Банковские информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Кредитные и дебетовые карты, банкоматы, электронное обслуживание клиентов и другие подобные процессы ведут к тому, что все платёжные, расчётные и другие финансовые процедуры не будут нуждаться в бумажных деньгах и документах, а будут заключаться в компьютерной обработке и передаче информации. Имея в виду такую перспективу, нельзя переоценивать роль компьютерных информационных систем и компьютерных телекоммуникаций в банковском деле.

Файлы: 1 файл

Курсовая._вычислительные сети и коммуникации.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

  Информация в современном банке   является  одним  из  наиболее  важным объектов,  который нуждается   в   защите.   При   этом   управление   защитой   в распределённой среде - далеко не простая задача. Для ее  решения  необходимо согласование множества факторов, таких,  в  частности,  как  аутентификация, авторизация, администрирование и аудит, в рамках единой,  легко  управляемой системы.

      Функция  защиты  реализует   решение   проблемы   аутентификации   для гетерогенной среды. Такое решение обеспечивает единый  вход  в  систему  для доступа ко всем ресурса, будь то локальные  сети,  UNIX-системы, компьютеры    среднего    класса    или    ПК.    Пользователю    достаточно зарегистрироваться один раз, чтобы работать со всеми  доступными  системами, не запоминая множество имён и паролей для входа в каждую. Средства  системы должны позволять администратору создавать  алгоритм  использования  паролей, который соответствовал бы уже сложившимся в банке требованиям.

      В системе реализованы средства группирования пользователей и ресурсов, а также расширенные средства авторизации (помимо стандартных прав  чтения  и записи).  В  отличие  от  традиционных  систем  файлы   защищаются   не   их физическими атрибутами, например списком прав доступа, а  правилами,  которые устанавливаются в специальной реляционной базе данных управления защитой.  В этой базе хранится вся информация, связанная  с  защитой,  и  администраторы всегда  могут  получить  оттуда  нужные  сведения.  Система   предоставляет средства определения  ресурсов,  нуждающихся  в  защите:  файлы,  терминалы, принтеры, настольные ПК,  порты  TCP/IP,  Web-страницы  и  объединяет  их  в группу по  отображению  конкретного  бизнес  процесса.  Затем  администратор может  назначать  полномочия  для  пользователей,  задействованных  в   этом процессе.  Кроме  того,  развитые  аудиторские  функции   дают   возможность контролировать использование алгоритмов защиты в системе  -  ведется  журнал неавторизованного  доступа  и  попыток  взлома  защиты,  а  также  данных  о внесении изменений в алгоритмы защиты.

      Функция управления  проблемами - это  набор  инструментов  оперативного разрешения   проблемных   ситуаций,   которые   возникают   в   повседневной деятельности системных  администраторов.  Управление  проблемами  включат  в себя три основных функциональных элемента:

  • определение компонентов - конфигурирование системы,  включая  аппаратные  и программные средства, а также некомпьютерное оборудование, такое,  например, как телекоммуникационные, охранные  и  другие  системы  банка,  за  которыми также необходимо вести наблюдение;
  • определение  проблемы  -  обнаружение  исключительных  ситуаций,  требующих разбирательства  или  вмешательства.  Определение  проблем   вводится   либо вручную персоналам справочной службы, либо  с  помощью  специальной  функции генерации; машиногенерируемое  отслеживание  проблем  -  механизм  ведения карточки проблем при возникновении тех или иных событий, за которыми  следит  функция управления событиями. Алгоритмы сказанного механизма позволяют  распознавать проблемные ситуации на отдельных компьютерах, внутри приложений или сети.

      Функция управления  проблемами взаимодействует  с  функцией  управления событиями,  которая  позволяет   автоматизировать   процедуры   определения, обнаружения и разрешения  проблемных  ситуаций,  а  также  вести  статистику возникновения проблем для конкретных  компонентов информационной  структуры банка. Функция управления проблемами хранит сведения о проблемных  ситуациях для  каждого  компонента  информационной инфраструктуры,   что   позволяет администратору   постепенно   создавать комплексную   систему   управления проблемами.

      Одной  из  ключевых  функций  на  данном   уровне   является   функция отображения  бизнес  процессов.  Бизнес  процессы,  такие,   например,   как обработка заказа, электронный платёж, обслуживание  клиента,  осуществляемые в рамках автоматизированных финансовых и промышленных систем типа  MANMAN/X, Baan,  SAP/R3,  могут включаться  в  так  называемое  отображение   бизнес - процессов. Любое из них можно «открыть», создав для него папку, и  «положив» туда  все  атрибуты,  отвечающие  за  его  функционирование:  идентификаторы компьютера и диска, описания требований к ресурсам  и  т.  п.  В  результате можно   сформировать   динамическую    картинку    актуального    состояния автоматизированной системы, про которой  администратор  способен  проследить возникновение   потенциальных    коллизий    и    своевременно,    например, перераспределить или добавить ресурсы.

