Банковские информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Кредитные и дебетовые карты, банкоматы, электронное обслуживание клиентов и другие подобные процессы ведут к тому, что все платёжные, расчётные и другие финансовые процедуры не будут нуждаться в бумажных деньгах и документах, а будут заключаться в компьютерной обработке и передаче информации. Имея в виду такую перспективу, нельзя переоценивать роль компьютерных информационных систем и компьютерных телекоммуникаций в банковском деле.

Файлы: 1 файл

Курсовая._вычислительные сети и коммуникации.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

      Проведение расчетов  должно  быть  своевременным  и  корректным,  иметь точное отражение в учетных регистрах и осуществляться таким  образом,  чтобы по возможности максимально освобождать сотрудников  от  выполнения  рутинных задач вручную. При этом документооборот в банке желательно сократить.

      Требования разработчика  в основном связаны со сложившимся  подходом  к проектированию  автоматизированных  систем,  а  также  с  собственными   его интересами,  которые   носят   финансовый   характер.   Это,   прежде  всего соотношение: цена - себестоимость - объем работ.

      К  интегрированным  системам  при   разработке   предъявляются   более ужесточенные  требования,  чем  к  локальным  разработкам.  Это  обусловлено расширенными   функциональными    запросами    комплексности    решений    и обязательными системными соглашениями.

      Крайне  важным  является  принцип  комплексности  разработки,  который предполагает  создание  совокупности  взаимосвязанных  программных  средств, автоматизирующих ряд банковских функций и организованных  в  виде  целостной системы.  При  этом  для  эффективной  ее  эксплуатации  должны  соблюдаться принципы согласованной пропускной  способности  частей  системы  и  гибкости информационного обеспечения при сохранении его единства. Дело в том,  что  в настоящее время в  банках  имеются  разобщенные  информационные  фонды,  что может  приводить   к   неоднозначным   трактовкам   экономической   ситуации различными  сотрудниками  банка.  Очевидно,  что  соблюдение  единства  базы должно сопровождаться однократностью ввода информации.

      Операция, проведенная  в отделении банка, при выполнении  ряда  условий влечет  за  собой  и  другие.  Так,  при  выдаче  аккредитива  по  истечении определенного срока может оказаться, что деньги не израсходованы и  подлежат обратному перечислению на расчетный счет. Поскольку операция  формализована, она может быть выполнена и программно.

      Поскольку сложившийся  в  нашей  стране  рынок  платформ  очень  разнообразен, разработчик   для   наиболее   широкого   распространения   своей    системы заинтересован  в  соблюдении  принципа  мобильности,  т.е.   в   обеспечении возможности эксплуатации программного продукта в  различных  операционных  и технических средах.

      Использование  в  качестве  опорной   концепции   разработки   системы автоматизации  банковской  деятельности  концепции  АРМ  как  нельзя   более соответствует применению целевого подхода в управлении.  Определив  основные цели  сотрудника,  можно  сформулировать  главные  системные  соглашения  по использованию  дискетной  или  сетевой   технологии,   выбрать   необходимый инструментарий. Наличие во многих АРМ одноименных участков позволяет  широко использовать перемещаемые  блоки  типа:  расчет  нормативных  коэффициентов, оценка собственной ликвидности, заключение  и  ведение  договоров  и  др.  и использовать при этом объектно-ориентированный подход.

      Каждому  объекту  (лицевой  счет,  проводка,   клиент)   соответствует стандартный инструментарий  (создание,  контроль,  корректировка, удаление, сортировка, поиск и др.). Также  специфический  инструментарий  («красное сторно» для проводок, заключение оборотов или закрытие - для счетов и др.).

      Весьма актуальной  проблемой сегодня  остается  обеспечение  банковской безопасности.  Ее  решение  может  быть  успешным  только  при   комплексном подходе, который подразумевает разделение доступа к информации, к  различным АРМ и к режимам в  них.  Так,  для  доступа  к  системе  существуют  уровни:

пересылка  файлов  в  определенную  директорию,   доступы   в определенную директорию, доступ к диску, реализация всех функций на  удаленной  ЭВМ.  Для этого обычно  используется   система   паролей,   шифрования   передаваемой информации, электронной подписи.  Также, важное  значение  имеет  правильная организация ведения архива информационной базы системы.

      Таким образом, принципы  разработки  систем  автоматизации  банковской деятельности  вытекают   из   подходов   и   требований,   предъявляемых   к программному продукту заказчиком  (банком). Эти требования содержат  в  себе требование  банка  к  системе  в  целом  как  к  продукту,   который   будет обслуживать специфическую  сферу  (банковское  дело),  а  также  специальные требования, отражающие специфику используемых в банке операций и  технологий их выполнения.

