-директивной к новой  рыночной экономике. Какова же природа  Российской инфляции?

Как утверждает директор Института  экономического анализа Илларионов А.Н.: "Природа российской инфляции, равно как и содержанием экономической  политики, способной обеспечить ее подавление, уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Все многообразие точек  зрения можно свести к двум: по одной - инфляция имеет немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой - это чисто монетарное явление" Журнал "ЭКО". - 1995. - N 10. - С.2..

В соответствии с монетарным подходом инфляция - это денежный феномен, а  ее динамика определяется количество денег в экономике. Темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно  пропорциональны темпам прироста реального  продукта. При стабильных значениях  скорости обращения денег и прироста реального продукта инфляция определяется темпами роста денежной массы. Снижением  реального продукта при стабильном уровне денежной массы приводит к  повышению темпов инфляции, поскольку  меньшему объему продукта противостоит прежнее количество денег. Возрастание  же объемов реального продукта при  прежнем объеме денежной массы способствует дефляции - снижению уровня цен.

Эта концепция была положена в основу экономической программы правительства  РФ с 1992 года и с некоторыми изменениями  сохраняется до наших дней.

Важнейшим фактором, определяющим темпы  инфляции, выступает скорость денежного  обращения. Динамика этого показателя за последние годы несколько раз  менялась. В январе 1992 года произошел  резкий рост скорости обращения денег - с 1,4 до 5,7 раза в год. Затем в первой половине 1992 года она росла, а в  августе-ноябре того же года - падала. С  декабря 1992 г. по апрель 1993 г. скорость обращения денег стабильно возрастала, увеличиваясь с 5,4 до 11,4 раза. Затем  с апреля по август 1994 г. скорость денежного  обращения резко снизилась на 25% Журнал "ЭКО". - 1995. - N 10. - С.17..

Как при переходе от низкой инфляции к высокой скорость денежного  обращения растет, демонстрируя низкий спрос на национальную валюту, так  как при переходе от высокой инфляции к низкой спрос на национальную валюту возрастает и скорость денежного  обращения падает.

Интенсивная денежная эмиссия апреля-августа 1994 года привела к повышению темпов инфляции в октябре 1994 г. - январе до 14-18%. Сокращение темпов прироста денежной массы осенью-зимой 1994-1995 г.г. обеспечило снижение темпов инфляции до 8-11% в феврале-мае 1995 г. и летом до 5%.

Одним из главных источников, поддерживающих высокие темпы прироста денежной массы является финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных инструментов.

На примере бывших социалистических стран видно, что размеры дефицита, бюджета в процентах к валовому внутреннему продукту, в большинстве  случаев достаточно хорошо сочетаются с масштабами денежной эмиссии и  темпами инфляции (см. рис. 1,2).

Отсутствие дефицита бюджета в  странах Балтии позволило им в  течение последних лет обеспечить самые низкие темпы прироста денежной массы. В странах с наиболее значительными  бюджетными дефицитами - Армении, Грузии, Азербайджане, Украине - наблюдались  и самые высокие темпы инфляции. Но здесь есть и исключения. Так, в некоторых странах - Белоруссии, Казахстане - незначительные размеры  бюджетного дефицита не были препятствием для весьма высоких темпов инфляции. Дело в том, что высокие темпы  инфляции в этих странах были вызваны  денежной эмиссией. В России и Молдавии наличие бюджетных дефицитов  в крупных размерах (7-12% ВВП) приводило  примерно к вдвое более низким темпам прироста денежной массы и  инфляции.

Причина здесь в том, что рост денежной массы и инфляции вызываются не наличием бюджетного дефицита, а  размерами той части, которая  покрывается за счет эмиссионных  источников.

В 1995 году в России проводилась  очень жесткая бюджетная политика. Согласно закону о Федеральном бюджете  федеральные расходы в 1995 году планировались  на уровне 26,7% ВВП. Фактически же в первой половине года этот показатель был  равен 17,3% ВВП Социально-экономическое  положение России январь-июнь 1995 г..

Бюджетный дефицит в первой половине 1995 года снизился до 3,2% ВВП Краткосрочные  экономические показатели. РФ. Москва, июль 1995 г.. Кредиты ЦБР для его  покрытия намного уменьшились. Если в феврале-июне 1994 г. задолженность  правительства Центробанку выросла  на 11%, то за аналогичный период 1995 года - лишь на 11%.

Основные положения немонетаристского  подхода отвергают чисто денежную трактовку инфляции. Она сочетает в себе действие и факторов инфляции спроса и инфляции издержек, причем влияние факторов инфляции спроса не играет доминирующей роли. Это отчетливо  проявляется в отставании увеличения денежной массы от роста цен.

В первом полугодии 1995 года несмотря на меры по ограничению объемов денежно-кредитной  эмиссии, темпы инфляции сохранялись  достаточно высокими и превышали  уровень сопоставимого периода 1994 года.

Подводя итог рассмотрению некоторых  аспектов экономической динамики за последние годы, можно сделать  вывод, что в целом совокупное влияние причин, порождающих инфляцию, оказалось компенсировано факторами, сдерживающими ценовую динамику. то связано прежде всего с тем, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической  политики:

- соблюдение жестких денежных  ограничений;

- меры по стабилизации валютного  курса;

- отказ от покрытия дефицита  федерального бюджета прямыми  кредитами Банка России и переход  к государственных заимствованиям  на рынке ценных бумаг;

- принятие Правительством Российской  Федерации ряда решений, ограничивающих  рост цен на продукцию отдельных  отраслей и сектором экономики,  в первую очередь отраслей - естественных  монополистов.

Все они, будучи направленными на сжатие совокупного спроса и приведение его в соответствие с совокупным предложением, сформировали качественно  новую ценовую ситуацию, как в  потребительской сфере, так и  в реальном секторе российской экономики.

Но, несмотря на позитивный характер этих процессов, следует отметить, что  в российской экономике еще существует угроза инфляционных всплесков из-за продолжающегося экономического спада, неплатежей, искаженной структуры основного  производства и его низкой эффективности, существования секторов экономики  с различными уровнем доходности, нерешенности вопросов формирования доходной части бюджета и накопления социальных проблем в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.1. Общая  характеристика центральных банков 
 
Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.  
 
Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссий и банкнот. Несмотря на то что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству.  
 
Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.  
 
Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.  
 
Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.  
 
Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.  
 
К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.  
 
Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:

Информация о работе Центральный банк