Банковские информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Кредитные и дебетовые карты, банкоматы, электронное обслуживание клиентов и другие подобные процессы ведут к тому, что все платёжные, расчётные и другие финансовые процедуры не будут нуждаться в бумажных деньгах и документах, а будут заключаться в компьютерной обработке и передаче информации. Имея в виду такую перспективу, нельзя переоценивать роль компьютерных информационных систем и компьютерных телекоммуникаций в банковском деле.

Файлы: 1 файл

Курсовая._вычислительные сети и коммуникации.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

      Помимо  слабой  защиты  от  копирования,  МК  недолговечна.  И  эти  ее недостатки повлекли за собой усложнение технологической схемы  обслуживания. Работа с МК предполагает обмен информацией при авторизации в режиме  on-line и усложняет процедуру обслуживания продавцом покупателя. СК в отличие от  МК снижают риск мошенничества в 20 раз.

      Среди финансовых  карточек существуют  также  карточки  для  проведения операций  с   наличностью   (ATM-Card)   на   основе   банкоматов,   имеющих считыватель,  цифровую  и  функциональную  клавиатуру,  дисплей,  принтер  и устройство выдачи и ввода наличности.

      Относительно банковской  технологии карточка обеспечивает  определенную форму расчетов, которая обусловлена технологией совершения  расчетов,  типом используемых документов, характером платежа,  местом  и временем,  а  также видом предоставляемой гарантии и сферой использования данной формы.

      В технологии реализации  расчетов  с  помощью  карточек  участвуют  три объекта: банк, клиент и магазин.

      Банк выдает клиенту  карточку, содержащую сведения о его  потенциальной возможности  совершения  покупок.  При  этом  можно  говорить   о   дебитных карточках (доступна  вся  сумма  средств,  находящихся  на  счете  клиента), предоплаченных  карточках   (доступна   часть   средств,   переведенных   на индивидуальный или общий транзитный  счет  со  счета  клиента)  и  кредитных карточках  (доступна  часть   средств,   отсутствующих   на   карточке,   но обеспечивающихся  банком   или   самим   клиентом).   Магазин   через   банк осуществляет дебитование средств клиента.

      В  зависимости  от  наличия  средств   телекоммуникационного   доступа авторизация для МК может происходить как по каналам связи (on-line),  так  и голосом, а для СК и  в  режиме  off-line.  По  виду  резервирования  средств электронные  платежные  средства  (ЭПС)  можно   разделить   на:   средства, требующие   on-line-связи   с   платежной   системой   в   момент    покупки (резервирование   средств   происходит   в   момент   платежа);    средства, предполагающие перевод денег с лицевого  счета  клиента  на  банковский  (не транзитный)   счет,   соответствующий   карточке;   средства,   использующие периодическое  пополнение  счета  до  установленной  суммы   (например,   по определенным датам) в любом месте через терминал в режиме  off-line  (только для СК).

      В  современной  отечественной  литературе   банковские   карточки   по технологии и характеру платежей традиционно разделяют  на:  дебитные  (ДК)  и кредитные (КК).

      Дебитные карточки являются  возможной  заменой  наличных  средств  или чеков (т.е. ДК — карточки наличных средств  или  активов).  Они  могут  быть использованы для оплаты покупок, получения наличности  в  отделениях  банка, поддерживающего карточки,  или  в  банкоматах.  Владелец  вместо  наличности предъявляет карточку, продавец проверяет ее на предмет наличия в  стоп-листе или получает по телефону подтверждение банка  на  требуемую  сумму,  которое зависит от суммы средств на счете покупателя.

      Кредитные и дебетно-кредитные  карточки позволяют владельцу  получить по карточному счету необеспеченный и обеспеченный овердрафт.  При  выдаче  тому или иному лицу карточек, дающих возможность получения  необеспеченного  (без предоплаты) овердрафта, банк проверяет и анализирует средний годовой  доход, кредитную  историю,  жилищные  условия,  род  занятий,  семейное  положение, наличие банковского счета и т.п. В России и кредитные,  и  дебетно-кредитные карточки относят к кредитным, хотя практически используются  лишь  дебитные. Взаимоотношения между клиентом и банком определяются  договором,  в  котором обычно отражаются:

  • процент, взимаемый банком с оборота по данному карточному счету;
  • процент скидки покупателю при покупках в пределах сумм на его  лицевом счете;
  • объем кредита, предоставляемого банком (обычно в  пределах  двукратной суммы страхового депозита);
  • процент оплаты фактического кредита банка;
  • процент оплаты дебетового сальдо относительно объема  предоставляемого банком кредита (обычно удвоенная величина кредитной ставки);
  • проценты за обналичивание через кассу банка и через банкомат, а  также ежедневный лимит снятия средств;
  • залог по дебетовому сальдо (обычно недвижимость);
  • обязательства клиента сообщать все изменения источников дохода;
  • паспортные данные клиента;
  • ответственность при потере магнитной карточки.

      Технологии выполнения  расчетов с использованием МК  могут быть различны в деталях, но в целом схема расчетов  следующая.  Если,  при  покупке  товара используется карточка, ее хозяин вводит в устройство сертификатора  pin-код. Продавец связывается с банком  для  проверки  платежеспособности  карточки, и после соответствующего подтверждения  формируется  торговый вексель: с помощью импринтера подготавливается отпечаток с  рельефной  части карточки  -  слип,  на  котором  пропечатывается  сумма   задолженности,   а покупатель ставит свою подпись, что делает  его  документом  для  оплаты.  В конце рабочего  дня  слипы  в  ходе  инкассации  пересылаются  в  банк,  где находится расчетный счет магазина, и осуществляется перемещение  средств  со счета покупателя на счет магазина.

      Новый вид карточек, который становится сейчас все  более  популярным  в сфере ЭДО, - смарт-карты. Имея стандартные в соответствии  со  спецификацией ISO размеры, они представляют собой микрокомпьютер, который может  содержать процессор, память (ПЗУ, изменяемая ПЗУ, ОЗУ),  систему  ввода-вывода.  Карта снабжается операционной системой и системой безопасности для  защиты  данных с возможностью их кодирования.

      "Пустая" микропроцессорная карта при эмиссии изначально содержит в ПЗУ тип карты (банковская или клиентская (торговая)),  уникальный  идентификатор в пределах системы, код эмитента и операционную систему.

      Такую карточку  трудно подделать и  невозможно  скопировать.  Одной  из хорошо защищенных  сейчас  является  карточка  компании  Gemplus  (Франция), используемая в технологии U.E.P.S.  (русская  версия),  созданной  компанией Netl  (Франция).  Базовое  программное   обеспечение   принадлежит   BGS   и российской компании Telefonn. Карточка имеет двенадцать степеней защиты:  от ультрафиолета, от лазерного  сканирования,  от  спиливания,  нагрева  и  пр. Каждый из участников системы (и банк, и магазин) имеет собственные ключи.  В банке хранится так называемый "нулевой пароль", вводимый  им  при  установке или замене транспортного  ключа,  которым  "закрыты"  карты  до  момента  их эмиссии банком, при этом  поставщик  системы  доступа  к  этой  операции  не имеет.

      Смарт-карты, содержащие  микропроцессор, меняют технологию  расчетов  и таким образом создают новые возможности  для  их  участников.  Оперативность платежа  возрастает,  а  контроль  собственных  расходов  становится   более удобным  и  конфиденциальным.  Клиент  может  хранить  раздельно  крупные  и обычные суммы на одной карточке. Область  памяти,  хранящая  крупные  суммы, может  быть  защищена  специальным   паролем,   который   может   заменяться пользователем самостоятельно и многократно. Перемещение средств между  этими областями, может быть  выполнено  в  любом  пункте  обслуживания.  При  этом клиент может осуществлять денежные переводы, совершать коммунальные  платежи и оплачивать покупки любого размера.

      Магазины могут  использовать  СК,  сохраняя  возможность  работы  с  МК любого типа и, применяя специальный товарный терминал, получают  возможность уменьшения  времени  обслуживания  клиентов  без  дополнительного   обучения персонала  при  полной  гарантии  оплаты  транзакций  и  кредитовании  счета магазина в момент покупки. При этом упрощается контроль расчетных  операций, снижаются объемы телекоммуникационного обмена и расходы по  оплате  комиссий банку.

