Антинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучение причин возникновения инфляции, а также исследование методов и механизмов антиинфляционной политики.
Эта цель реализуется с помощью следующих задач:
1) познать суть инфляции как экономической категории;

Содержание работы

Введение.…………………….…………………..…………………….….................4
1 1. Теоретические аспекты инфляции
1.1 Понятие инфляции, ее виды и типы.. ………..………………………….. .…6
1.2 Причины возникновения и социально-экономические последствия инфляции ……….....………………………………………...………………..……..7
2 Анализ инфляции январь-август 2013г…………………………………..…….11
3 Антиинфляционная политика Республики Беларусь
3.1 Понятие и цели антиинфляционной политики……………………………….14
3.2 Антиинфляционную стратегию и антиинфляционная тактика - группы антиинфляционной политики………………………………………………….…..15
3.3 Методы и механизмы преодоления инфляции………………………..…..…18
3.4 Регулирование цен как способ снижения инфляции……………………..….22
Заключение…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая инфляция1.doc.docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)

2. Мировые экономические  кризисы. Так, мировой структурный  кризис 70-х гг. XX столетия вызвал  рост цен на природные ресурсы  в 7 раз, в том числе на  сырую нефть – в 20 раз. В  результате цены на готовую  продукцию резко подскочили в  Японии, США, Западной Европе. Этот  фактор имеет большое значение, например для Белоруссии, экономика  которой на 90% и более зависит  от импорта топливно-энергетических  ресурсов. Рост цен на них является  одной из главных причин раскручивания  инфляционной спирали. 

Внутренние причины обусловлены состоянием экономики данной страны. Среди них можно выделить:

- Дефицит госбюджета. Если он покрывается займами Центрального банка страны, количество денег в обращении резко возрастает, но оно не подкреплено выпуском товаров, что ведет к инфляции.

- Расходы на военные  цели. Они, во-первых, увеличивают  расходную часть бюджета, являясь  постоянной причиной бюджетного  дефицита, что, как было отмечено, ведет к инфляции. Во-вторых, люди, занятые в военном секторе  экономики, не создают потребительский  продукт, а выступают на потребительском  рынке только в роли покупателей,  увеличивая платежеспособный спрос.  Следовательно, военные ассигнования  являются мощным фактором инфляции, так как вызывают огромный  рост денежной массы без соответствующего  товарного покрытия.

- Расходы на социальные  цели не адекватные эффективности национальной экономики. В случаях экономических кризисов, спада производства уровень жизни населения снижается. Правительство стремится поддержать население путем дополнительных ассигнований на социальные цели (индексация зарплаты, выплата различных пособий, в том числе по безработице, различных доплат и т.п.), что ведет к увеличению количества наличных денег в обращении и усиливает инфляцию.

- Инфляционные ожидания, являющиеся одним из основных  факторов инфляции. Когда начинается  инфляция, население планирует свое  поведение в ожидании дальнейшего  роста цен. Оно начинает приобретать  товары сверх своих текущих  потребностей. Происходит “бегство  от денег”. Спрос начинает стимулировать  предложение, что подстегивает  рост цен. Кроме того, ожидания  предполагаемого уровня инфляции  включаются в долгосрочные контракты  (как правило, не менее года), заработную плату и другие  платежи. Высокая зарплата, обусловленная  предшествующими ожиданиями, стимулирует  дальнейший рост цен. Она блокирует  усилия правительства по снижению  темпов инфляции.

- Чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики, например, в сельское хозяйство, не дающие должного экономического эффекта.

- Структурные нарушения  в экономике – диспропорции  между накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства и др. факторы.

Инфляция выступает как  постоянный спутник рыночного хозяйства. К социально-экономическим последствиям инфляции можно отнести:

-  перераспределение доходов  и богатства в пользу немногочисленного слоя населения;

- отставание цен государственных  предприятий от рыночных цен;

- скрытая государственная  конфискация денежных средств  у населения через налоги, при  этом старые ставки налогов  делают беднее даже зажиточные  слои населения;

- ускоренная материализация  денежных средств в товары, бегство от дешевеющих денег;

- нестабильность и недостаточность  экономической информации для  продавцов и покупателей;

- отставание ставки реального  процента за кредит от ежегодных  темпов инфляции, что заставляет  банкиров завышать ставки процента, кредиты дорожают;

- обратная зависимость  темпов роста инфляции от уровня  безработицы.

Рассмотрим их более подробно.

Перераспределение доходов и богатства возникает, например, в том случае, когда должники богатеют за счет кредиторов. При инфляции невыгодно  давать в долг по фиксированной цене. Инфляция перераспределяет  доход от тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто берет кредит, особенно при неожиданной (непредсказуемой) инфляции.

