Центральные банки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть сущность и значение центральных банков, их функций, оценить их роль в регулировании экономических процессов государства через выполнение центральными банками различных операций.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты изучения сущности центрального банка;
2) определить основные направления деятельности центральных банков, их функции и операции;
3) рассмотреть национальный опыт по организации деятельности центральных банков;
4) рассмотреть особенности экономико-правовой организации Центрального Банка Российской Федерации;
5) определить основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Аспекты деятельности центрального банка………………………..…….5
1.1 Возникновение центральных банков……………………………………..……5
1.2 Сущность и правовые основы деятельности центральных банков……..….10
1.3 Функции центральных банков…………………………………………..…….15
Глава 2. Роль центральных банков в банковской системе и экономике….…….21
2.1 Особенности деятельности Центрального банка Российской Федерации и перспективы развития……………………………………………………………...21
2.2 Денежно- кредитная политика Центрального банка Российской Федерации…………………………………………………………………………..27
2.3 Стабилизация денежно-кредитного рынка на перспективу………………..38
Заключение………………………………………………………………………….44
Список литературы…………………………………………………………………46
Приложения

Файлы: 1 файл

Tsentralnye_banki_kursovaya.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

     Объем продажи Банком России ОФЗ из собственного портфеля за первое полугодие 2011 г. составил 8,0 млрд. руб. (во II квартале — 3,7 млрд. руб.). Операции по покупке ценных бумаг на открытом рынке Банком России не проводились.                                                                                                                 

      В рассматриваемый период Банком России были приняты решения о повышении нормативов обязательных резервов по всем категориям резервируемых обязательств с 1 февраля, с 1 марта и с 1 апреля 2011 года:

  — по обязательствам кредитных  организаций перед юридическими  лицами — нерезидентами в валюте  Российской Федерации и в иностранной валюте на 1 процентный пункт в каждый из указанных этапов: с 2,5 до 3,5, с 3,5 до 4,5 и с 4,5 до 5,5%;

  — по обязательствам кредитных  организаций перед физическими  лицами в валюте Российской  Федерации и в иностранной  валюте, по иным обязательствам в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте на 0,5 процентного пункта в каждый из этапов: с 2,5 до 3,0, с 3,0 до 3,5 и с 3,5 до 4,0%.

     Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов в первом полугодии 2011 г. не изменялся и составлял для кредитных организаций 0,6 (кроме РНКО, РЦ ОРЦБ), для РНКО и РЦ ОРЦБ — 1,0. Корректировочный коэффициент, применяемый для определения суммы обязательств кредитной организации по выпущенным ею долговым ценным бумагам перед кредитными организациями — резидентами Российской Федерации, составил 0,2.                            

      Объем средств, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, на 1.07.2011 был равен 331,3 млрд. руб. (на 1.01.2011 — 188,4 млрд. руб.). При этом во II квартале 2011 г. они увеличились на 87,2 млрд. руб., что в значительной степени явилось следствием повышения нормативов обязательных резервов, предпринятого Банком России в течение I и II кварталов 2011 года.                                                                                                                

      Кредитные организации активно пользовались усреднением обязательных резервов, то есть выполняли часть обязательных резервов путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в Банке России. В течение периода усреднения с 10 июня по 10 июля 2011 г. правом на усреднение обязательных резервов воспользовались 693 кредитные организации (или 69% от общего числа действующих кредитных организаций), а усредненная величина обязательных резервов составила 430,4 млрд. руб. (в течение периода с 10 декабря 2010 г. по 10 января 2011 г. — 246,0 млрд. руб.).             В условиях высокого уровня ликвидности в первом полугодии 2011 г. спрос на инструменты рефинансирования Банка России со стороны кредитных организаций в целом снизился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.                                                                                                      

      В то же время объем внутридневных кредитов, предоставляемых в целях обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы, в январе—июне 2011 г. составил 16,1 трлн. руб. (в том числе во II квартале — 8,8 трлн. руб.), увеличившись на 28,8% по сравнению с соответствующим периодом 2010 года. Объем предоставленных Банком России кредитов овернайт для завершения операционного дня в первом полугодии 2011 г. увеличился на 14,7% по сравнению с январем—июнем 2010 г. и составил 116,6 млрд. руб. (в том числе во II квартале — 58,8 млрд. руб.).                                                                                                                                                                        Наряду с этим совокупный объем операций прямого РЕПО в первом полугодии 2011 г. составил 78,9 млрд. руб. (сделки заключались в основном во II квартале), в то время как в аналогичный период 2010 г. он был равен 1,8 трлн. рублей. Средний объем задолженности кредитных организаций перед Банком России по данному инструменту рефинансирования за II квартал составил 1,3 млрд. руб., снизившись на 0,7 млрд. руб. по сравнению с I кварталом 2011 года.               В первом полугодии 2011 г. общий объем предоставленных кредитным организациям ломбардных кредитов составил 20,8 млрд. руб., что более чем в 2 раза ниже, чем в первом полугодии 2010 года. При этом 17,6 млрд. руб. (84,6%) было предоставлено по фиксированной процентной ставке на срок от 1 до 30 календарных дней.                                                                    

