Центральный банк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:14, реферат

Описание работы

Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 105.11 Кб (Скачать файл)

Другая обслуживающая функция  центрального банка - кредитование кредитно- банковских институтов и правительства. Являясь кредитором последней инстанции, центральные банки предоставляют  ссуды кредитно-банковским учреждениям, испытывающим временные недостатки в финансовых ресурсах.

Посредством кредитования правительства  центральные банки осуществляют финансирование государственного долга  и дефицита государственного бюджета. 
Это особенно широко используется в развивающихся странах, в которых ссуды центрального банка правительству составляют значительную часть их активов. 
Напротив, развитые государства избегают подобную практику. В связи с этим данная функция в настоящее время относится не к основным, а к дополнительным.

Еще одна обслуживающая функция  центрального банка - выполнение им роли финансового агента правительства, то есть ведение правительственных  счетов и управление активами различных  правительственных ведомств. В некоторых  странах, например в США, центральные  банки выполняют эту функцию  совместно с коммерческими банками. В других государствах, например в  Италии, центральные банки являются практически бухгалтерами государственных  учреждений.

Дополнительные функции центрального банка не связаны непосредственно  с его главной задачей (сохранение стабильности национальной денежной единицы), но способствуют ее реализации. К числу  этих функций относятся управление государственным долгом, проведение аналитических исследований и ведение  статистической базы данных, изготовление банкнот и др.

Функции проведения аналитических  и статистических исследований по своему характеру могут быть весьма неодинаковыми  и неравнозначными в центральных  банках различных стран. Исследования в области денежно-кредитной и  валютной политики в основном базируются на данных платежных балансов. Это  обусловило в некоторых странах (Бельгия, Германия, Франция, Нидерланды, Япония) делегирование центральному банку функции сбора и анализа  такого рода данных.

Большинство центральных банков осуществляют исследования экономической конъюнктуры  в реальном секторе экономики. Некоторые  центральные банки публикуют  подробные результаты проведенных  исследований (федеральные резервные  банки США, Банк Японии, Национальный банк Бельгии, Немецкий федеральный  банк, Банк Франции, Банк Англии и др).

Многие центральные банки изучают  финансовое положение предприятий  и создают централизованные службы по банковским рискам (Национальный банк 
Бельгии, Немецкий федеральный банк, Банк Франции, Банк Италии, Банк 
Испании). Кроме того, в центральных банках Германии, Бельгии, Испании, 
Италии существуют централизованные базы данных балансов предприятий.

Задача всех центральных банков - выпуск в обращение банкнот и  обеспечение их циркулировать на территории страны. При этом лишь немногие центральные банки (Италии, Великобритании, Бельгии, Испании и др.) имеют специальные  структурные подразделения по производству банкнот.

Отдельные центральные банки осуществляют связи c нeбанковской клиентурой и предоставляют  общественные услуги. Все центральные  банки поддерживают корреспондентские  отношения с финансовыми учреждениями своей страны, другими центральными банками и международными финансовыми  организациями. 
Однако коммерческие отношения с небанковской клиентурой всегда являются второстепенными.

Центральные банки могут предоставлять  определенный набор услуг коллективного  пользования. В целях улучшения  функционирования банковской системы  и отношений между коммерческими  банками и их клиентурой некоторые  центральные банки, как уже было сказано, создают централизованные службы по банковским рискам, контролируют неоплаченные векселя и пр.

Денежно-кредитная политика центрального банка

2.1 Основные задачи, цели, методы  и формы денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком, является одним из элементов экономической  политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в  обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного  обращения и рынка ссудных  капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы, В законах о центральных банках особо подчеркивается их ответственность  за стабильность денежного обращения  и курса национальной валюты.

В зарубежной экономической литературе денежно-кредитная политика разделяется  на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством проведения валютных интервенций, изменений уровня учетной ставки, а также других инструментов, оказывающих влияние  на состояние национальной денежной единицы, и «широкую», непосредственно  воздействующую на объем денежной массы  в обращении. Эти меры воздействия  взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Являясь посредником между государством и банковской системой страны, центральный  банк призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью  определенных инструментов. По мере развития кредитных систем и рынков ссудных  капиталов возможности центрального банка непосредственно воздействовать на спрос и предложение денежной массы уменьшились, но вместе с тем  расширился арсенал и повысилась эффективность рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования.

