Центральные банки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть сущность и значение центральных банков, их функций, оценить их роль в регулировании экономических процессов государства через выполнение центральными банками различных операций.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты изучения сущности центрального банка;
2) определить основные направления деятельности центральных банков, их функции и операции;
3) рассмотреть национальный опыт по организации деятельности центральных банков;
4) рассмотреть особенности экономико-правовой организации Центрального Банка Российской Федерации;
5) определить основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Аспекты деятельности центрального банка………………………..…….5
1.1 Возникновение центральных банков……………………………………..……5
1.2 Сущность и правовые основы деятельности центральных банков……..….10
1.3 Функции центральных банков…………………………………………..…….15
Глава 2. Роль центральных банков в банковской системе и экономике….…….21
2.1 Особенности деятельности Центрального банка Российской Федерации и перспективы развития……………………………………………………………...21
2.2 Денежно- кредитная политика Центрального банка Российской Федерации…………………………………………………………………………..27
2.3 Стабилизация денежно-кредитного рынка на перспективу………………..38
Заключение………………………………………………………………………….44
Список литературы…………………………………………………………………46
Приложения

Файлы: 1 файл

Tsentralnye_banki_kursovaya.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

Основные положения, которые определяют статус центрального банка:

- порядок определения основных заданий центрального банка;

- характер взаимоотношений центрального банка с органами государственной власти;

- уровень экономической независимости центрального банка;

- порядок определения руководства центрального банка.

Основные задания центрального банка во многих странах определяются на законодательном уровне, как правило, в специальном законе, который регламентирует деятельность центрального банка. Задачи центрального банка – это объективно определенные цели, достижения, к которым он должен постоянно стремиться. Долгий срок функционирования центральных банков в разных странах мира дает возможность сформулировать основные их задачи:

- обеспечение стабильности национальной денежной единицы (ценовой стабильности) и таким образом содействие стабильному экономическому росту;

- содействие эффективному развитию банковской системы и ее надежности;

- обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования платежной системы страны3.

Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого - обособленность имущества банка от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, а превышение доходов над расходами направляет в государственный бюджет, не платя при этом налоги. Это означает, что при возникновении кризисных ситуаций они в состоянии дать действенную поддержку субъектам хозяйствования путем создания резервного фонда платежных средств для предотвращения их банкротства. Экономическая независимость подчеркивает особенный статус центрального банка в сравнении с остальными властными структурами, которые финансируются за счет бюджетных ассигнований и зависят, таким образом, от выделений им средств парламентом и правительством. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством.

Однако следует отметить, что независимость центрального банка  имеет относительный характер, т.е. она не является абсолютной. Центральный банк не может проводить денежно-кредитную политику изолированно от правительства, поскольку она является составной частью общегосударственной экономической политики, и для того, чтобы денежно-кредитная политика была успешной, центральный банк обязан взаимодействовать с правительством, которое определяет фискальную, бюджетную, ценовую, инвестиционную политику и др.

По характеру собственности центральные банки можно разделить на следующие виды:

- государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центрального банка принадлежит государству в Великобритании, ФРГ, Франции, России, Дании и Нидерландах;

- акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков-членов ФРС; в Италии 100% капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям;

- смешанные: в Японии (55% - в собственности государства и 45% частных лиц) и в Швейцарии (57% - в собственности кантонов и 43% частных лиц)4.

В Приложении 1 представлены права вмешательства государства в проведение денежно-кредитной политики центрального банка в различных странах.

Некоторые центральные  банки были сразу образованы в  качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции).

Доля собственности  государства в капитале центрального банка является важнейшим фактором, определяющим его место в экономике  страны, которое в значительной степени  зависит от национальных традиций и особенностей развития банковской системы.

Однако наиболее не зависимыми от государства являются ФРС США  и Немецкий федеральный банк, хотя в США капитал федеральных  резервных банков принадлежит банкам – членам ФРС, а в ФРГ – государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций. Например, центральный банк Италии, хотя и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов.

Вторым фактором, определяющим независимость центрального банка  от государства, является процедура  назначения или выбора руководства  банка. По этому признаку центральные  банки можно сгруппировать по странам.

Первая группа – страны, в которых руководящие органы центрального банка (Президент и члены Директората) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания, Россия, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония.

Ко второй группе принадлежит  Италия, где Президент центрального банка назначается советом управляющих  Банка, в который не входят политические деятели, а затем должен быть одобрен  Советом Министров и утвержден  Президентом страны.

К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о назначении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральным банком.

В большинстве промышленно  развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее  установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы от государства.

Третьим фактором, отражающим независимость центрального банка, является степень подробности определения  в законодательстве целей и задач  его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка, во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. Так, в Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.

