Центральный Банк и его место в кредитной системе государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы было постараться ответить на эти вопросы.
В своей работе я попытаюсь раскрыть понятия кредитной и денежной систем, сущность центральных банков, расскажу об истории и формах их возникновения, попытаюсь оценить их роль, написав о функциях и денежно-кредитной политике эмиссионных банков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..….……….....3
Сущность, функции и виды денег. Денежная система и ее элементы
Возникновение, сущность и виды денег………………………..………..4
Понятие и виды денежных систем……………………………….……..11
Принципы построения и элементы денежных систем……………..…17
Кредитная система: ЕЕ сущность и принципы функционирования
2.1 Понятие и структура кредитной системы……………………………...27
2.2 Проблемы кредитной системы РФ на современном этапе……………33
3. Механизм функционирования, сущность и структура банковской системы
3.1 Сущность и эволюция банков………………………………………..…38
3.2 Понятие и признаки банковской системы……………………..………44
3.3 Современная банковская система Российской Федерации…….……..46
3.4 Банковская система Германии………………………………………….49
4. Место Центрального Банка в банковской системе
4.1 Основные цели, функции и задачи Центрального банка……………...56
4.2 Формы организации Центрального Банка …………………………….59
5. Центральный Банк Российской Федерации и его место в кредитной системе
5.1 Организационная структура и органы управления Центрального Банка Российской Федерации………………………………………………………….62
5.2 Методы и институты денежно-кредитной политики ЦБ в Рф……..…64
5.3 Единственная денежно-кредитная политика РФ: тенденции развития и перспективы до 2015 года………………………………………...……………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..75

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 135.51 Кб (Скачать файл)

Основной задачей Бундесбанка  как центрального банка любой  развитой страны является поддержание  стабильности национальной валюты, регулирование  денежного обращения и кредита. С введением евро задача поддержания  стабильности валюты усложнилась —  Бундесбанк решает ее совместно с  Европейским Центральным банком и центральными банками других стран  зоны евро.

Для регулирования используются следующие инструменты.

• установление процентных и дисконтных ставок по операциям  Бундесбанка;

• операции на открытом рынке;

• резервные требования к кредитным учреждениям, которые  обязаны держать минимальные  резервы на счетах в Бундесбанке  в размере, определяемом Бундесбанком;

• оказание услуг в качестве финансового агента Федерального правительства  и правительств земель. Банк может  предоставлять им льготные наличные ссуды в пределах определенных в  законе лимитов, а эти государственные  органы обязаны держать свои ликвидные  средства на жиросчете в Бундесбанке. Банк может не выдавать кредиты и ссуды под ценные бумаги, за исключением кредитов институтам федеральной сферы.

Центральные банки федеральных  земель наделены и дополнительными  функциями: они обслуживают, прежде всего, соответствующие федеральные  земли и выполняют задачи, поставленные перед ними властями. Например, Земельный  банк Гамбурга призван проводить  кредитную политику, способствующую росту экономической и инвестиционной привлекательности этого города. Таким образом, руководители банка  являются одновременно предпринимателями  и государственными чиновниками  федеральной земли, что обусловливает  особо строгий контроль за их деятельностью. Однако сочетание предпринимательства  и государственного управления, как  показывает мировой опыт, не всегда эффективно.

Положительная роль Центральных  банков земель как инструмента государственной  экономической политики отнюдь не бесспорна  и отрицается сторонниками «чисто»  рыночной экономики. Европейские коммерческие банки даже обращались с жалобами в Европейскую Комиссию в Брюсселе, указывая на недопустимые конкурентные преимущества, которыми пользуются Центробанки  земель, поскольку в итоге их поручителем  в отличие от любой частной  компании являются налогоплательщики. Таким образом, они могут принимать  на себя риски, не неся ответственности  за возможные потери. Это отличие  еще более очевидно, когда Центробанки  земель вторгаются в традиционную сферу  деятельности коммерческих банков, проводя, например, эмиссию акции. В то же время Центральные банки земель вынуждены заниматься торговлей  ценными бумагами, поскольку клиенты  сберегательных касс требуют предоставления им такой услуги. Наиболее доступный  и вызывающий наибольшее одобрение  вариант разрешения данного конфликта  заключается в разделении Центральных  банков земель на учреждения, занимающиеся оказанием услуг только для сберегательных касс (например, предоставлением им наличных средств или осуществлением переводов) и не проводящие при этом собственных банковских операции, и  обычные кредитные институты  без государственных гарантий.

