Антинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучение причин возникновения инфляции, а также исследование методов и механизмов антиинфляционной политики.
Эта цель реализуется с помощью следующих задач:
1) познать суть инфляции как экономической категории;

Содержание работы

Введение.…………………….…………………..…………………….….................4
1 1. Теоретические аспекты инфляции
1.1 Понятие инфляции, ее виды и типы.. ………..………………………….. .…6
1.2 Причины возникновения и социально-экономические последствия инфляции ……….....………………………………………...………………..……..7
2 Анализ инфляции январь-август 2013г…………………………………..…….11
3 Антиинфляционная политика Республики Беларусь
3.1 Понятие и цели антиинфляционной политики……………………………….14
3.2 Антиинфляционную стратегию и антиинфляционная тактика - группы антиинфляционной политики………………………………………………….…..15
3.3 Методы и механизмы преодоления инфляции………………………..…..…18
3.4 Регулирование цен как способ снижения инфляции……………………..….22
Заключение…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая инфляция1.doc.docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)

Что касается динамики потребительских  цен в странах - ближайших соседях  Республики Беларусь из ЕС, то в Латвии потребительские цены снизились  на 0,2 про- цента (годом ранее - выросли на 1,5 процента), Литве - выросли на 0,2 процента (годом ранее - на 2,6 процента), Польше - на 0,5 процента (годом ранее - на 1,8 про- цента).

В России в январе-августе 2013 г. индекс потребительских цен  составил 104,5 процента (годом ранее - 104,6 процента), в Украине - 99,4 процента (годом ра- нее - 97,8 процента), вКазахстане - 103,1 процента (годом ранее - 103,2 процента). [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

3.1 Понятие и цели антиинфляционной политики

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям.

Управление инфляцией  предполагает использование комплекса  мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты  управления процессом, применяемые  в различных странах, различаются  в зависимости от характера и  уровня инфляции, особенностей хозяйственной  обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально  развитых странах (в частности, в  США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста  удается удерживать в довольно узких  пределах. [6].

Негативные социальные и  экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую  политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент  самых разных денежно-кредитных, бюджетных  мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию  и распределению доходов. Очень  важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими  причинами. Целями антиинфляционной политики должны в первую очередь быть:

·сокращение инфляционного потенциала

·предсказуемость динамики инфляции.

·снижение темпов инфляции

·стабилизация цен

Стратегическая  цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

1.   Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

2.   Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д. [7].

Как показывает мировая практика, сократить инфляцию в короткие сроки  помогает программа стабилизации, которая  включает набор взаимосвязанных  мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как  правило, она осуществляется единым комплексом, и часто в этом процессе участвуют зарубежные правительства  и международные организации. Основными  задачами стабилизационной программы  являются:

- сокращение правительственных  расходов, в том числе сокращение  субсидий;

- повышение налогов;

- снижение объемов кредитования  коммерческих банков;

- увеличение выпуска казначейских  облигаций и объемов зарубежных  займов;

- повышение социальных  расходов на нужды малообеспеченных  слоев населения;

- фиксация обменного курса  национальной валюты.

В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой  требуется и политическая дальновидность. Известно, что повышение налогов  является крайне непопулярным шагом  любого правительства. И проведение этой меры не находит поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.

Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Основная задача, чтобы она  начала работать. Поэтому, многие страны пытаются одновременно с сокращением  государственных расходов вносить  изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты  правительству или коммерческим банкам.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних  организационных мер весьма трудно. Для этого необходима структурная  реформа, направленная на преодоление  возникших в экономике диспропорций. [14].

 

3.2 Антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика - группы антиинфляционной политики.

 

Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Этот комплекс можно подразделить на две группы. Первая — антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного характера. Вторая — антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.