Выбор инструментов денежно-кредитного регулирования, применяемых центральными банками зарубежных государств, довольно широк. Использование различных  видов инструментов варьируется  в зависимости от направленности экономической политики страны, степени  открытости ее экономики, сложившихся  традиций и конкретных обстоятельств.

Имеющиеся в распоряжении центрального банка инструменты денежно- кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение  денег и спрос на деньги), по своей  форме (прямые и косвенные), по характеру  параметров, устанавливаемых в ходе регулирования 
(количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе.

Объекты воздействия. В зависимости  от конкретных целей денежно-кредитная  политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством  проведения кредитной экспансии  центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления  конъюнктуры; при помощи кредитной  рестрикции они пытаются предотвратить  «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый  в периоды экономических подъемов.

По форме инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными  являются инструменты, имеющие форму  директив, предписаний, инструкций, исходящих  от центрального банка и направленные на ограничения сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных  банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся  государствах.

Под инструментами рыночного характера  подразумеваются способы воздействия  центрального банка на денежно-кредитную  сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке  и рынке капиталов. 
Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее в настоящее время отмечается отход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным.

По характеру параметров, устанавливаемых  в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты  денежно-кредитного регулирования  разделяются на количественные я  качественные.

Посредством использования количественных методов оказывается влияние  на состояние кредитных возможностей банков, а следовательно, и на денежное обращение в целом.

Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования  качественного параметра рынка, а именно - стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты  денежно-кредитного регулирования  разделяются на долгосрочные и краткосрочные  в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей  денежно-кредитной политики. Под  долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной  политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых  может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся  инструменты воздействия, с помощью  которых достигаются промежуточные  цели денежно- кредитной политики.

Основными инструментами денежно-кредитного регулирования, наиболее часто используемыми  центральными банками зарубежных стран, являются установление минимальных  резервных требований, рефинансирование коммерческих банков, регулирование  официальной учетной ставки и  операции на открытом рынке. 
Однако этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно-кредитного регулирования. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничения и др. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк на том или ином этапе экономического развития.

На начальных этапах перехода к  рыночным отношениям наиболее результативными  являются прямые методы вмешательства  центрального банка в денежно-кредитную  сферу: административное регулирование  депозитных и кредитных ставок коммерческих банков, установление предельных объемов  кредитования банком своих клиентов, изменение уровня минимальных резервов. 
По мере развития рыночных отношений наблюдается переход к рыночным 
(косвенным) методам регулирования денежной массы, и прежде всего к операциям на открытом рынке и изменению уровня процентных ставок.

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ И ФОРМЫ  ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с  возникновением денег, с функционированием  которых неразрывно связана.

Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться  в Северной Америке в период гражданской  войны 1861-1865 гг. и обозначил процесс  разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также  в Англии и Франции. Широкое распространение  в экономической литературе понятие  инфляции получило в XX веке после первой мировой войны, а в советской  экономической литературе - с середины 20-х годов.

Наиболее общее, традиционное определение  инфляции - переполнение каналов обращения  денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение  денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Однако определение инфляции как  переполнение каналов денежного  обращения обесценивающимися бумажными  деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте  товарных цен, не может быть сведена  лишь к чисто денежному феномену.

Это сложное социальное явление, порождаемое  диспропорциями воспроизводства в  различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах  мира.

Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, которое возникло в связи с длительным неравновесием  на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция - это дисбаланс  между совокупным спросом и совокупным предписанием. Независимо от состояния  денежной сферы товарные цены могут  возрасти вследствие изменений в  динамике производительности труда, циклических  и сезонны колебаний, структурных  сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации  и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия  внешнеэкономических связей, стихийных  бедствий и т.п. Следовательно, рост цен, вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен - инфляция, и среди  названных выше причин роста цен  важно выделить действительно инфляционные.

Что же можно отнести к действительно  инфляционным причинам роста цен?

Во-первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных  расходов и доходов, выражающаяся в  дефиците госбюджета.

Во-вторых, инфляционный рост цен может  происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами,. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики.

В-третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами  в современной экономической  теории с изменением структуры рынка  в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной  конкуренции, когда на рынке действует  большое число производителей, продукция  характеризуется однородностью, перелив  капитала не затруднен. Современный  рынок - это в значительной степени  олигополистический рынок.

А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании  и усилении.

Информация о работе Центральный банк