     Существенно сократился спрос кредитных организаций и на кредиты под залог векселей и прав требования по кредитным договорам организаций. Общий объем таких кредитов составил в первом полугодии 2011 г. 4,9 млрд. руб. (в том числе во II квартале — 0,8 млрд. руб.), в то время как в соответствующий период 2010 г. он был равен 313,0 млрд. рублей.                                                      Операции "валютный своп" в первом полугодии 2011 г. не проводились вследствие отсутствия спроса на них со стороны кредитных организаций.                                                                            Дополнительным источником предоставления ликвидности являлось размещение временно свободных средств федерального бюджета на депозиты российских кредитных организаций. К концу первого полугодия 2011 г. объем размещенных в банках средств федерального бюджета составил 513,5 млрд. руб. (в том числе к концу II квартала — 300,5 млрд. руб.).

2.3. Стабилизация денежно-кредитного рынка на перспективу

 

В зависимости от динамики мировых цен на сырьевые товары, направления движения трансграничных потоков капитала и ответной реакции  российской экономики можно выделить три основных сценария развития национальной банковской системы: оптимистический, консервативный (наиболее вероятный) и пессимистический. Все три сценария характеризуются опережающим ростом банковского сектора по сравнению с темпами роста экономики и дальнейшим повышением емкости национального кредитно-финансового рынка.

Достижение целей развития банковского сектора будет осуществляться Правительством РФ и ЦБ РФ, согласно Стратегии11, по следующим основным направлениям:

- совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;

- формирование благоприятных условий для повышения роли банков в системе финансового посредничества;

- развитие и совершенствование системы банковского регулирования и банковского надзора;

- развитие конкурентной среды, транспарентности деятельности кредитных организаций, укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере, обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством;

- повышение требований к качеству корпоративного управления кредитных организаций;

- участие в развитии инфраструктуры банковского бизнеса.

Кроме того, правительством заявлено, что развитие банковской деятельности должно стимулироваться  преимущественно экономическими методами, а увеличение объемов банковских услуг не может достигаться в ущерб устойчивости банковского сектора.

Безусловно, в  общем цели и задачи верны, однако не до конца понятно, какие конкретные меры собирается принимать правительство  и ЦБ для их решения. Кроме того, непонятно, почему основным разработчиком  Стратегии, судя по всему, является Минфин. Очевидно, что ЦБ совершенно потерял самостоятельность. Трудно спорить с тем, что банковский сектор должен развиваться темпами, превосходящими темпы роста экономики. Однако заложенные темпы роста банковского сектора недостаточно амбициозны. Как показывает анализ, прогнозные значения роста примерно в 3 раза меньше реально сложившихся в течение последних лет. Таким образом, при отсутствии серьезных потрясений банковская система инерционно может выйти на заложенные темпы роста и раньше. Кроме того, совершенно размыты механизмы регулирования и стимулирования развития данных процессов со стороны государства. Как таковой четкой стратегии действий денежных властей не прослеживается12.

Основная задача Центрального банка России на ближайшие три года – переход к гибкому курсу рубля и адаптация инвесторов к возможным скачкам валюты из-за шоков на внешних рынках. Пройдут интервенции для поддержания курса, золотовалютные резервы снизятся с $526 млрд до $505 млрд, говорится в проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и на плановый период 2013-го и 2014 годов.

В октябре 2011 доллар стремительно рос. Средневзвешенный курс к рублю поднялся на 47,9 копейки, до 32,59 рубля. «В течение переходного периода курсовая политика будет направлена на сглаживание колебаний курса рубля к основным мировым валютам, а также на компенсацию устойчивых дисбалансов спроса и предложения на внутреннем валютном рынке», – резюмируют экономисты ЦБ. Россия сохраняет профицит счета текущих операций, и это, по мнению экспертов ЦБ, пока создает предпосылки для укрепления рубля. Но резкий рост импорта может изменить ситуацию – усилить влияние на курс состояния счета операций с капиталом и финансовыми инструментами.

В 2013–2014 годах сальдо счета текущих операций, вероятней  всего, станет отрицательным, говорится  в проекте.

Трансграничные потоки капитала могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков. Следствием этого, а также результатом сокращения участия Банка России в операциях на валютном рынке станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе, – предупреждает ЦБ.

Отток капитала продолжается. В основных направлениях денежно-кредитной  политики указан ориентир на 2011 год  – $36 млрд (ранее ЦБ ждал оттока на уровне $35 млрд).

