Банковская система Российской Федерации: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цели моей работы:
Проследить историю создания банковской системы в Российской Федерации;
Дать определение банковской системе, классифицировать;
Изучить Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности»»
Изучить Федеральный Закон «О Центральном Банке»;
Изучить Заявление «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года»

Содержание работы

Введение 3
1 Краткая история развития банковской системы 4
1.1 Создание банковской системы в России, основные этапы формирования 4
1.2 Определение и характеристика банковской системы. 12
2 Банковская система России на современном этапе. 14
2.1 История развития Банковской системы в 1990-е годы 14
2.2 Банки России. 17
2.3 Центральный банк России. 19
3 Проблемы Российской банковской системы 24
4 Перспективы развития Российской банковской системы 26
Вывод 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

18) проводит  анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1) осуществляет  выплаты Банка России по вкладам  физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

18.2) является  депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

19) осуществляет  иные функции в соответствии  с федеральными законами.

Из Статьи 5. Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственная Дума:

    • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
    • назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее - Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;
    • направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
    • рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
    • рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
    • принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
    • проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
    • заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Банк России представляет в Государственную  Думу и Президенту Российской Федерации  информацию в порядке, установленном  федеральными законами.

Из Статьи 8. Банк России не вправе участвовать  в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами.

Действие части  первой настоящей статьи не распространяется на участие Банка России в капитале Сберегательного банка Российской Федерации (далее - Сбербанк).

Банк России не вправе участвовать в капиталах  или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из Статьи 9. Банк России может участвовать  в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.

Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.

Из Статьи 10. Банк России имеет уставный капитал  в размере 3 млрд. рублей.

Из статьи Статья 21. Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

Банк России и Правительство Российской Федерации  информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика  выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и  погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Из Статьи 22. Банк России не вправе предоставлять  кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Из Статьи 25. Банк России ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, представляет в Государственную Думу годовой отчет Банка России.

Годовой отчет  Банка России включает:

    1. отчет о деятельности Банка России, в том числе перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, проведенных Банком России, и анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики;
    2. анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы Российской Федерации, валютного положения и платежного баланса Российской Федерации;
    3. годовую финансовую отчетность Банка России;
    4. аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России;
    5. заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации "О государственной тайне".

Под годовой  финансовой отчетностью Банка России понимаются:

    • годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении;
    • отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России;
    • отчет об управлении Банком России ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества Банка России;
    • отчет о расходах на содержание служащих Банка России;
    • отчет об исполнении сметы капитальных вложений;
    • отчет об объеме сделок, совершенных Банком России на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Государственная Дума направляет годовой отчет Банка  России Президенту Российской Федерации, а также на заключение в Правительство  Российской Федерации.

Государственная Дума рассматривает годовой отчет  Банка России до 1 июля года, следующего за отчетным, и принимает решение.

Годовой отчет  Банка России публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.

Банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая  динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные об операциях Банка России.

Из Статьи 29. Эмиссия наличных денег (банкнот  и монеты), организация их обращения  и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Из Статьи 35. Основными инструментами и  методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные  ставки по операциям Банка  России;

2) нормативы  обязательных резервов, депонируемых  в Банке России (резервные требования);

3) операции на  открытом рынке;

4) рефинансирование  кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление  ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные  ограничения;

8) эмиссия облигаций  от своего имени.

Из Статьи 49. Банк России не имеет права:

1) осуществлять  банковские операции с юридическими  лицами, не имеющими лицензии  на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев;

2) приобретать  акции (доли) кредитных и иных  организаций, за исключением случаев;

3) осуществлять  операции с недвижимостью, за  исключением случаев, связанных  с обеспечением деятельности  Банка России и его организаций;

4) заниматься  торговой и производственной  деятельностью, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим  Федеральным законом;

5) пролонгировать  предоставленные кредиты. Исключение  может быть сделано по решению  Совета директоров.

Из Статьи 56. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и  банковского надзора являются поддержание  стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов  вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие  и надзорные функции Банка  России, установленные настоящим  Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций

Из Статьи 83. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Национальные  банки республик в составе  Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России.

 

 

 

 

 

3 Проблемы Российской банковской системы

 

Чтобы выявить проблемы Российской банковской системы ознакомимся со «Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» от 5 апреля 2011 года. Именно в этом приложении выделены основные проблемы банковской системы Российской Федерации и указаны пути их решения.

Несмотря на увеличение показателей  развития банковского сектора сохраняются  проблемы ведения банковского бизнеса, вследствие чего конкурентоспособность  российских кредитных организаций  и банковского сектора в целом  остается недостаточной, влияние оказывают как внешние, так и внутренние факторы.

Внешние факторы:

  • дефицит инвестиционных возможностей;
  • ограниченность и преимущественно краткосрочный характер кредитных ресурсов;
  • высокий уровень непрофильных (административных) расходов кредитных организаций, сюда относится проведение проверок с соблюдением кассовой дисциплины клиентами и хранение больших объемов документов в бумажной форме;
  • мошенничество;
  • необходимо повышение уровня защиты частной собственности, включая формирование стандартных юридических нормативов, защищающих интересы кредиторов;
  • необходимость повышения эффективности судебной системы с точки зрения сроков и качества принимаемых решений.

Внутренние факторы:

  • безответственность владельцев и менеджмента некоторых банков при принятии бизнес-решений, в ходе погони за краткосрочной прибылью в ущерб финансовой устойчивости;
  • неудовлетворительное состояние управления во многих случаях, сюда относится и корпоративный аспект, и управление рисками, по причине ориентации кредитных организаций на обслуживание бизнеса владельцев;
  • существование непрозрачных для регулятора и рынка форм деятельности, недостоверность учета и отчетности, что приводит к искажению информации о деятельности кредитных организаций;
  • вовлеченность отдельных кредитных организаций в противоправную деятельность;
  • слабая технологическая надежность информационных систем кредитных организаций

 

Все перечисленные недостатки снижают  авторитет банковского сектора  России и соответственно снижают  уровень доверия к банковскому  сектору, ухудшают возможности привлечения банками инвестиций, так как нет доверия со стороны зарубежных банковских систем вследствие нестабильности банковской системы.

Правительство Российской Федерации  и Банк России направили развитие банковской системы по пути интенсивной модели развития.

Интенсивная модель развития предполагает:

    1. высокий уровень конкуренции на банковском рынке и рынке финансовых услуг;
    2. предоставление кредитными организациями разнообразных и современных банковских услуг организациям и населению;
    3. уровень капитализации банковского сектора, соответствующий задачам развития, соответственно необходимость повышения конкурентоспособности и эффективности банковского бизнеса;
    4. развитые системы корпоративного управления и управления рисками, которые обеспечат долгосрочную эффективность банковскому бизнесу, взвешенность управленческих решений, своевременная идентификация всех рисков, консервативная оценка возможных последствий их реализации, принятие адекватных мер защиты от рисков;
    5. высокая степень транспарентности и рыночной дисциплины кредитных организаций и иных участников рынка;
    6. ответственность руководителей, членов советов директоров и владельцев банков за добропорядочное и сбалансированное ведение бизнеса, и конечно ответственность за публикуемую и предоставляемую в органы контроля и надзора информации.

Информация о работе Банковская система Российской Федерации: проблемы и перспективы развития