Банковский маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

В свете задач по совершенствованию финансовой системы Кыргызской Республики одним из основных направлений является дальнейшее расширение и поддержание развития банковской системы. От надежности и стабильности банковской системы в конечном счете зависит состояние денежного и кредитного рынков, призванных обеспечить экономический рост. Между тем, банкротства банков, чреватых серьезными последствиями для всей экономики в целом, до сих пор имеют место в нашей республике. Другой проблемой является ограниченность филиальной сети существующих коммерческих банков, деятельность которых в основном сконцентрирована в городах, где проходят основные платежные потоки, что не позволяет полностью обеспечивать потребности в банковских услугах сельского населения,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Содержание и специфика банковского маркетинга 6
1.1. Сущность, роль и значение банковского маркетинга 6
1.2. Исследование рынка и его инструменты 10
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности в коммерческих банках на примере ОАО «КыргызКредитБанк» 13
2.1. Стратегические направления деятельности ОАО «ККБ» 13
2.2. Оценка эффективности банковского маркетинга ОАО «ККБ» 17
Глава 3. Перспективы развития маркетинга в коммерческих банках 33
3.1. Проблемы развития маркетинга в банке 33
3.2.Совершенствование комплекса банковского маркетинга (на примере работы банка ОАО «ККБ») 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

банк маркетинг ккб кыргызкредитбанк 2012г мси.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

Доля основных средств  к общей сумме уменьшилась  в 2010 году на 15,3%, составив при этом, 22,523 тыс. сомов или 10,1%, а в 2011 году на 20% или на 11,033 тыс. сомов, хотя удельный вес возрос в 2,1%, благодаря уменьшению доли прочих активов.

Также здесь прослеживается заметное повышение удельного веса нематериальных активов, который постепенно увеличивался. В 2011 году к общей сумме основных средств нематериальные активы составили  19%  или 17,791 тыс. сомов, что на 5,4% больше по сравнению с предыдущим периодом, не смотря на то, что удельный вес составлял 7,6% или 16,878 тыс. сомов.

Из-за того, что увеличились  выданные кредиты, следовательно, постепенно увеличиваются и начисленные проценты к получению, которые в базисном периоде составляли 731 сом или 0,51% от общей суммы основных средств, в 2011 году – 1528 сомов, что в шесть раза больше по сравнению с предыдущим периодом или 1,62%.

АКБ «КыргызКредитБанк»  в течение первых двух лет принимал инвестиционное и финансовое участие, хотя и занимало незначительное место (в 2009 году удельный вес  от общей суммы составлял 1,49% или 2010 сомов, в 2010 году – 0,9%  или 1989 сомов), а в 2011 году   эта статья  равнялось нулю.

Итак, рассмотрев каждую статью, подведем итоги.

         Общая сумма  активов в 2009 году составляла 5,561,056  тыс. сомов, удельный вес основных средств к общему итогу активов составлял 76,2% или 182,063 тыс. сомов, активы денежного рынка – 23,5% или 44,07 тыс. сомов,  чистые кредиты – 0,3% или 559 тыс  сомов, операции с ценными бумагами не проводились.

В 2010 году  сумма активов была равна 6,331,336  тыс. сомам, при этом из них    275,376 тыс.  сомов или 70,64%  составляла статья основных средств. По сравнению с базисным периодом активы денежного рынка составили 36 936 тыс.сомов, доля от общей суммы активов  которого снизилось до 11,7%, за счет увеличения удельных весов ценных бумаг (14,35% или 45 321 сомов) и чистых кредитов (3,32% или 10 476 сомов).

В 2011 году активы АКБ «КыргызКредитБанк» увеличились до 12,412,552 тыс.сомов, что на 87 822 сомов или на 28% больше по сравнению с предыдущим периодом. Банк смог добиться этого из-за  уменьшения доли основных средств (с 81,3% в 2010г.  до 67,24% в 2011г.), который понизился до 94,051 тыс. сомов и  увеличения активов за счет повышения:

1. ценных бумаг, которые   увеличились и составили 84. 275 тыс.. сомов или 45,5%.

2. активов денежного  рынка (с 3 693 сомов в 2010 году  до 100 595 сомов в 2011), удельный вес от общей суммы активов составил – 24,9% .

