Банковские операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении особенностей реализации банковских операций и услуг и выявлении путей их развития в условиях Республики Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
 дать характеристику операций коммерческих банков;
 рассмотреть особенности развития банковских операций и услуг в Республике Беларусь;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 4
1. Характеристика операций коммерческих банков
1.1. Эволюция банковских операций………………………………………… 6
1.2. Характеристика пассивных операций…………………………………… 12
1.3. Характеристика активных операций…………………………………….. 17
2. Особенности реализации банковских операций и услуг коммерческими банками Республики Беларусь………………………………………………... 21
3. Пути развития банковских операций и услуг в Республике Беларусь…….. 36
Заключение…………………………………………………………….…………. 44
Список использованных источников………………………………………........ 46

Файлы: 1 файл

банковские операции.doc

— 633.50 Кб (Скачать файл)

Сокращение банковского  кредитования корпораций наиболее четко выражено в тех странах, где долгие годы существовал сильно развитый рынок ценных бумаг (США, Англия) и где в последнее время происходило его быстрое развитие (Япония, Франция). Однако в ФРГ и малых странах Европы (Голландия, Бельгия, Испания, Скандинавские страны), где рынок ценных бумаг, особенно корпоративных облигаций, недостаточно развит, крупные коммерческие банки продолжают сохранять тесные связи с корпоративным сектором как по кредитным операциям, так и по участию в органах управления. В этих странах еще не произошла масштабная ориентация корпораций на рынки ценных бумаг, и они продолжают удовлетворять свои потребности в деньгах, обращаясь к банкам. В тех странах, где произошло снижение уровня банковского кредитования, банки стремятся компенсировать потерянные сферы поиском новых ниш на рынке капитала. Среди таких мер следует выделить расширение финансового обслуживания физических лиц с низкими и средними доходами, увеличение ипотечного и потребительского кредитования, внедрение безналичных расчетов в розничном товарообороте, услуги по управлению инвестиционным портфелем, трастовые операции.

В конкурентной борьбе коммерческие банки широко используют новейшие информационные технологии, ЭВМ, коммуникационные системы, что позволяет существенно расширить набор операций и услуг, предлагаемых клиентам. В 1992 г. в Японии существовало 99 тыс. банкоматов (в среднем один на 1250 жителей), в США — 85 тыс. (один на 3000 жителей), в Англии — 17,8 тыс. (один на 3240 жителей), во Франции — 16,1 (один на 3500 жителей). BQ Франции, кроме того, действовало 203 тыс. электронных кассовых терминалов в магазинах, в Англии — 190 тыс., в США – 88 тыс. [8, с. 23].

Для завоевания новых ниш на рынке банки усиленно развивали в последние годы нетрадиционные финансовые услуги: лизинг, факторинг, кредитование под залог недвижимости, гарантийные операции, страхование кредитов, информационное обслуживание, выпуск платежных карточек по туризму и развлечениям. Кроме того, банки расширяли территориальную экспансию на рынке розничных услуг и оказывали давление на исполнительные и законодательные органы с целью либерализации банковского законодательства в отношении инвестиционных функций.

В результате изменений в операциях банков, концентрации и централизации капитала, использования достижений научно-технической революции произошли существенные сдвиги в структуре мирового банковского бизнеса. Если в 50—70-х годах первое место в мировом банковском рейтинге по объему активов занимали американские коммерческие банки, то в 80—90-х годах первые места заняли японские и некоторые европейские банки. В 1995 г. первые восемь мест занимали японские коммерческие банки, девятое — «Дойче банк» (ФРГ) и десятое — опять японский банк. Среди 100 крупнейших коммерческих банков мира — 29 японских банков, 14 немецких, 9 американских и 7 итальянских. При этом ведущий американский «Сити бэнк» занимает в мировом рейтинге 28-е место, а «Чейз Манхэттен бэнк» — 65-е.

На развитие банковской системы в конце 90-х годов серьезное негативное влияние оказали финансово-экономические потрясения, в частности Азиатский финансовый кризис, который затронул банковские системы стран Юго-Восточной Азии, включая Японию. Азиатский финансовый кризис обострил проблему ликвидности японских коммерческих банков, которые не смогли вернуть задолженность по кредитам. В результате ряд крупных коммерческих банков оказались либо банкротами, либо на грани банкротства. Волна банковских крахов усилилась в середине 1998 г. и явилась большой неожиданностью для многих западных специалистов и банкиров.

Главной причиной банковского  кризиса в Японии явилось то, что  со второй половины 90-х годов в  экономике страны возник так называемый мыльный пузырь, в результате спекуляций недвижимостью и корпоративными ценными бумагами. Так, забалансовая прибыль промышленно-торговых корпораций, полученная за счет роста курса акций, составляла 1,3 трлн долл. (259 трлн иен), а из-за роста цен на земельные участки — 3,3 трлн долл. (452 трлн иен).