1.3   Уровень агентов

 

      Как  уже  отмечалось,  модель  управления  распределёнными   системами реализуется в виде гибкой  структуры,  в  основе  которой  лежит  технология «менеджер  -  агент»,  реализованная  на  двух  нижних  уровнях архитектуры системы. Агент - это программа на языке  программирования  Си, использующая библиотеку функций связи с  ядром  системы  и  генерирующая  информацию  для верхних уровней управления. Данная программа запускается  централизованно  и управляется брокером объектов. Каждый раз,  когда  в  корпоративную  систему включается  новый  компонент,  происходит  опрос  с  целью  обнаружения  уже известных агентов  и  установления  с  ними  связи.  Агенты  по  аналогии  с датчиками  и  сенсорами  следят  за  работой  практически   любых   ресурсов информационной системы, и позволяет  наблюдать  за  всеми  элементами  сетевой инфраструктуры, базами данных  и  приложениями.  Список  готовых  агентов  в системе должен включать поддержку таких наиболее распространенных ОС  и  баз данных, как Windows NT, Unix, Oracle, Sybase, SQL  Server  ,  CA-OpenIngres. Дополнительные   агенты    могут    создаваться    с    помощью    системных инструментальных средств.

      Для эффективного  использования агентов  все  ресурсы  сгруппированы  в домены, которые  могут  быть  организованы  по  топологическому  (сетевому), географическому, организационному (в соответствии со структурой  банка)  или функциональному  (с  группировкой  по  типам  ресурсов)   принципу.   Домены позволяют добиться более точного и целенаправленного  применения  алгоритмов управления. Каждый домен может использовать свои  алгоритмы  для  управления собственными ресурсами.

      Архитектура   «менеджер   -   агент»    может    масштабироваться,    интеллектуальные агенты могут разделять данные с другими, равными  по  рангу агентами, фильтровать и взаимоувязывать события, реагировать на  них.  Кроме того, каждый менеджер может управлять несколькими агентами, а  любой  агент, в свою очередь, может быть подчинён нескольким  менеджерам.  Сами  менеджеры могут вступать также и  в  роли  агентов  для  других  менеджеров.  Всё  это уменьшает  трафик  сети  и  снижает  нагрузку  на  менеджеров,  одновременно повышая   масштабируемость   и   производительность   системы    в    целом. Дополнительная избыточность обеспечивает устойчивость к сбоям,  когда  агент или менеджер выходить из строя.

2.   Решения, используемые при разработке банковской системы автоматизации

 

      В большинстве  БИС банковская технология оказывается жестко  встроенной в  программный  продукт.   Поэтому   пользователь   не   имеет   возможности отклоняться  от  нее,   пользуясь   меню,   и   всегда   следует   по   пути запрограммированного  диалога,  корректность  которого  зависит  практически полностью от разработчика. При этом различные продукты имеют разную  степень их  технологической  адаптации,  и  в  большинстве  случаев  такая  настройка производится специалистом в процессе инсталляции. Обычно таким  специалистом является   представитель   разработчика,   реже   -   банковский    технолог (администратор) автоматизируемого учреждения.

      Мера   функциональной    избыточности    определяется    особенностями управленческой структуры, принятой в  банке.  При  этом  ряд  управленческих задач зачастую не выделяется в самостоятельные, как,  например,  вся  группа задач  маркетинга.  Это  можно  объяснить  неразвитостью  банковских  систем управления и  нежеланием  небольших,  небогатых  банков  тратить  деньги  на дорогостоящие маркетинговые исследования.

      Нужно отметить  и тот факт, что во  многих  БИС  автоматизированы  лишь самые основные,  наиболее  важные  с  точки  зрения  разработчиков  системы, задачи.  Это  может   быть   мотивировано   отсутствием   некоторых   услуг: факторинга,  лизинга,  карточных  услуг,  но  есть  управленческие   задачи, решаемые  в  любом  банке  и,  как  правило,  отсутствующие  в   большинстве отечественных БИС, например автоматизированный  анализ  качества  кредитного портфеля, прогнозирование и планирование кредитных ресурсов. В  коммерческих банках структура управления и состав банковских операций оказывают  решающее воздействие на структуру и содержание БИС.

      Использование компьютера  позволяет  расширить  применение  экономика - математических методов в  управлении,  т.е.  не  просто  ускорить  обработку информации  методом  прямого  счета,  а  оптимизировать  некоторые  процессы (например, распределение и  размещение  мобилизованных  средств).  При  этом время на обработку снижается настолько, что  это  сказывается  на  повышении оперативности   проведения   расчетов   и,   следовательно,   на   повышении оперативности  принимаемых  решений.   Появляется   возможность   расширения спектра оказываемых услуг, повышения их качества и расширения  географии  за счет более полного использования средств телекоммуникаций.