3. чистых кредитов  почти в два раза, доля в  структуре активов равна 6,3% или  25,296 тыс. сомов против 10,476 тыс. сомов в 2010 году.

Анализ обязательств АКБ «КыргызКредитБанк» тыс. сом за 2009-2011 гг

 

   

2009

2010

2011

1.

Депозиты до востребования  юридическим  лицам

13,212

3,07

9,037

2.

Депозиты до востребования  банков и других фин. учреждений

5,705

106,506

45,209

3.

Сберегательные депозиты

5,371

0,462

1,058

4.

 Срочные депозиты  населения

0

0

5,160

5.

Срочные депозиты банкам и другим фин. учреждениям

0

0

7,587

6.

Всего депозиты

24,288

110,038

68,051

7.

Кредиты от банков

2,641

4,83

109,371

8.

Депозиты и кредиты  правительственных учреждений и местных органов власти

0,555

0,185

0

9.

Начисленные проценты к выплате

1,277

0,007

0,444

10.

Другие долгосрочные обязательства и кредиты

0

0

2,862

11.

Прочие обязательства

61,367

102,885

62,931

12.

итого обязательств

4,947,588

5,103,989

9,912,003


 

 

Анализ капитала, тыс. сом за 2009-2011 гг

 

 

Простые акции

100

100

100

 

Капитал, внесенный сверх  номинала

0,06

0,06

0,06

 

Нераспределенная прибыль

-2,856

-2,229

59,879

 

Всего капитал

613,468

1,221, 347

2,500,549


 

Из таблицы видно, что  суммарный капитал банка в  течение года увеличился в 2010 году на  627 тыс. сомов за счет акций.  

Основная часть банковских ресурсов, как известно, образуется в процессе проведения депозитных операций банка, от эффективной и правильной организации которых зависит, в конечном счете, устойчивость функционирования любой кредитной организации. Этим обусловлена мотивация выбора направления дипломной работы.

В условиях конкуренции  между банками возрастает необходимость  привлечения как можно большего количества клиентов, вкладчиков, денежные средства которых являются источником пополнения ресурсной базы банка.

Привлеченные средства банков покрывают около 90% всей потребности  в денежных ресурсах для осуществления  активных операций, прежде всего кредитных. Роль их исключительно высока. Мобилизуя  временно свободные средства юридических  и физических лип на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребность населения в потребительском кредите.

Анализ кредитных  операций банка

Фактический состав кредитного портфеля банка, по сути, обращяет его  кредитную политику. Поэтому остоновимся  на анализе структуры и коллектива кредитного портфеля банка. Он выдает кредиты согласно внутренним нормативным документом, разработанным с учетом требования законодательства КР и нормативных актов НБКР, которые полностью регулируют порядок всех операции  банка по работе с кредитами, по классификации и реструктуризации кредита и тд. Фактическая структура кредитного  портфеля  банка  характеризируются следующими показателями. Отраслевая структура кредитного портфеля ОАО “ККБ”.

Таблица 2.1.1. Структура  кредитного портфеля “ККБ”5

 

Отрасли

2009 год

2010 год

2011 год

Тыс сом

доля

Тыс сом

доля

Тыс сом

доля

Промышленность

38824

12%

32580

9%

13677

4%

Сельскохозяйство

22647

7%

50680

14%

50726

14%

Частные граждане

16176

5%

14480

4%

11273

3%

Торговля

38824

12%

202720

56%

255,131

71%

Стоительства и ипотека

6471

2%

14480

4%

16017

4%

Прочие

200990

62%

47060

13%

13401

4%

Всего кредитов

323532

100%

362000

100%

360225

100%


 

Из данных таблицы  видно, что объем кредитного портфеля банка в 2010 году увеличился по сравнению с уровнем 2009 года, а в 2011 году снизился по сравнению с 2010 годом. Наибольшую долю в общем объеме портфеля  в  течении всех рассматриваемых  периодов  занимает торговля, их доля составила в 2010 году 56%, в 2011 году – 71%. Доля кредитов сельскохозяйственному сектору в общем объме выданных кредитов состовляет за 2009 г – 7%, 2010году – 14%, 2011 год – 14%. По сравнению с 2009 годом, доля кредитов сельскохозяйственному сектору в 2010 и 2011 годах увеличилось и составила 14% от всего объема  выданных банком кредитов. Доля сельскохозяйственному сектору не велика и это объсняется тем, что в большенстве субъектов,  действующих в этом секторе экономики, обладают  очень  низкой  плотежнноспособностью  и  мало  кто  в  сотоянии  предоставить  ликвидное   залоговое  обеспечение.