Отставание цен  государственных предприятий от рыночных, чему способствует их долгосрочность, фиксированность, негибкость, поскольку повышение цен госпредприятия должно обосновываться через вышестоящие организации. Нарастает дисбаланс частного и государственного секторов, при котором государственные предприятия терпят убытки.

Скрытая государственная  конфискация денежных средств у  населения, как правило, относится к последствиям несбалансированной инфляции. Прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во все более состоятельные, в то время как доход растет номинально, а не реально. Государство собирает все возрастающую сумму налогов.

Ускоренная материализация денежных средств. Бегством от дешевеющих денег в СССР было дачное строительство, покупка мебели, золота и т.п. В начале 90-х годов с падением денежных доходов снижается спрос на все товары, в том числе и продовольственные, но у определенного слоя населения остается устойчивый спрос на недвижимость, машины, антиквариат.

Нестабильность  и недостаточность экономической  информации. Цены - главный индикатор рыночной экономики. Когда они лихорадочно растут, потребители и производители постоянно ошибаются в выборе оптимальной цены, падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается экономическая активность предпринимателей, резко падает эффективность размещения экономических ресурсов.

Инфляция находится в  определенной связи с занятостью населения. Рост инфляции может сочетаться с высокой занятостью и большим  объемом производства, или, наоборот, снижение инфляции может сопровождаться спадом производства и значительным ростом безработицы. При снижении инфляции на 1% безработица возрастает на 2%. Нельзя не отметить, что ухудшение условий на потребительском рынке, развал денежно-кредитной системы вызывают негативные реакции населения, ведут к социальным и политическим потрясениям.

Инфляция, являясь основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики, оказывает значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни  населения. Ее воздействие зависит  от темпов инфляции. Умеренная инфляция ведет к временному оживлению  экономики в результате незначительного  роста цен и нормы прибыли. Галопирующая и тем более суперинфляция наносят значительный урон народному хозяйству. Рост цен намного опережает рост количества денег в обращении, происходит “бегство от денег” населения и предприятий. В результате этого нарастает скорость обращения денег, что равносильно их дополнительной эмиссии, побуждая цены подниматься еще выше. Цены перестают быть достоверным средством измерения затрат, падает их стимулирующая роль. Неравномерный рост цен на товары разрушает и дезорганизует хозяйственные связи, ведет к диспропорциям в экономике. Таким образом, инфляция дезорганизует все народное хозяйство.

Социальные последствия  инфляции проявляются, прежде всего, в  ухудшении жизни населения. Реальная заработная плата постоянно отстает  от инфляционного прироста цен на товары и услуги. В итоге падают стимулы к труду, ухудшается его  качество. В условиях инфляции особенно страдают наименее защищенные слои населения - пенсионеры, студенты, безработные. Несмотря на то, что их доходы растут в результате корректировки и индексации, проводимых правительством, этот рост постоянно  отстает от темпов инфляции.

Таким образом, в условиях инфляции нарушается стабильность экономических  связей и социальных отношений общества. Часто меняющиеся цены перестают  быть информационным ориентиром для  производителей и потребителей, предприниматели  не знают, какую цену установить на свою продукцию, а покупатели не знают, сколько нужно заплатить. Нарушаются финансово-кредитные отношения. Деньги перестают выполнять свои функции. Сворачивается производство, население  нищает. Стимулируются кризисные  явления в социальной, экономической  и политической сферах общества [5, c.405-407].

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИИ ЯНВАРЬ-АВГУСТ 2013

Прирост потребительских  цен в январе-августе 2013 г. составил 8,2 процента (или 1 процент в среднем за месяц) против 14,6 процента (или 1,7 процента в среднем за месяц) годом ранее. В августе 2013 г. по сравнению с июлем прирост потребительских цен составил 0,1 процента (рисунок 1). При этом цены на продовольственные товары снизились на 0,6 процента, на непродовольственные товары увеличились на 0,6 процента, тарифы на платные услуги - на 1,1 процента (таблица 1).

Снижение цен на продовольственные  товары в августе 2013 г. по сравнению  с июлем уменьшило прирост  сводного индекса потребительских  цен на 0,3 процента, рост цен на непродовольственные  товары дал 0,18 процента, на платные  услуги - 0,23 процента прироста сводного индекса цен.

Прирост цен на продовольственные  товары в январе-августе 2013 г. составил 6,9 процента (годом ранее - 16,7 процента). Наиболее существенно из продовольствия подорожал картофель (в 1,9 раза), табачные изделия (в 1,6 раза), напитки алкогольные (на 16,1 процента), мука пшеничная (13,7 процента), общественное питание (на 12,8 процента).