Например, в ФРГ цели и область функционирования центрального банка определены Конституцией, которая  формулирует основную задачу Немецкого  федерального банка как обеспечение стабильности национальной валюты. Кроме того, Законом о Немецком федеральном банке 1957 г. перед ним поставлены следующие основные задачи: регулирование денежного обращения и кредитного обеспечения экономики, осуществление платежного оборота. Причем в этом Законе подчеркивается, что Банк поддерживает экономическую политику правительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению покупательной силы денег.

В таких странах, как  США, Швеция, Италия, в законодательстве задачи центрального банка сформулированы лишь в общих чертах.

Банк Англии представляет собой исключение, так как его  задачи не зафиксированы ни в законодательном  порядке, ни предписаниями казначейства. Эти задачи базируются на национальных традициях в этой области, основанных на исторических документах.

Четвертым фактором независимости  центрального банка является законодательно установленное право государственных  органов на их вмешательство в  денежно-кредитную политику.

Наиболее низкой степенью независимости в этом плане обладают центральные банки Франции  и Италии. Определение направления денежно-кредитной политики в этих странах в законодательном порядке передано правительству. Центральный банк является лишь консультантом и должен выполнять решения правительства.

В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законодательно установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка.

В Австрии и Дании  законодательно не предусмотрено вмешательство  государства в денежно-кредитную  политику, но центральный банк обязан координировать свою политику с экономической политикой правительства.

И, наконец, центральные  банки ФРГ и Швейцарии по этому  признаку являются наиболее независимыми, так как в законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка. Кроме того, в отличие от Федеральной резервной системы США Немецкий федеральный банк не подотчетен парламенту.

Пятый фактор независимости  центрального банка – наличие  законодательного ограничения кредитования правительства.

По этому признаку независимыми являются центральные  банки Австрии, Нидерландов и  ФРГ.

Меньшая степень независимости  предоставляется во Франции и  в Японии, где объем кредитования правительства утверждается парламентом  страны и предусмотрен законодательством.

Третью группу стран  составляют Дания, Италия, Швеция и  Швейцария, в которых формально  не существует ограничения объема кредитования правительства. Это свидетельствует  о большей степени зависимости  центрального банка по этому признаку от государства.

В Великобритании и США  распределение кредитов государству  осуществляется при участии центрального банка на открытом рынке.

Таким образом, все перечисленные пять факторов независимости центрального банка свидетельствуют о месте его в экономике промышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему законом инструментария регулирования, о степени зависимости от правительства и об особой роли в денежно-кредитной системе страны. Независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе

1.3. Функции центральных банков

 

Центральный банк – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции.

Основными функциями  центрального банка являются:

- эмиссия банкнот;

- проведение денежно-кредитной политики;

- рефинансирование кредитно-банковских институтов;

- проведение валютной политики;

- регулирование деятельности кредитных институтов;

- функция финансового агента правительства;

- организация платежно-расчетных отношений5.

Центральный банк, как  правило, на монопольном положении  осуществляет эмиссию банкнот и  монет (денежных знаков). Наличность, которая  эмитируется центральным банком, является единственным законным средством  на территории страны, обязательным для принятия во все виды платежей. Центральные банки регулируют наличный денежный оборот. Кроме того, извлекают непригодные к обращению и неплатежные денежные знаки и осуществляют их утилизацию6.

Кроме наличной эмиссии, центральные банки осуществляют также безналичную эмиссию, в результате которой увеличивается объем резервов коммерческих банков, которые являются базой для роста денежной массы. Основные инструменты (каналы) безналичной эмиссии центральных банков:

- операции с ценными бумагами на открытом рынке;

- рефинансирование коммерческих банков;

- проведение девизной политики.

Денежно-кредитная политика центрального банка - совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного об ращения и кредита (совокупного денежного оборота).

Совокупный денежный оборот включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках. Во всех странах каналы обращения наличной и безналичной денежно массы связаны между собой и образуют единое целое.

Основными инструментами денежно-кредитной политики центрального банка являются:

- установление минимальных резервных требований;

- регулирование официальной учетной ставки;

- операции на открытом рынке.

Установление минимальных резервных требований. Исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, регулирования ликвидности банков и снижения уровня инфляции, центральные банки используют такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как изменение норм обязательных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в центральном банке в качестве обеспечения их обязательств по депозитам.

Обязательные резервы размещаются на счетах в центральном банке и других кредитно-банковских учреждениях. В результате повышения норм обязательных резервных требований центральный банк сокращает суммы: свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; снижение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности кредитования.

Учетная ставка используется центральным банком в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям центрального банка. Таким образом, официальная учетная ставка центрального банка — это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до вступления сроков оплаты по ним.

Другой инструмент кредитного регулирования - политика открытого рынка. В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

Информация о работе Центральные банки