Центральный Банк и его место в кредитной системе государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы было постараться ответить на эти вопросы.
В своей работе я попытаюсь раскрыть понятия кредитной и денежной систем, сущность центральных банков, расскажу об истории и формах их возникновения, попытаюсь оценить их роль, написав о функциях и денежно-кредитной политике эмиссионных банков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..….……….....3
Сущность, функции и виды денег. Денежная система и ее элементы
Возникновение, сущность и виды денег………………………..………..4
Понятие и виды денежных систем……………………………….……..11
Принципы построения и элементы денежных систем……………..…17
Кредитная система: ЕЕ сущность и принципы функционирования
2.1 Понятие и структура кредитной системы……………………………...27
2.2 Проблемы кредитной системы РФ на современном этапе……………33
3. Механизм функционирования, сущность и структура банковской системы
3.1 Сущность и эволюция банков………………………………………..…38
3.2 Понятие и признаки банковской системы……………………..………44
3.3 Современная банковская система Российской Федерации…….……..46
3.4 Банковская система Германии………………………………………….49
4. Место Центрального Банка в банковской системе
4.1 Основные цели, функции и задачи Центрального банка……………...56
4.2 Формы организации Центрального Банка …………………………….59
5. Центральный Банк Российской Федерации и его место в кредитной системе
5.1 Организационная структура и органы управления Центрального Банка Российской Федерации………………………………………………………….62
5.2 Методы и институты денежно-кредитной политики ЦБ в Рф……..…64
5.3 Единственная денежно-кредитная политика РФ: тенденции развития и перспективы до 2015 года………………………………………...……………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..75

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 135.51 Кб (Скачать файл)

Центральный банк, собирая, анализируя и публикуя объективную  информацию о ситуации в денежно-кредитной  сфере, может оперативно реагировать  на глобальные и локальные экономические  процессы. От достоверности оценки информации зависит выбор направлений  денежно-кредитной политики в целом. Принимая решение о дополнительном выпуске денежных средств, эмиссионное  управление центрального банка основывается на соответствующем экономическом  анализе ситуации в стране, чтобы  при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных  органов.

Информационно-исследовательская  деятельность центрального банка предполагает также консультирование. В порядке  информационного обмена, а также  с целью проведения консультаций центральные банки организуют встречи, конференции, в том числе на международном  уровне.

Функции центрального банка  зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решение какой-то определенной задачи.

4.2 Формы организации  ЦБ

Центральные банки в их современном виде существуют сравнительно недавно. На ранних стадиях развития капитализма четкое разграничение  между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками отсутствовало.

Коммерческие банки активно  прибегали к выпуску банкнот  для накопления капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс  централизации банковской эмиссии  в немногих крупных коммерческих банках.

Итогом этого процесса явилось закрепление за одним  банком монопольного права на выпуск банкнот. Вначале такой банк назывался  эмиссионным или национальным, а  в дальнейшем – центральным, что  соответствовало его главенствующему  положению в кредитной системе.

Первый национальный банк – шведский «Риксбанк» – был создан в 1668 г. на рубеже перехода от феодализма к капитализму; в 1694 г. был учрежден Банк Англии. Однако они не обладали исключительным правом на эмиссию денежных знаков и их функции отличались от функций современных центральных банков – например, Банк Англии поначалу должен был финансировать торговлю и промышленность, а Банк Нидерландов – внутреннюю и внешнюю торговлю.

Центральные банки в их современном виде возникли в XIX веке. В настоящее время практически  во всех странах мира имеются центральные  банки, однако, между ними есть существенные различия, обусловленные особенностями  политического и финансово-экономического развития стран базирования.

С точки зрения собственности  на капитал центральные банки  подразделяются на: государственные, капитал  которых принадлежит государству (например, центральные банки в  Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде, России); акционерные (например, в США); смешанные – акционерные общества, часть капитала которых принадлежит  государству (в Японии, Бельгии).

Некоторые центральные банки  были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а  затем национализировались (в Великобритании, Франции). Но независимо от того, принадлежит  или нет капитал центрального банка государству, исторически  между: банком и правительством сложились  тесные связи, особенно усилившиеся  на современном этапе. Правительство  заинтересовано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в  проведении экономической политики правительства.

Однако тесные связи с  государством не означают, что оно  может безгранично влиять на политику центрального банка. Независимо от принадлежности капитала центральный банк является юридически самостоятельным. Чаще всего  он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Управляющий  банка, которого могут назначать  парламент, президент, правительство, монарх, обычно не входит в состав правительства.