Основные операции Бундесбанка:

• операции с кредитными институтами

а) покупка и продажа  векселей и чеков,

б) покупка и продажа  казначейских векселей Федерального правительства,

в) выдача ломбардных кредитов на срок не более трех месяцев,

г) прием беспроцентных  депозитов на жиросчета,

д) прием на хранение активов, прежде всего ценных бумаг,

е) прием чеков, векселей, платежных требований, ценных бумаг  и процентных купонов для получения  оплаты,

ж) выполнение других банковских операций в пользу третьей стороны  после поступления покрытия,

з) покупка и продажа платежных документов в инвалютах, включая векселя и чеки, а также золота, серебра и платины,

и) проведение всех банковских операций с нерезидентами,

• операции с государственными органами Бундесбанк проводит для Федерального правительства, федеральных специальных  фондов, местных орагнов власти операции г) — и). Для этих целей он вправе выдавать однодневные кредиты. Плата за проведение операций не взимается (за исключением Почтового банка и муниципалитетов),

• операции на открытом рынке  используются для регулирования  денежного рынка. В этих целях  Бундесбанк покупает и продает по рыночным ценам долговые ценные бумаги Федерального правительства, правительств земель и муниципалитетов, собственные  ценные бумаги. Все бумаги, выпущенные до 1999 г, номинированы в евро, а операции проводятся по согласованию с Европейским  Центральным банком и Центральными банками других стран еврозоны.

Лидерами банковского  бизнеса в Германии являются четыре крупнейших банка. «Дойче Банк», «Байерише Хюпо- унд Ферайнсбанк», «Дрезднер Банк» и «Коммерцбанк». Это наиболее известные и крупные банки, чья деятельность началась еще во второй половине XIX в. (за исключением «Байерише Хюпо- унд Ферайнсбанк»). Банки организованы в форме акционерных обществ, капитал которых сильно «распылен» как внутри страны, так и за рубежом. Каждый из этих банков имеет от 200 000 до 300 000 акционеров, в том числе большое количество сотрудников «Большая четверка» входит в состав крупнейших банков мира и имеет значительную зарубежную филиальную сеть в виде дочерних банков филиалов и представительств. На рубеже тысячелетия активно прорабатывался вопрос слияния «Дойче Банка» и «Дрезднер Банка». Новый банк превратился бы в крупнейшую банковскую корпорацию мира. Однако в итоге руководство банков не нашло общего языка по ряду вопросов и новый гигант не состоялся.

Эти четыре банка — типичные универсальные банки, выполняющие  весь диапазон банковских операций. Их совокупные активы составляют более 10% всех банковских активов Германии. Они играют ключевую роль в финансировании внешней торговли, эмиссионно-учредительской деятельности и трастовых операциях  клиентов. Имея сеть из более 4000 филиалов по всей территории Германии, в общей  сложности они обслуживают около 20 млн. клиентов.

Региональные банки различаются  по организационно-правовой форме (акционерные  общества, AG; акционерные коммандитные общества, KGA, общества с ограниченной ответственностью, GmbH), по размерам активов Наиболее крупные банки этой группы также являются универсальными и имеют филиалы внутри страны и за рубежом.

К этой же группе банков относятся  и интернет-банки (Direkt-banken), которых на начало 2002 г. в Германии насчитывалось 19.

Крупнейшим банком Германии и одним из крупнейших банков мира является «Дойче Банк». В настоящее время он представляет собой международную корпорацию — группу «Дойче Банк». В банке насчитывается более 98 000 сотрудников, услугами банка пользуются свыше 12 млн. клиентов более чем в 70 странах мира. Почти 50% штата банка работают за пределами Германии.

Сильные позиции банка  на европейском рынке основаны на его глобальной активности, помимо Германии «Дойче Банк» имеет собственные филиалы в Италии, Испании, Франции, Бельгии и Польше.

По составу акционеров банк по сути интернациональный: более  Головины акций размещены за пределами  Германии. Общее число акционеров банка превышает 500 000, общее количество зарегистрированных акций составляет 616,5 млн. единиц.

Система сберегательных учреждений представляет собой сегодня самую  крупную группу финансовых учреждений, осуществляющих кредитные операции в Германии. Более 60% всего населения  имеют счета в сберегательных кассах. Основное отличие Германии от других развитых стран заключается  в том, что наиболее широко распространенные и доступные финансовые институты  являются не частными, а государственными учреждениями, основная цель деятельности которых заключается не в получении  прибыли и увеличении стоимости  акционерного капитала, а «во всеобщем благе». В этом же и основной недостаток германской банковской системы. В настоящее  время финансовое состояние более  чем 30% сберегательных учреждений Германии вызывает беспокойство. Сберегательные банки кредитуют преимущественно  средний класс — малый бизнес, подверженный наибольшим рискам. За 2001 г. «плохие кредиты» в Германии возросли на 28 млрд. евро, в том числе выданные сберегательными учреждениями —  на 20 млрд. евро. Это свидетельство  серьезного кризиса всей системы  сберегательных учреждений страны. Выход  из сложившейся ситуации специалисты  видят в слиянии сберегательных учреждений, прежде всего на региональном уровне, и этот процесс уже начался.