      С другой стороны, существует ряд требований, которые  предъявляются  к разработке исполнителем (разработчиком). Эти требования  могут  совпадать  с требованиями  банка,  но  могут  и  конфликтовать.   Хотя   большинство   из перечисленных  требований,  предъявляемых   проектировщиком,   не   являются конфликтными по отношению к требованиям банков.

      Следует  запомнить,  что  при   проектировании   интегрированных   БИС

необходимо учитывать требования банковской среды. Это возможность отката  на определенную дату и технологического отката;  однократный  ввод  информации; блокирование ввода платежных документов  при  дебетовых  сальдо;  выполнение проводок в реальном масштабе времени; анализ ситуации - открытый  (закрытый) счет; информационная безопасность.

      Общие  требования   разработки   информационных   систем:   сокращение документооборота;  автоматизация  рутинных  задач:  адаптивность  финансовых информационных систем (ФИС)  (параметризованности);  возможность  расширения систем; единая информационная база;  мобильность;  ведение  архива  системы; восстановление архивной копии базы данных системы.

      Как правило, информационная  система является внешней  по  отношению  к совокупности банковских технологий, поскольку  зачастую  машинная  обработка банковской    информации    используется    на    заключительных     стадиях технологического   процесса   выполнения   банковских   операций,    которые характеризуются  наибольшей  концентрацией  вычислений.  На   практике   все банковские операции  связаны  некоторой  единой  технологией,  состоящей  из множества  макро  -   и   микротехнологий,   наличие   которых   обусловлено специализацией отдельных групп работников и составом их обязанностей.

4. Структура условной интегрированной информационной системы

 

      Возможной структурой  построения  интегрированной  БИС  может  служить структура, которая включает в себя наиболее распространенные в  наших  программных продуктах АРМ и блоки.

      На основе проведенного  аналитического обзора рынка  Российских БИС  был выделен и скомпонован состав  АРМ,  и  определены  их  функции  для  условной интегрированной БИС. В реальной интегрированной БИС такое выделение  зависит от структуры управления, разделения управленческих функций и целей, а  также от выбранного подхода к проектированию системы и многих других  факторов.  В структуре БИС в процессе ее разработки выделяют перемещаемые блоки,  которые обеспечивают  выполнение  некоторых   стандартных   банковских   технологий: обслуживание договоров (кредитного,  депозитного,  трастового,  договора  на расчетно-кассовое обслуживание и др.).

      Перемещаемые блоки  после  соответствующей  настройки  и  функционально специализированные программы образуют АРМ конкретных рабочих мест.

      Здесь имеется  ряд АРМ,  которые  необходимы  относительно полноценности управления, но отсутствуют как самостоятельные  в  большинстве БИС: АРМ специалиста по маркетингу, АРМ сотрудника по управлению активами  и пассивами, АРМ аналитика, АРМ планировщика,  АРМ  сотрудника  по  управлению ликвидностью и др.

      Блок  информационного  обеспечения  руководства  предназначается   для поддержки и принятия решений руководства  банка  и  формирует  аналитическую информацию по результатам деятельности банка. Обычно этот  блок  выполняется в виде АРМ, который реализует  получение  сведений  о  ликвидности  банка  и другой  стратегической  информации,  а  также  данных  о  состоянии  счетов, архивных справок и пр.

      Если банк обладает  филиалами, то  в  его  структуре  предусматривается отдел,  обеспечивающий  обмен  информацией  с  ними  в  режиме   on-line   с использованием телекоммуникационных каналов через АРМ  коммуникаций  либо  в режиме  off-line  на  основе  электронной  почты,  дискетой   или   бумажной технологии. АРМ по работе с  филиалами  дает  сотруднику  возможность  ввода информации о  финансовых  операциях  филиалов,  учета  их  деятельности  при формировании консолидированного баланса,  анализа  деятельности  филиалов  и расчета для них нормативных коэффициентов.

      Работа с внешней  средой  осуществляется  по  каналам  телекоммуникаций через АРМ коммуникаций. АРМ  обеспечивает  экспорт-импорт  информации,  т.е. двусторонний  обмен  данными  с  внешними  абонентами:  ЦБ  РФ,   филиалами, системой межбанковских расчетов, процессинговым центром  (Union  Card,  STB- Card  и  др.),  пунктом  обмена  валюты,  клиентами,  биржей   и   пр.   При использовании   телекоммуникационной    среды происходят    трансформация передаваемой информации в  определенный стандарт,  ее  шифрование  (обычным способом и с применением электронной подписи)  и  установление  связи:  либо напрямую с использованием телефонных и других  каналов,  либо  через  какую- либо компьютерную сеть.