Однако падение спроса на недвижимость, которое усилил Азиатский кризис, обусловило падение рыночных цен и курсов акций. В результате резко упала стоимость активов, и забалансовая прибыль компаний перестала существовать. Из-за этого серьезные потери понесла банковская система, ликвидность которой резко снизилась из-за огромной массы долгов. Большую часть этих долгов банковской системы Японии составили кредиты под залог земельных участков и других видов имущества, а также ценные бумаги. Кредиты, которые не возвращены в 2000 г., составили 145 млрд долл.

В результате банковского  кризиса на грани банкротств оказались такие крупные коммерческие банки, как «Анзен Кредит Бэнк», «Ниппон Кредит Бэнк», «Тайшео Бэнк», «Канва Бэнк ЛТД», Банк долгосрочных кредитов и ряд других.

Суммарные активы банковской системы упали в середине 90-х  годов на 59%. Идет списание долгов и убытков банковской системы. Кроме того, крупные коммерческие банки теряют от списаний до 5% своих активов. Под угрозой также находится коэффициент долгосрочного капитала банков (международный стандарт — 8%). В этих условиях японское правительство для оздоровления банковской системы разработало программу, которая оценивается в 155 млрд долл. Приоритетом этой программы является национализация обанкротившихся крупных коммерческих банков. В частности, это распространилось на Банк долгосрочных кредитов, «Ниппон Кредит Бэнк» [8, с. 25].

Кроме того, в конце 90-х  — начале 2000-х годов определенные трудности стала испытывать банковская система ФРГ. Причем эти трудности распространились на крупнейшие четыре коммерческих банка: «Дойче банк», «Дрезднер банк», «Коммерцбанк» и мюнхенский «Гуро Верейнбанк». Большие издержки, опрометчивое кредитование клиентов, растущая задолженность явились тяжелым ударом по прибыли и курсам акций этих банков. Кроме того, эти банки поставили под свой контроль путем скупки акций многие компании, банки и страховые компании и таким образом расширили свою империю в погоне за прибылью. Интересно отметить, что в 90-х годах разгорелась борьба между крупнейшими коммерческими банками и страховыми компаниями по принципу «кто кого поглотит». Например, «Дрезднер банк» поглотил крупную страховую компанию «Альянс». «Дойче банк» стал контролировать автомобильную компанию «Даймлер Крайслер», перестраховочную компанию «Мюнхен Ре» и частично страховую компанию «Альянс». Финансовые трудности в результате неправильной банковской политики и конкуренции на рынке привели к необходимости реформирования деятельности этих крупнейших банков ФРГ.

Первые шаги реформирования в начале 2000 г. связаны с сокращением персонала и продажей ряда подконтрольных компаний, банков и страховых компаний как внутри страны, так и за рубежом.

Кроме того, ликвидность  банков также ухудшились из-за низкого экономического роста и банкротства ряда компаний, таких как «Филипп Холцман» (строительство), «Кирч Групп» — медиа-конгломерат и авиастроительная фирма «Дорнье».

Испытывают также определенные трудности в ликвидности и  американские коммерческие банки, которые недооценили принятые на себя кредитные риски. Так, например, 38 крупных банков США столкнулись с ухудшением ликвидности, снижением прибыли, медленными поступлениями платежей из-за экономического спада в 2001-2002 гг.

Негативное влияние  на банковскую систему США оказали также теракты 11 сентября 2001 г., которые снизили капитализацию акций банков в результате снижения курса банковских акций. Причем от этой ситуации пострадали крупнейшие банки типа «Ситигрупп», «Д.П. Морган Чейз», а также инвестиционный банк «Мэррил Линч».

Дефолт в Аргентине  в 2001 г. и девальвация песо существенно  ослабили банковскую систему, так как  она отказалась удовлетворить требования клиентов и сама оказалась на гране банкротства.

 

1.2. Характеристика пассивных операций

 

Коммерческие банки  могут осуществлять комплекс разнообразных операций. Рассмотрим более подробно характер совершаемых коммерческими банками операций. Основные из них следующие [12, с. 263]:

  • привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов по соглашению с заемщиками;
  • ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;
  • осуществление расчетов по поручению клиентов и банков-корреспондентов;
  • финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств;
  • кассовое обслуживание клиентов и банков-корреспондентов;
  • выпуск платежных документов и иных ценных бумаг (чеков, аккредитивов, векселей, акций, облигаций и др.);
  • покупка, продажа и хранение платежных документов и иных ценных бумаг и другие операции с ними;
  • выдача поручительств, гарантий и прочих обязательств за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;
  • покупка у организаций и граждан и продажа им иностранной валюты;
  • привлечение и размещение драгоценных металлов на счета и во вклады и иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой;
  • доверительные  операции   (привлечение   и  размещение средств, управление ценными бумагами и др.) по поручению клиентов;
  • лизинговые операции;
  • оказание консультационных услуг, связанных с банковской деятельностью;
  • осуществление других услуг в соответствии с лицензией Национального банка Республики Беларусь.