Что касается кредитов промышленному  сектору объемы  кредитования следующие:

В 2009году – 12%, в 2010 –9 %, в 2011 - 4%.  Здесь наблюдается система доли в общем объме выданных кредитов.

Кредитованием  отраслей транспорта и связи банк не занимался  в течении рассматриваемого периода. Даже отраслей заготовки и переработки  в общем объме кредитных вложений также составила 0%.

Сократился объем кредитов частным лицам это связано  с тех, что в настоящее время  банком практически  не осуществляется выдача потребительских  кредитов населению (кроме своих сотрудников) так  как покупка товаров за счет средств таких кредитов производится, как правило, в рассрочку,  а погашение  за счет  заработной  платы и других стабильных докладов населению.

Рассмотрим  динамику  структуры  кредитных  вложений в  различные  отрасли экономики  республики всех банков участников кредитного рынка.

 

 

Таблица 2.1.2. Отраслевая структура кредитов коммерческих банков в целом по республике.

 

 

Отрасли

2009 год

2010 год

2011 год

Тыс сом

доля

Тыс сом

доля

Тыс сом

доля

Промышленность

136379,2

9,84%

263609,2

10,63%

381453,5

16,6%

Сельскохозяйство

21588,1

1,56%

51486

2,07%

91867,2

4%

Транспорт и связь

315966,2

22,8%

375269,7

15,1%

108224,8

4,7%

Торговля

205164,7

14,8%

965714,3

38,9%

1259150,4

54,9%

Заготовка и переработка

2795

0,2%

16305

0,65%

173058,8

7,5%

Стоительства и покуп-недвижем-и

7657,5

0,55%

92476,6

3,73%

179420,4

7,8%

Частным гражданам

148325,8

10,7%

202296,8

8,16%

240565,9

10,4%

Прочие

547701,9

39,53%

563303

22,7%

261107,3

11,4%

Всего кредитов

1385578,4

100%

2478974,6

100%

2292297,4

100%


 

 

Структура кредитных  вложений в различные  отрасли экономики  в целом по республике  за период  с 2009 году имеют тенденцию с увеличению так в 2009 году они состовляют 136379,2 тысяч сом что в общем объеме  выданных кредитов  равна 9,84%.

На конец 2011 года капитал банка составил 129 млн. сомов, что на 10 млн. сомов или на 8% больше значения данного показателя на начало года. Рост капитала произошел за счет увеличения объема прибыли на 9 млн. сомов и резерва для будущих потребностей банка на 1 млн. сомов.

Уставной капитал банка составил 100 млн. сомов, из них простые акции составляют  98,8 млн. сомов и привилегированные акции составляют 1,2 млн. сомов. На  31.12.03 г.

В течение 2011 года ОАО «ККБ» выполнял все экономические нормативы, связанные с капиталом банка.

Совокупные доходы банка за 2011 год составили 160 млн. сомов, в том числе процентные доходы – 91 млн. сомов или 57% совокупных доходов, операционные доходы 69 млн. сомов или 43%.

Совокупные расходы  банка составили 143 млн. сомов, в том  числе процентные расходы – 16 млн. сомов или 10% совокупных расходов, операционные расходы – 128 млн. сомов или 90%.

Чистая прибыль банка  составила 17 млн. сомов.

Показатель рентабельности активов (ROA) увеличился на 1% и составил 2%, показатель рентабельности капитала (ROE) увеличился на 7% и составил 13%. 

 

Прежде чем  начинать любое дело необходимо все  тщательно для этого подготовить. При организации службы маркетинга в банке тем более встанет необходимость в проведении обширных маркетинговых исследований в этой области. Рассмотрим, какие методы анализа могут использовать банки в процессе проведения маркетингового исследования, и какие виды маркетинговой информации могут быть собраны.

