Центральные банки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть сущность и значение центральных банков, их функций, оценить их роль в регулировании экономических процессов государства через выполнение центральными банками различных операций.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты изучения сущности центрального банка;
2) определить основные направления деятельности центральных банков, их функции и операции;
3) рассмотреть национальный опыт по организации деятельности центральных банков;
4) рассмотреть особенности экономико-правовой организации Центрального Банка Российской Федерации;
5) определить основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Аспекты деятельности центрального банка………………………..…….5
1.1 Возникновение центральных банков……………………………………..……5
1.2 Сущность и правовые основы деятельности центральных банков……..….10
1.3 Функции центральных банков…………………………………………..…….15
Глава 2. Роль центральных банков в банковской системе и экономике….…….21
2.1 Особенности деятельности Центрального банка Российской Федерации и перспективы развития……………………………………………………………...21
2.2 Денежно- кредитная политика Центрального банка Российской Федерации…………………………………………………………………………..27
2.3 Стабилизация денежно-кредитного рынка на перспективу………………..38
Заключение………………………………………………………………………….44
Список литературы…………………………………………………………………46
Приложения

Файлы: 1 файл

Tsentralnye_banki_kursovaya.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

Центральный банк обеспечивает кассовое, кредитное и расчетное  обслуживание коммерческих банков. В  процессе кассового обслуживания коммерческих банков он обеспечивает их наличностью в обмен на их резервы, которые сберегаются на счетах у центрального банка. В процессе кредитного обслуживания коммерческих банков центральный банк обеспечивает их дополнительными резервами с целью поддержания их ликвидности, т.е. выступает в роли «кредитора последней инстанции». Кроме того, проводя денежно-кредитную политику, центральный банк использует кредитование (рефинансирование) коммерческих банков, как инструмент денежно-кредитной политики.

В процессе расчетного обслуживания коммерческих банков центральный банк обычно выступает посредником при проведении межбанковских расчетов. Центральные банки играют ведущую роль в функционировании платежных систем: они создают электронные системы межбанковских расчетов, разрабатывают нормативно-правовые документы, которые регулируют процедуры и правила работы платежных систем, права и обязанности сторон. Например, для осуществления международных межбанковских платежей создана платежная система Европейской системы центральных банков TARGET (Трансъевропейская автоматизированная система больших денежных переводов в реальном времени). Эта система валовых расчетов, которая работает в режиме реального времени в евро. TARGET – децентрализованная система Она состоит из платежного механизма Европейского центрального банка и систем валовых расчетов в режиме реального времени (RTGS) национальных центральных банков Европейского Союза7.

Орган банковского регулирования. Регулятивная деятельность центрального банка относительно коммерческих банков обусловлена тем, что одной из его основных задач, определенной, как правило, на законодательном уровне, является содействие эффективному развитию банковской системы и ее надежности. Как орган банковского регулирования центральный банк определяет правила и нормативы, которые регламентируют деятельность коммерческих банков. Производя кассовое, кредитное и расчетное обслуживание коммерческих банков и наблюдение за их деятельностью, центральный банк имеет возможность отслеживать придерживание банками установленных регулятивных правил. Во многих странах регулирование банковской деятельности, в том числе в наблюдении за деятельностью банков, берут участие не только центральные банки, а и созданные государством специальные регулятивно-наблюдательные органы.

Центральные банки осуществляют расчетно-кассовое обслуживание правительства, принимают участие в обеспечении кассового исполнения государственного бюджета, играют заметную роль в управлении государственным долгом, в том числе, в размещении государственных ценных бумаг и их обслуживании по поручению правительства, выполняют функции советчика, консультанта правительства по вопросам денежно-кредитной политики, в некоторых странах они могут предоставлять кредиты правительству.

Информационно-статистический и аналитический центр денежной и банковской систем. Центральные банки с целью осуществления своей деятельности проводят анализ и прогнозирование состояния экономики и государства, и в первую очередь денежно-кредитных, валютных и ценовых отношений. Макроэкономический анализ и прогнозирование дают возможность центральному банку вязать денежно-кредитную политику, которую он разрабатывает, с другими мероприятиями общеэкономической политики государства: со структурно, фискальной, бюджетной, внешнеэкономической политикой и т.д. макроэкономический анализ и прогнозирование невозможно осуществить без статистической информации, поэтому центральные банки разрабатывают монетарную и банковскую статистику, публикуют статистические данные, аналитические и информационные материалы.