Существенная степень  независимости центрального банка  является необходимым условием эффективности  его деятельности, которая нередко  вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, например, приближением очередных выборов. Это  особенно важно в плане ограничения  возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для  покрытия бюджетного дефицита.

В то же время независимость  центрального банка от правительства  носит относительный характер в  том смысле, что экономическая  политика не Может быть успешной без  четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной  и финансовой политики. В долгосрочном плане политика центрального банка  прямо определяется приоритетами макроэкономического  курса правительства. В конечном счете, любой центральный банк в  той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Центральный  Банк Российской Федерациии его место в кредитной системе.

5.1 Организационная  структура и органы управления  Центрального Банка Российской  Федерации

Банк России представляет собой единую централизованную систему  с вертикальной структурой управления. В состав органов управления входят Национальный банковский совет, Председатель Банка России и Совет директоров.

Национальный банковский совет - коллегиальный орган Банка  России. В его состав входят 12 человек, из которых двое направляются Советом  Федерации Федерального собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа  депутатов Государственной Думы, трое - Президентом РФ, трое - Правительством РФ. В состав национального банковского  совета входит также Председатель Банка  России.

Органом управления Банка  России является и Совет директоров, в состав которого входят Председатель Банка России и 12 членов, работающих на постоянной основе. Председатель Банка  России назначается на должность  Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Председатель Банка России несет всю полноту  ответственности за деятельность Банка  России, обеспечивая реализацию возложенных  на него функций. Кандидатура на должность  Председателя ЦБ РФ представляется для  рассмотрения и утверждения в  Государственную Думу Президентом  РФ.

Совет директоров выполняет  следующие функции:

  1. во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  2. утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

3) рассматривает и утверждает  смету расходов Банка России  на очередной год, а также  произведенные расходы, не предусмотренные  в смете;

4) определяет структуру  Банка России;

5) принимает решения: о  создании и ликвидации учреждений  и организаций Банка России; об  установлении обязательных нормативов  для кредитных организаций; о  величине резервных требований; об изменении процентных ставок  Банка России; об определении  лимитов операций на открытом  рынке; об участии в международных  организациях; об участии в капиталах  организаций, обеспечивающих деятельность  Банка России, его учреждений, организаций  и служащих; о купле и продаже  недвижимости для обеспечения  деятельности Банка России, его  учреждений, организаций и служащих; о применении прямых количественных  ограничений; о выпуске и изъятии  банкноты и монеты из обращения,  об общем объеме выпуска наличных  денег; о порядке формирования  резервов кредитными организациями;

6) утверждает внутреннюю  структуру Банка России;

7) определяет условия  допуска иностранного капитала  в банковскую систему Российской  Федерации в соответствии с  федеральными законами.

Согласно закону, Центральный  банк разрабатывает и проводит во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную  денежно-кредитную политику. При  этом он задает основное направление  экономической политики Правительства  РФ и использует экономические рычаги для регулирования денежной массы  в обращении и направления  ее в соответствующие сферы экономики.13

 

 

5.2 Методы и инструменты денежно-кредитной политики ЦБ России.

Основными методами и инструментами  денежно-кредитной политиуи Центрального банка Российской Федерации являются:

        1. процентные ставки по операциям Банка России;
  1. нормативы обязательных резервов (резервные требования), депонируемых в Банке России;
  2. операции на открытом рынке;
  3. рефинансирование банков;
  4. валютное регулирование;
  5. установление ориентиров роста денежной массы;
  6. прямые количественные ограничения.

Процентные ставки представляют собой  минимальные ставки, по которым ЦБ РФ осуществляет свои операции. Нормативы  обязательных резервов не могут превышать 20% и не могут быть одновременно изменены более чем на 5 пунктов. Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей. Под валютными интервенциями  понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке  для воздействия на курс рубля  и на суммарный спрос и предложение  денег. Под количественными ограничениями  понимается установление лимитов на рефинансирование банков. Банк России на основе ежедневной информации контролирует состояние корреспондентских счетов банков и своими действиями стремится  поддерживать оптимальную величину средств на этих счетах, используя  различные инструменты денежно-кредитного регулирования.

Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими  и иностранными кредитными организациями:

  1. предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
  2. покупать и продавать чеки, векселя со сроками погашения не более шести месяцев;
  3. покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
  4. покупать и продавать иностранную валюту;
  5. покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
  6. проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
  7. выдавать гарантии и поручительства;
  8. осуществлять операции с фин<span class="

Информация о работе Центральный Банк и его место в кредитной системе государства