      Для  обеспечения  взаимодействия  по  схеме  клиент-банк   у   клиента устанавливается  программный  комплекс  АРМ   клиента,   который  позволяет вводить, редактировать платежные документы с использованием типового  набора бланков,  печатать  подготовленные  документы,   шифровать   и   дешифровать информацию и обеспечивать авторизацию через  механизм  электронной  подписи, отправлять  и принимать  документы,  файлы  и  сообщения.  В  банке  внутри базового блока устанавливается для  взаимодействия  с  клиентом  АРМ  банка. Этот комплекс обеспечивает через АРМ  коммуникаций  аналогичные  функции  по взаимодействию с клиентом, поддерживает архивы взаимодействия с  клиентом  и отправляет поступившие платежные документы по  ЛВС  на  обработку  в  нужный АРМ.

      АРМ  сотрудника  межбанковских  расчетов  (МБР)  обеспечивает  ведение расчетов с другими коммерческими банками через сеть  клиринговых  центров  и через взаимное открытие  корреспондентских  счетов.  При  работе  на  основе прямых  межбанковских  расчетов   АРМ   позволяет   осуществлять   контроль, корректировку и отмену текущих операций МБР и формирование начальных  авизо, реестров и соответствующих платежных  документов.  При  работе  с  ответными авизо  АРМ  проводит  весь  комплекс  работ  с  входным  документом:   ввод, корректировку, отмену текущих документов  (с  одновременным  контролем  сумм авизо и платежных документов);  ведение соответствующего журнала и  документов;  открытие,  ведение  и закрытие заключительных оборотов.

      Для  проведения  электронных   взаимодействий   с   другими   банками, клиентами, процессинговым центром или  биржами  информация  пересылается  по ЛВС на АРМ  коммуникаций,  через  которое  реализуются  телекоммуникационные взаимодействия.

      АРМ сотрудника  кредитного отдела (АРМ СКО) обеспечивает  заключение  и ведение  договора,  его  пролонгацию  и  закрытие  (поступление  в   архив), формирование графиков погашения  основного  долга  и  выплаты  процентов  по различным схемам, а также контроль выполнения  этих  графиков  и  начисление пеней по основной части долга и  по  процентам.  При  этом  формируется  ряд ведомостей.  АРМ  поддерживает стандартные  и   индивидуальные   процентные ставки: по основной части долга, за неиспользованный  кредит  (если  это  не указано в договоре), за просроченный возврат ссуды  или  за  несвоевременную выплату процентов за кредит.

      АРМ сотрудника  по работе с физическими лицами все  чаще  включается  в состав  БИС,  что  обусловлено   необходимостью   привлечения   средств   от физических лиц, хотя эти операции  связаны  с  большой  трудоемкостью  из-за массовости. В основном они носят характер  депозитных  операций,  и  поэтому данный АРМ принципиально отличается от  АРМ  сотрудника  депозитного  отдела лишь специфическим набором оказываемых услуг.

      АРМ сотрудника  фондового  отдела  обеспечивает  выполнение  политики банка  в  части  фондового  портфеля,  а  также   выполнение   доверительных соглашений с физическими и юридическими лицами. АРМ включает  такие  режимы, как   оценка   экономического   состояния   объекта    инвестиций,    расчет аналитических  показателей  по   ценным   бумагам,   оценка   инвестиционной привлекательности  объекта,  портфеля  ценных  бумаг,  учет  поступления   и движения ценных бумаг.

      АРМ сотрудника  депозитного отдела  обеспечивает  привлечение  временно свободных средств. Относительно предметной технологии в этот АРМ  включаются такие же режимы, как и в АРМ СКО: заключение договора, расчет  процентов  по различным схемам, причисление их к остатку и др.

      Проблемой банковской  технологии остается разграничение  функций  между базовым модулем,  реализующим  комплекс  операционно-учетных  работ,  и  АРМ сотрудников других отделов.

       Мониторинг договоров  предполагает ежедневный контроль за проведением платежей по обязательствам, сроки которых истекли.  При  этом  автоматически фиксируется поступление просроченной задолженности,  и  начисляются  штрафные проценты. Суммы просроченных задолженностей хранятся в особой  области  базы данных — «до выяснения», пока по распоряжению сотрудника  кредитного  отдела они не будут отнесены на соответствующие балансовые счета, погашены  или  не будут изменены условия договора.

      Работа  АРМ  конструктивно  строится  на  основе  ряда   универсальных перемещаемых блоков: Договор, График  выплат. Расчет  нормативов  банка,  а также  ряда  специальных  с  методической  и  технологической  точек  зрения блоков: Оценка кредитоспособности клиента и Прогноз свободных средств  банка (на  основе  сроков  окончания   договоров).   Блок   Договор   обеспечивает подготовку, ведение, учет  и  контроль  исполнения  договоров  банка  и  его обязательств; учет сумм  кредитов  и  депозитов  при  расчете  коэффициентов ликвидности банка; прогноз состояния кредитных ресурсов  банка  к  заданному моменту времени; прогноз  влияния  предполагаемого  договора  на  финансовое состояние банка.  Он позволяет  получить  выписку  о  состоянии  отдельного договора и сводную отчетную документацию.

Информация о работе Банковские информационные системы