 

 

Глава 2. Роль центральных банков в банковской системе и экономике

2.1. Особенности деятельности Центрального банка Российской Федерации и перспективы развития

 

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации  и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»1. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так  же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая  назначает на должность и освобождает  от должности Председателя Банка  России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банка.

Национальные банки  республик, входящих в состав Российской Федерации, являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России.

Задачи и функции  территориальных учреждений Банка  России определяются Положением об этих учреждениях, утверждаемым Советом директоров. В настоящее время ЦБ РФ прорабатывается вопрос о том, что они могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Высший орган Банка России — Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета.

Члены Совета директоров работают здесь на постоянной основе. Они утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка, который является одновременно Председателем Совета директоров.

Совет директоров во взаимодействии с Правительством разрабатывает  единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение.

Структуру и штаты  центрального аппарата Банка России, а также уставы других его структурных подразделений утверждает этот Совет.

К его полномочиям  отнесены: изменения ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов; определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему России; другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы и экономики страны в целом. Каждое решение Совета директоров считается принятым, если за него проголосовало большинство членов.

Таким образом, Совет  директоров не только возглавляет и  организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков страны.

Центральный банк Российской Федерации занимает особое положение среди всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью. С одной стороны, он представляет собой орган государственного управления; с другой стороны, банк выступает как коммерческое предприятие, торгующее деньгами, хотя получение прибыли не служит целью деятельности Центрального банка Российской Федерации.

Комплекс основных функций  Банка России закреплен в ст. 4 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», в соответствии с которой Банк России:

- монопольно  осуществляет эмиссию наличных  денег и организует их обращение;  
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; 

- устанавливает  правила осуществления расчетов в Российской Федерации; 

- устанавливает  правила проведения банковских  операций. бухгалтерского учета  и отчетности для банковской  системы; 

- осуществляет  государственную регистрацию кредитных  организаций, выдает и отзывает  лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом; 
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;  
- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; 

- осуществляет  самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач; 

- осуществляет  валютное регулирование, включая  операции по покупке и продаже иностранной валюты;

- определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;  
- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;  
- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации; 

- проводит  анализ и прогнозирование состояния  экономики Российской Федерации  в целом и по регионам, прежде  всего денежно-кредитных, валютно-финансовых  и ценовых отношений;

- публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Центральный банк владеет  такими ресурсами, которыми не в состоянии  обладать ни один коммерческий банк. Это объясняется тем, что он:

-монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег и организует  их обращение;

-выступает для коммерческих  банков кредитором последней  инстанции. Они получают от  него кредиты в тех случаях,  когда исчерпали или не имеют  возможности пополнить свои ресурсы из других источников;

-от имени Правительства  управляет государственным долгом, т. е. размещает, погашает и проводит другие операции с государственными ценными бумагами, эмитированными Правительством;

-наряду с коммерческими  банками производит кассовое обслуживании бюджета, ведет счета внебюджетных фондов, обслуживает представительны и исполнительные органы власти, выдает краткосрочные ссуды Правительств и местным властям;

-является «банком  банков», так как ведет счета  коммерческих банков, связанные с межбанковскими операциями и хранением резервов8.

 Выпуск денег в  обращение, т.е. создание ресурсов путем их эмиссии, осуществляется в процессе кредитования федерального Правительства и коммерческих банков. Кредиты коммерческим банкам выдаются под их обязательства, а также в порядке учета коммерческих векселей. Правительство получает кредит в Центральном банке, представляя свои обязательства. Эмиссия также производится для закупки золота и иностранной валюты.

Надзорные и регулятивные функции Банка России выражаются в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистической отчетности, в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации. Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Надзорные органы (центральный  аппарат Банка России и его  территориальные учреждения) применяют  к кредитным организациям меры воздействия  двух типов:

• предупредительные;

• принудительные.

Конкретный состав применяемых  мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия  разных типов. Выбор мер воздействия  производится надзорными органами самостоятельно исходя из положений нормативных актов Банка России с учетом9:

Информация о работе Центральные банки