Есть и еще одна неотъемлемая функция коммерческих банков. Они обязаны выполнять операции по кассовому исполнению государственного бюджета. Следует иметь в виду, что отношения между банками и клиентами носят договорной характер. Клиенты в настоящее время самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного и кассового обслуживания, могут обслуживаться по всем видам банковских услуг в одном или нескольких банках.

Определение банка как  учреждения, которое аккумулирует свободные  денежные средства и размещает их на возвратной основе, позволяет выделить в его деятельности пассивные  и активные операции.

С помощью пассивных  операций банки формируют свои ресурсы. Суть их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других банков, эмиссии собственных ценных бумаг, а также проведении иных услуг, в результате которых увеличиваются банковские ресурсы.

Исторически пассивные  операции играли первичную роль по отношению к активам, так как  для осуществления активных операций необходимым условием является достаточность  ресурсов.

К пассивным операциям  относят:

  • прием вкладов (депозитов);
  • открытие и ведение счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов;
  • выпуск собственных ценных бумаг (облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов);
  • получение межбанковских кредитов, в том числе централизованных кредитных ресурсов;
  • операции репо;
  • евровалютные кредиты [12, с. 267].

Коммерческий банк имеет  возможность привлекать средства предприятий, организаций, учреждений, населения  и других банков. По фиксированности срока привлеченные ресурсы подразделяются на управляемые ресурсы и текущие пассивы. Управляемые ресурсы включают срочные депозиты, привлеченные банком, и межбанковские кредиты. Текущие пассивы формируются остатками средств на расчетных, текущих и корреспондентских счетах.

Вклад (депозит) — это  денежные средства (в наличной или безналичной форме, в национальной или иностранной валюте), переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях. Операции, связанные с привлечением денежных средств во вклады, называются депозитными. Для банков вклады — главный вид их пассивных операций, и следовательно, основной ресурс для проведения активных кредитных операций.

Существуют различные  признаки классификации вкладов. В  зависимости от вкладчика депозиты принято разделять на депозиты физических и юридических лиц. В зависимости от срока изъятия — на срочные депозиты и до востребования.

Вклады до востребования  размещаются в банках на различных счетах, открываемых клиентам. Они предназначены для осуществления текущих расчетов и в любой момент могут быть полностью или частично востребованы. Изъятие вкладов возможно как наличными деньгами, так и в форме безналичных расчетов.

При регулярном использовании  хранящихся средств на текущих счетах у клиентов все равно остаются определенные неиспользованные остатки. Наличие остатков на счетах клиентов связано с оседанием средств на пассивных счетах в коммерческих банках в течение того отрезка времени, установить который в момент их поступления на счет практически невозможно. Такими являются расчетные, текущие и бюджетные счета, на которых хранятся целевые средства, корреспондентские счета по расчетам с другими банками, а также средства в расчетах. Банк, открывая счета клиентам, использует остатки по счетам для проведения активных кредитных операций.

Вклады до востребования в своей основе нестабильны, что ограничивает сферу их использования коммерческими банками. По этой причине владельцам счетов выплачивается низкий процент или он вообще не выплачивается. В условиях возросшей конкуренции по привлечению вкладов коммерческие банки стремятся привлечь клиентов и стимулировать прирост вкладов до востребования путем предоставления дополнительных услуг владельцам счетов, а также повышением качества их обслуживания.

Срочные вклады — это  денежные средства, зачисляемые на депозитные счета на строго оговоренный срок с выплатой процента. Ставка платы по ним зависит от размера и срока вклада.

То обстоятельство, что  владелец срочного вклада может распоряжаться им только по истечении оговоренного срока, не исключает возможности досрочного получения денежных средств. Однако в этом случае у клиента понижается размер процента по вкладу. Банк заинтересован в привлечении срочных вкладов, так как они стабильны и позволяют банку располагать средствами вкладчиков в течение длительного времени.

Разновидностью срочного вклада являются депозитные сертификаты, рассчитанные на точно зафиксированное время привлечения средств. Депозитный сертификат — это письменное свидетельство о депонировании в банке определенной достаточно крупной суммы денег, в котором указываются срок его обязательного обратного выкупа банком и размер выплачиваемой надбавки.

Депозитные сертификаты  выдаются только юридическим лицам. Они могут быть именными и на предъявителя. Право на получение вклада по депозитному  сертификату может быть передано другому лицу. Депозитные сертификаты выпускаются банками под определенный в договоре процент на конкретный срок или до востребования. Для физических лиц используются сберегательные сертификаты, выдаваемые банками как на фиксированный срок, так и до востребования.

Информация о работе Банковские операции