ЦБ рассматривает три сценария денежно-кредитной политики. В пессимистичном варианте предполагается снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до $75 за баррель. Рост ВВП в этом случае составит 3,3%.

В качестве второго варианта на 2012 год используется прогноз правительства, положенный в основу проекта федерального бюджета. Он предусматривает, что в 2012 году цена на российскую нефть может составить $100 за баррель, прирост ВВП – 3,7%.

Третий, оптимистичный, вариант  развития российской экономики основывается на показателях стоимости нефти до $125 за баррель и приросте ВВП на уровне 4,7%.

В 2013–2014 годах увеличение ВВП в зависимости от выбранного варианта прогноза ожидается в диапазоне  от 3,5 до 4,8%.

ЦБ ставит задачу «перелома  тенденции оттока частного капитала за границу, начиная с 2012 года». Но при условии, что будет реализован либо правительственный вариант, либо оптимистичный. В обоих случаях случится приток капитала на уровне $10–15 млрд в год, прогнозирует ЦБ.

Пессимистичный сценарий предусматривает распродажу валюты для поддержания курса рубля.

К концу этого года золотовалютные резервы сократятся с $526 до $515 млрд. Через год (на 1 января 2013 года) до $505 млрд (при $75 за баррель).

Существующий запас  резервов позволит ЦБ страховать банки от валютных рисков. Это не является прямой обязанностью ЦБ. Но такая практика получила применение в 2008–2009 годах – прямое финансирование госбанков плюс «плавная девальвация», позволившая банкам дефакторекапитализироваться, а ЦБ – не допустить крупномасштабного банковского кризиса.

ЦБ уже потратил $6 млрд на поддержание рубля. Но если ЦБ будет  активно проводить интервенции, то рублевая масса в экономике  сократится и банки начнут повышать для бизнеса ставки по кредитам. А это приведет к еще большему замедлению экономического роста. В сентябре это уже происходило. Прогноз ЦБ при стоимости нефти в $75 – рост ВВП составит в 2012 году всего 2%.

Отпускание рубля в  совсем свободное плавание в обозримом  будущем России не грозит, учитывая высокую и только увеличившуюся во время кризиса нефтяную зависимость. ЦБ признает, что будет продолжать вмешиваться в курсообразование.

Курс доллара по состоянию  на 28 октября 2011 опустился ниже психологической  отметки 30 рублей, ниже этого уровня он был лишь в начале сентября текущего года. На саммите ЕС в среду было решено, что Греция сможет получить до 100 миллиардов евро финансовой поддержки от ЕС и МВФ в рамках второго пакета помощи, а списание ее долга может достигнуть 50%.

Саммит также решил, что ключевой показатель достаточности основного капитала банков ЕС должен быть увеличен до 9% к июню следующего года. Европейским банкам в рамках этого плана рекапитализации потребуется 106,447 миллиарда евро дополнительного капитала. Провести рекапитализацию банкам будет необходимо до середины 2012 года. Банкам ЕС запретят выплачивать бонусы работникам и дивиденды акционерам, пока не будет завершен процесс рекапитализации.

Кроме того, объем временного Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) может быть увеличен до 1 триллиона евро с нынешних 440 миллиардов евро. Кроме того, фонду может быть предоставлено право страховать от потерь покупателей бондов еврозоны. ЕФФС планируется увеличивать не за счет живых денег, а за счет гарантий.

Также ажиотаж на рынке  вызвали слухи о возможном  привлечении Китая как внешнего инвестора к участию в ЕФФС, созданном в 2010 году для оказания финансовой помощи «проблемным» странам еврозоны.

На фоне оптимизма  в Европе курс евро вырос, и пара евро-доллар в ходе торгов превысила  уровень в 1,41 доллара, что поддержало европейскую валюту и на российском рынке. Помимо этого, поддержку российской валюте оказывает продолжающийся налоговый период, 28 октября начались выплаты налога на прибыль. Кроме того, пример валютному рынку РФ подали фондовые площадки, которые демонстрировали в четверг уверенный рост. Индекс РТС перешагнул психологическую отметку 1600 пунктов, вернувшись к уровням середине сентября текущего года.

Правительство и Банк России в настоящее время готовы к возможному финансовому кризису лучше, чем в 2008 году. У ЦБ есть необходимые инструменты управления ликвидностью, правительство имеет программы субсидирования и госгарантий, есть законодательная база для докапитализации банков через ОФЗ, работает система страхования вкладов в банках, есть ряд других инструментов. Если цена на нефть снизится до 90 долларов за баррель, то вполне можно обойтись монетарными инструментами ЦБ РФ.

Основополагающей  задачей кредитно-денежной политики  является обеспечение стабильности цен, полной занятости, роста реального  объема производства  и  отсутствие  инфляции. Кредитно-денежная политика государства вызывает увеличение денежного  предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов. 

Информация о работе Центральные банки