Сбор информации необходим  для выявления реального и  потенциального рынков коммерческого банка, изучения потребности и перспектив этого рынка. Для оценки рынка вычисляется доля, принадлежащая банку, в том числе доля рынка займов и депозитов, а также доля рынка отдельных видов услуг; делается сравнение рынка данного коммерческою банка с рынком конкурирующих банков. Проведению данных исследований очень способствует то, что по закону коммерческие банки должны публиковать в открытой печати экономические и финансовые отчеты о хозяйственной деятельности и за прошедший год. В частности, уже в течение нескольких лет журналы «Банковский Вестник» и «Бюллетень НБКР» публикуют рейтинги коммерческих банков Кыргызстана. Используя эту информацию, можно оценить долю рынка коммерческого банка по сравнению с другими банками.

Банки в настоящее  время используют современные информационные технологии для хранения информации и обеспечения ее оборота внутри банка. Наличие единого стандарта для обмена информацией внутри организации позволяет иметь единообразные архивы по различным разделам. Так, сотрудник отдела маркетинга может получить уже собранную статистическую информацию о количестве клиентов, видах заказываемых ими услуг, среднем объеме сделки, средней величине депозита, количестве сделок в течение временного периода и тому подобное. Данная унификация позволяет маркетологу избежать трудоемкого процесса сбора данных и привидения их в удобный для анализа вид. Наличие единого формата файлов, содержащих маркетинговую информацию, позволяет автоматизировать процесс ее обработки. Написанная программистами банка программа будет автоматически получать по сети файл, форматировать его, убирать лишние поля с данными, а затем добавлять полученную информацию в единую базу данных, а также вычислить различные коэффициенты, индексы, строить графики.

Подобный  подход к сбору маркетинговой  информации значительно ускоряет весь процесс маркетингового исследования в банке. Между появлением информации и ее обработкой проходит значительно меньше времени, чем, если бы этот процесс проходил с помощью обычных методов. Такая oпeративность позволяет банку быстрее реагировать на изменение внешней среды, вносить изменения в сваю деятельность, разрабатывать новые услуги, которые бы полнее удовлетворяли потребности клиентов.

Примерами такой  оперативности можно считать  оперативное повышение станок по депозитам для частных лиц после изменения ставки рефинансирования НБКР нынешнею гола. Также некоторые банки, реагируя на ситуацию с задержками зарплаты на предприятиях, запустили так называемый «карточный зарплатный проект» суть которого заключается в перечислении зарплаты работников на кредитные карты с возможностью расчетов и магазинах, предприятиях сферы услуг и т.п.

Особую роль для детального анализа рынка  имеет его сегментация. В основе сегментации рынка лежит характер банковских услуг (кредитные, операционные, инвестиционные и прочие), и клиентурный признак (юридические и физические лица, корпорации, банки-корреспонденты, государственные органы). На практике применяется также географическая, демографическая, психокультурная и поведенческая сегментации6.

В качестве объектов графической  сегментации выступают территориальные образования, экономические районы, административные единицы страны, города и микрорайоны городов. Банк обычно концентрирукт свое внимание , в первую очередь, на ближайшие рынки.

Проанализировав, экономическую  деятельность ОАО «ККБ» можно прийти к выводу, что банк имеет достаточно ликвидные средства, которые возрастают из года в год, а также возрастают ликвидные активы. То есть банк может покрыть депозиты в случае изъятия вкладчиками своих средств.

ОАО «ККБ» размещает свои активы в кредиты. Но, как известно, кредитные операции - это высоко рисковые операции. Поэтому если банки и в будущем будут уделять большое внимание операциям по выдачи кредитов, они связывают свою деятельность с большими рисками. Им необходимо больше уделять внимание: валютным операциям, операциям по РЕПО - соглашению, операциям с ценными бумагами, увеличивать комиссионные за услуги и т. д.

Коэффициент использования привлечённых средств показывает, какая часть всех привлечённых средств идёт на выдачу кредитов. В ОАО «ККБ» эта сумма доходит до 90%. Это весьма много, если учитывать, что их привлечённые средства состоят в основном из депозитов до востребования юридических лиц и сберегательных депозитов физических лиц. Банк имеет небольшой круг клиентуры в виде юридических лиц, поэтому собственная ресурсная база недостаточна для обеспечения роста активных операций. Так как для успешной работы очень важно расширять круг клиентов в виде предприятий и организаций различных форм собственности, что позволит снизить системный риск депозитных операций банка.

Информация о работе Банковский маркетинг