Антиинфляционную стратегию образуют механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени. Первостепенное значение здесь отводится уменьшению инфляционных ожиданий, в частности, адаптивных ценовых. Это достигается двумя наборами методов: во-первых, всемерным укреплением механизмов рыночной системы; во-вторых, формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия большинства населения.  
Второй компонент антиинфляционной стратегии – долгосрочная денежная политика. Целью последней является регулирование прироста денежной массы, а методами – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Третьим важнейшим компонентом антиинфляционной стратегии является бюджетная политика. Основной ее целью служит принятие и исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Методы сокращения бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации опять же двояки. Во–первых, увеличение доходов бюджета. Во–вторых, уменьшение расходов государства.Еще одним блоком антиинфляционной стратегии является защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции). Основными методами решения этих стратегических задач являются методы регулирования платежного баланса, а также регулирование валютного курса.

Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанных не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных, стратегических мер.

Методы антиинфляционной тактики: а) позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо б) способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. [7].

В зависимости от теоретических  основ проводимой правительством антиинфляционной политики принято различать три  относительно различные блока в  пакете антиинфляционных мер: дефляционная политика, политика доходов и политика валютного курса.

Дефляционная политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговой механизм. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что, она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста.

Ограничение денежной массы представляет собой важнейший элемент этой политики. Данное ограничение наиболее выпукло проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы. Предел денежной экспансии – это барьер, ограничивающий любую деятельность правительства вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.п.

Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Центрального банка. Первая из них – регулирование ставки межбанковского кредита. Под ней понимается процент за кредит, который центральный банк предоставляет всем прочим банкам. Рост ставки вызывает, по крайней мере, три эффекта. Уменьшается нарастание денежной массы в обращении. Вместе с тем рост ставки межбанковского кредита всегда сопровождается взлетом процентных ставок коммерческих банков, а это значит, что с ростом стоимости денег усиливаются негативные эффекты в производстве, стимулируется его спад, что способно породить волну банкротств. В конечном итоге подавляется инвестиционная активность. Вторым важным инструментом антиинфляционной политики центрального банка по ограничению прироста денежной массы является норма обязательных резервов. В соответствии с ней рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы, и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки. [8].

Третий антиинфляционный инструмент – операции центрального банка на открытых финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, а, покупая – увеличивает. Отметим, что первые два регулятора, используемые центральным банком (ставка процента и норма резервирования) задают всей банковской системе неинфляционную линию поведения и относятся к механизмам косвенного действия. Используя операции с государственными долговыми обязательствами, центральный банк непосредственного влияет на состояние денежного обращения.

В рамках дефляционной политики важную роль играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счёт роста его доходов и снижения расходов.

Политика доходов как метод антиинфляционной тактики делает акцент на контроле над ценами и заработной платой. Данная политика используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен.

Среди антиинфляционных мер, в рамках этой политики, обычно используются следующие:

1. Длительное и целенаправленное  регулирование государством цен  на отдельные (важнейшие) товары  и услуги, зачастую производимые  в условиях монополии или олигополии. Это регулирование может быть  прямым (в США до 1974 г., в Великобритании  до 1979 г., во Франции до 1987 г.) или  косвенным, т.е. через государственные закупки, займы, субсидии, калькулирование производственных затрат, недопущение ценовых сговоров, количественные ограничения на импорт, экспортные премии и импортные пошлины. В том или ином виде косвенное регулирование сегодня действует практически во всех странах мира.

2. Добровольное регулирование  доходов. Здесь государство направляет  свои усилия на успешное завершение  ежегодных переговоров между  трудящимися и работодателями, т.е.  на установление реальных границ  роста цен и зарплаты в зависимости  от ожидаемого повышения производительности  труда и общего состояния экономики  страны. Оно активно воздействует  на обоих партнеров по переговорам,  подталкивает их к достижению  взаимоприемлемых трудовых соглашений  или коллективных договоров на  всех уровнях (национальном, отраслевом, в рамках предприятия).

Политика валютного курса представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Она применяется в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится здесь фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано.

Основными антиинфляционными мероприятиями здесь являются:

1) гласное и широкое  разъяснение через средства массовой  информации намеченной антиинфляционной  стратегии с целью завоевания  общественного доверия и поддержки;

Информация о работе Антинфляционная политика в Республике Беларусь