      Даже если данные, записанные на карточке, и окажутся  продублированными (как с МК), ее использование невозможно без  знания уникального  кода.  При отправке карточек производителем в  адрес  банка,  выпускающего  карточки  в обращение,  pin-коды  генерируются  банком  отдельно.  Пока  код  не   будет "присвоен" карточке, ее невозможно использовать.

      В ближайшие годы  следует  ожидать  не  просто  объединения  локальных систем, а объединения, связанного  с  межбанковской  унификацией.  Процедуры изъятия карточек и  других  технологических  этапов  работы  системы,  и  на основе этого создания системы национальной и международной систем карточек.

      Система телекоммуникационного взаимодействия клиента с банком (Клиент-Банк) позволяет сократить число визитов клиента в банк и  облегчить  ведение бухгалтерии  обоим  участникам.  Система  обеспечивает  подготовку  клиентом платежных документов различного вида, "пачкование" их  при  необходимости  и пересылку в банк, а также получение из банка выписок  по  счету  и  реестров платежей. Система Клиент-Банк в банке связана с  блоком  операционно-учетных работ, который обеспечивает прохождение платежей и формирование  необходимой выходной документации.

      Появившиеся в  последнее время смарт-карты позволяют  обеспечить высокий уровень безопасности доступа как в подсистеме Клиент,  так  и  в  подсистеме Банк.   Смарт-карты   предусматривают    возможность    многофункционального применения, в частности могут выступать в роли так называемых карт доступа.

      Изменения традиционной  банковской технологии взаимодействия  с клиентом влекут  за  собой  необходимость  решения   проблем,   которые   обусловлены особенностями телекоммуникационной среды и сетевой технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      В данной курсовой работе была показана  роль   технических   средств   в обеспечении эффективности банковской деятельности в настоящее  время.  Были рассмотрены принципы организации  корпоративной системы управления,  а  также её функции,  обеспечивающие  надёжность  обработки  и  передачи  информации, которая заключается в выполнении  большого  количества  операций  проводимых банком в современных условиях банковской деятельности.  Современные  системы управления позволяют не только  усовершенствовать  операции  расчёта,  но  и процессы  управления  банком,  оказывают  помощь  по  принятию   решений   в кредитной или дилинговой деятельности.

      Выявлено возрастание  роли  коммуникаций  в  деятельности  коммерческих банков, их филиалов. Это отражается в появлении  новых  видов  услуг,  таких как  средства  безналичного  расчёта,  во  внутренней  деятельности  банков, например, в составлении консолидированной бухгалтерской отчётности.

      Повышенные функциональных  возможностей современных БИС,  обусловленные постоянными  изменениями  в  юридической,  экономической  сферах  банковской деятельности,  влекут  за  собой  повышенные  требования  к  техническим   и программным  средствам,  которые  выражаются  в   обеспечении   скорости   и надёжности  передачи  информации,  надёжности   её   хранения   и   удобства использования.  От  правильного  построения  БИС  зависит  эффективность   и надежность ее функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Амириди Ю.В., Кочанова Е.Р., Морозова О.А., Чистов Д.В. Информационные системы в экономике. Управление эффективностью банковского бизнеса. - М.: КноРус, 2008. - 176 стр.
  2. Витрянский В.В. Договоры банковского вклада, банковского счета и банковские расчеты. - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2004. - 556 стр.
  3. Галанов В.А. Основы банковского дела. – М.: Инфра, 2007. - 285 стр.
  4. Гобарева Я. Л., Кочанова Е. Р., Нестерова Т. Н. Банковские информационные системы и технологии. Ч. 1. Технология банковского учета. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 384 стр.
  5. Дик В.В. Банковские информационные системы. – М.: Сфера, 2006. - 816 стр.
  6. Коробова Г.Г. Банковское дело. – М.: ЮНИТИ, 2006. - 751 стр.
  7. Кумок С.  И.  Международные  банковские  стандарты. - М.: Инфра, 1995.- 237 стр.
  8. Стародубцева Е.Б. Основы банковского дела. – М.: Инфра, 2007. - 256 стр.
  9. Шестаков А.В. Банковская система РФ. – М.:  МГИУ, 2005. - 240 стр.

 

 

 

 


 



Информация о работе Банковские информационные системы