      Однако  при  всех  преимуществах  автоматизации,  перед  банком,  помимо необходимости больших затрат на закупку платформы  (технические  средства  и базовое программное обеспечение) и  обучение  своих  специалистов, возникает постоянная проблема. Она заключается в том,  что  желание  банка  обеспечить максимальную длительность эксплуатации приобретенной платформы  сталкивается с  тем,  что  любая  платформа  обречена  на  быстрое  моральное   старение, обусловленное устареванием оборудования, базового  программного  обеспечения (операционная система, СУБД, языки программирования) и заложенной в  продукт банковской технологии.

      При  разработке  системы  автоматизации  могут  быть  реализованы  два альтернативных решения.

      Первое решение  заключается в  том,  что  проектировщики  разрабатывают систему  исходя  из  сложившейся  структуры  управления  и, таким  образом, «увековечивают» ее преимущества и недостатки.

      Второе  решение  предполагает  предварительную  реорганизацию  системы управления и усовершенствование ее в соответствии с  современной  концепцией организации управления и требованиями руководства учреждения.

3.   Требования к банковской информационной системе и принципы разработки программных средств

 

      Постоянные изменения,  происходящие  в  сфере  деятельности  банков  и затрагивающие  юридическую   сферу,   экономическую   среду   и   банковские технологии,  требуют  от   системы   управления   банком   высокой   степени адаптивности. БИС должны иметь гибкую структуру и быть открытыми  системами, т.е. допускающими внесение необходимых изменений в модель  в  случае  каких-либо  перестроек  в  банковской   сфере.   Поэтому   система   должна   быть ориентирована на автоматизацию управления банковской деятельностью, а не  на конкретную задачу  чистой  автоматизации  обработки  банковской  информации. Другими  словами,  система  должна  соблюдать  принцип  целевого   характера управления  и  удовлетворять  требованию  открытости  для  легкого  внесения изменений   и   наращивания   функциональных   ее   возможностей   по   мере необходимости.   Это   требование   реализуется   на    принципах    строгой параметризованности  автоматизируемых  объектов   и   модульности.   Главным девизом здесь должна служить ориентация системы на автоматизацию  управления банковской деятельностью, а не на решение локальных функциональных задач.

      Процедуры расширения  и настройки системы должны  основываться  на  так называемом «связывании» модулей, которое обеспечивает комплексность  системы за счет их интеграции. Например, оплата извещений по погашению  коммунальных платежей клиента одновременно обновляет позиции в текущих  счетах,  а  также другие позиции, затронутые операцией.

      К специальным  требованиям, характерным для банковской  сферы, относится, прежде  всего,  возможность  отката  на   дату   (контрольную   точку)   либо технологического отката через систему обратных  проводок  «красное  сторно». При достижении исходной ситуации  и  ее  фиксации  сотрудники  банка  должны иметь возможность внесения изменений и возврата с  автоматическим  расчетом, закрытием и архивацией всех последующих дней.

      В связи с этим  необходимо обеспечить одновременное  сопровождение  баз данных, хранящих  результаты  текущего  и  прошедшего  операционных  дней  и осуществляющих долговременное хранение архивов.

      Другим  требованием,  которое  теперь  предъявляют  банки  к  системам автоматизации своей  деятельности,  является  блокирование  ввода  платежных документов, приводящих к дебетовому сальдо, чтобы исключить  таким  способом пополнение картотеки № 2. Если же такая ситуация не  возникает  и  платежный документ  не  обладает  некорректными  реквизитами,  банковская   технология предполагает  однократный  ввод  информации  в  систему   и   автоматическое формирование проводок по  всем  операциям.  Это  требование  совпадает  и  с требованием разработчиков.

      Выполнение проводок  и изменение лицевых счетов  должны осуществляться в реальном масштабе времени. Работа с единой  информационной  базой  позволяет автоматически распространять любые  изменения  всех  взаимосвязанных  частей базы при внесении изменений в любую ее часть.  Система  должна  обеспечивать постоянное  изменение  состояния  лицевых  счетов  и   ежедневный   пересчет остатков на них с учетом дневных  изменений.  Этот  пересчет  должен  давать возможность накопления месячных, квартальных и годовых оборотов по счетам.

      Лицевые счета  должны проходить анализ  на  ситуацию  неоткрытый  счет. Вновь открываемые счета получают  автоматически  присваиваемые  номера.  При необходимости клиент (при наличии системы клиент-банк) или  сотрудник  банка должен иметь возможность просмотра лицевого счета и оценки его  динамики  за заданный период. По  характеру  счетов  БИС  должна  обеспечивать  работу  в мультивалютном  режиме  как  с  текущими  и  расчетными  счетами,  так  и  с различного рода депозитными, ссудными, контокоррентными и  другими  счетами, а также начислять различного рода проценты и комиссии.

Информация о работе Банковские информационные системы