В Германии действует более 1600 кооперативных банков (городские  кооперативные банки называют Фольксбанк, а сельские — Рейф-файзенбанк). Это сравнительно небольшие кредитные учреждения, количество которых в последние годы постоянно уменьшается в связи с их слиянием. Членами кредитных кооперативов являются почти 15 млн. частных лиц. Совладельцем кооперативного банка может стать каждый, кто приобретет в нем хотя бы один пай. Тем самым он получает и право голоса для определения целей деятельности и управления. У каждого совладельца только один голос независимо от количества паев. Этим гарантируется равномерное распределение влияния совладельцев на деятельность банка.

Сегодня кооперативные банки  предлагают своим клиентам универсальный  ассортимент услуг, несмотря на то, что их деятельность сосредоточена  преимущественно на сберегательных вкладах и вкладах до востребования  и на выдаче краткосрочных и среднесрочных  кредитов своим членам. Надо отметить, что постоянно растет объем долгосрочных кредитов.

 

 

 

4. Место Центрального  Банка в банковской системе.

4.1 Основные цели, функции и задачи Центрального  банка

 

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основные цели их деятельности — укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и  ее курса по отношению к иностранным  валютам, развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления  расчетов.

Традиционно центральный  банк должен решать пять основных задач  — он призван быть:

1) эмиссионным центром  страны, т.е. пользоваться монопольным  правом на выпуск банкнот;

2) органом регулирования  экономики денежно-кредитными методами, т.е. проводить денежно-кредитную  и валютную политику;

3) «банком банков», т.е.  совершать операции не с торгово-промышленной  клиентурой, а преимущественно с  банками данной страны: хранить  их кассовые резервы, размер  которых устанавливается законом;  предоставлять им кредиты (кредитор  последней инстанции); осуществлять  контроль и надзор, поддерживая  необходимый уровень стандартизации  и профессионализма в национальной  кредитной системе;

4) банкиром правительства, т.е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

5) главным расчетным центром  страны, выступая посредником между  другими банками страны при  выполнении безналичных расчетов.

В большинстве стран эти  задачи центральных банков закреплены законодательством, особенно две первые — самые главные  
 
в качестве «банка банков» центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом по закону центральный банк вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей, в том числе казначейских; залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.

При решении пяти названных  задач центральный банк выполняет  определенные функции. В отечественной  и зарубежной литературе нет однозначного подхода к определению функций  центральных банков. В одних источниках их насчитывается более 10, в других — всего одна (в действующей  Конституции Российской Федерации).

В связи с этим представляется целесообразным из многообразия функций  центральных банков выделить основные (основные обязанности), без которых  невозможно достижение главной цели — сохранение устойчивости национальной денежной единицы, и дополнительные (заполняющие оставшуюся часть круга  обязанностей), способствующие достижению этой главной цели.

К основным функциям, осуществляемым подавляющим большинством центральных  банков, целесообразно отнести регулирующую, контролирующую и обслуживающую. Все  остальные являются дополнительными  функциями.

К регулирующей функции относятся: регулирование денежной массы в  обращении и управление совокупным денежным оборотом; денежно-кредитное  регулирование, разработка и проведение государственной денежно-кредитной  политики. Это достигается путем  уменьшения или увеличения объема наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных  резервов, открытого рынка, валютной политики и др., а также путем  организации платежно-расчетных  отношений коммерческих банков (нередко  последнюю относят к обслуживающей  функции).

Контролирующая функция  тесно связана с регулирующей и осуществляется путем контроля и надзора за работой кредитной  системы. Эта функция включает определение  соответствия требованиям к качественному  составу банковской системы, т.е. процедуру  допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Центральный  банк, пользуясь данными статистической отчетности кредитных организаций, осуществляет контроль за их деятельностью, выполнением установленных центральным  банком нормативов. Степень такого контроля существенно меняется в  зависимости от законодательства и  традиций отдельных стран. В некоторых  странах наряду с центральными банками  контроль и надзор за деятельностью  кредитных организаций проводят специально уполномоченные на это органы.

Обслуживающая функция включает в себя выполнение роли финансового  агента правительства и создание научно-исследовательского, информационно-статистического  центра. Во многих странах по закону центральный банк обязан давать при  необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о состоянии  кредитной системы.

Информация о работе Центральный Банк и его место в кредитной системе государства