Прирост цен на непродовольственные  товары за январь-август 2013 г. составил 3,5 процента (годом ранее - 7,8 процента). В наибольшей степени подорожали печатные издания (на 18,2 процента), медикаменты (на 7,7 процента), синтетические моющие средства (на 6,4 процента).

Прирост тарифов на услуги населению в январе-августе 2013 г. составил 19,2 процента (в январе-августе 2012 г. - 22,8 процента). При этом наиболее существенно выросли тарифы на услуги детских дошкольных учреждений (в 1,8 раза), услуги связи (на 28,5 процента), санаторно-оздоровительные (на 25,7 процента), физической культуры и спорта (на 22,6 процента) и медицинские  услуги (на 19,9 процента).

По данным Национального  статистического комитета, базовая  инфляция за январь-август 2013 г. составила 7,6 процента (12,4 процента за январь-август 2012 г.) и дала, по оценке Национального  банка, 5 процентов прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес данного фактора составил 60,9 процента против 57 процентов годом  ранее). Регулируемые цены и тарифы, включая цены на плодоовощную продукцию, дали 3,2 процента прироста сводного индекса  потребительских цен (удельный вес  составил 39,1 и 43 процента соответственно), увеличившись с начала года на 9,3 процента.

В годовом выражении (к  соответствующему месяцу предыдущего  года) в августе 2013 г. индекс потребительских  цен составил 115 процентов, базовая  инфляция - 111,8 процента16, индекс регулируемых цен, включая цены на плодоовощную продукцию, - 120,6 процента, индекс цен производителей промышленной продукции -111,8 процента (рисунок 2).

Согласно полученным в  августе 2013 г. в рамках мониторинга  предприятий Национального банка данным (рисунок 3) 85,3 процента респондентов ожидали дальнейшего роста потребительских цен в ближайшие 3 месяца (в июле 2013 г. - 87,7 процента, в августе 2012 г. - 91,2 процента). При этом 26,8 процента респондентов ожидали ускорения инфляционных процессов (интенсивность инфляции), против 32 процентов в июле 2013 г. и 24,4 процента в августе 2012 г.

Роста отпускных цен на выпускаемую продукцию в августе 2013 г. ожидали 37 процентов опрошенных предприятий против 38,6 процента в  июле 2013 г. и 46,2 процента в августе 2012 г.

За январь-август 2013 г. цены производителей промышленной продукции выросли на 6,1 процента против 14,4 процента за аналогичный период 2012 г. При этом цены на инвестиционные товары выросли на 5,5 процента, промежуточные товары - на 7,3 процента, потребительские товары - на 4,4 процента. В горнодобывающей про-мышленности цены выросли на 11,9 процента (годом ранее - на 27,1 процента), обрабатывающей промышленности - на 5,7 процента (годом ранее - на 16,8 процента),производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 8,1 процента (годом ранее 0,9 процента).

Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции за январь-

август 2013 г. увеличился на 4,5 процента (годом ранее - на 23,6 процента). При этом цены на продукцию растениеводства  возросли на 10,9 процента (годом ранее - на 37,9 процента), на продукцию животноводства - на 2,4 процента (годом ранее - на 19,9 процента).

Индекс цен в строительстве  в январе-августе 2013 г. составил 115,1 процента годом ранее - 118,5 процента), в том числе на строительно-монтажные  работы - 120,8 процента (годом ранее - 130,8 процента).

Индекс тарифов на грузовые перевозки в рассматриваемый  период составил 109,6 процента (годом  ранее - 130 процентов) в основном за счет повышения тарифов на грузовой железнодорожный  транспорт внутриреспубликанского сообщения (в 2,7 раза).

Анализ данных международной  статистики свидетельствует о замедлении инфляционных процессов в европейских странах. В целом по 28 странам Европейского союза за январь-август 2013 г. потребитель- ские цены выросли на 0,4 процента (годом ранее - на 1,2 процента). В 17 странах зоны евро потребительские цены в январе-августе 2013 г. выросли на 0,2 процента (го- дом ранее - на 1,1 процента).

Во всех странах Европейского союза наблюдалось замедление темпов роста по- требительских цен. Кроме того, в Болгарии, Греции, Испании, Италии, Латвии, Португалии и Швеции наблюдалась дефляция. Лидерами по росту потребительских цен в январе-августе 2013 г. в Европейском союзе стали Мальта (на 4,6 процента), Эстония (на 3,4 процента) и Нидерланды (на 2,1 процента).

Информация о работе Антинфляционная политика в Республике Беларусь