Антинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучение причин возникновения инфляции, а также исследование методов и механизмов антиинфляционной политики.
Эта цель реализуется с помощью следующих задач:
1) познать суть инфляции как экономической категории;

Содержание работы

Введение.…………………….…………………..…………………….….................4
1 1. Теоретические аспекты инфляции
1.1 Понятие инфляции, ее виды и типы.. ………..………………………….. .…6
1.2 Причины возникновения и социально-экономические последствия инфляции ……….....………………………………………...………………..……..7
2 Анализ инфляции январь-август 2013г…………………………………..…….11
3 Антиинфляционная политика Республики Беларусь
3.1 Понятие и цели антиинфляционной политики……………………………….14
3.2 Антиинфляционную стратегию и антиинфляционная тактика - группы антиинфляционной политики………………………………………………….…..15
3.3 Методы и механизмы преодоления инфляции………………………..…..…18
3.4 Регулирование цен как способ снижения инфляции……………………..….22
Заключение…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая инфляция1.doc.docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)

Основные направления  ценовой политики в республике на краткосрочную и долгосрочную перспективу  нашли отражение в разработанной  и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования в Республике Беларусь. Целью совершенствования системы ценообразования является создание такого механизма, который бы создавал условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышения на этой основе жизненного уровня населения. В социально ориентированной переходной экономике приоритетной задачей выступает достижение важнейших социальных результатов, в частности, обеспечение достойного прожиточного минимума, предоставление гражданам, в первую очередь, малообеспеченным, возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.

Концепцией были определены главные составляющие политики цен  на ближайшую и долгосрочную перспективу. Учитывая специфику переходного  периода, финансовую нестабильность национальной экономики в тактическом плане, предусматривается усиление роли государства  в сфере регулирования цен. В  перспективе взят ориентир на создание рыночного механизма ценообразования [17, с.45].

В качестве принципов ценообразования  определены:

- сочетание свободных  и регулируемых цен;

- разграничение полномочий  субъектов ценообразования по  установлению и регулированию  цен;

- установление регулируемых  цен на уровне, обеспечивающем  субъектам хозяйствования покрытие  экономически обоснованных затрат  и получение достаточной для  расширенного воспроизводства прибыли,  при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

- осуществление государственного  контроля за законодательством  о ценообразовании. 

Правовой основой государственного регулирования цен в республике является Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.), определивший границы ценового государственного регулирования, сферы применения свободных и регулируемых цен, права и обязанности как государства, так и юридических лиц в области ценообразования [19, с.250].

В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования  цен:

1. установление предельных  индексов изменения отпускных  цен (тарифов) на товары, производимые  в республике. При невозможности  их соблюдения предприятия обязаны  регистрировать цены на производимые  товары или услуги в органах  ценообразования или вышестоящих  органах;

2. определение предельных  отпускных цен на перечень  социально значимых товаров;

3. обязательное обоснование  цен отечественными предприятиями  на производимую продукцию и  импортируемые товары со стороны  затрат, прибыли, налогов;

4. установление фиксированных  цен на продукцию базовых отраслей  экономики, услуги естественных  монополий;

5. установление предельных  максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на  сельхозпродукцию, алкогольные напитки,  экспортируемые товары) цен;

6. ограничение уровня  рентабельности в ценах на  социально значимые товары, продукцию  предприятий, занимающих доминирующее  положение на рынке;

7. ограничение размеров  оптовых и розничных торговых  надбавок;

8. обязательное обоснование  цен при товарообменных (бартерных)  операциях;

9. индексация тарифов  (на грузовые перевозки железнодорожным  транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;

10. декларирование цен  на продукцию предприятий, занимающих  доминирующее положение на рынке;

11. ограничение цен в  рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных  цен и антиконкурентных ценовых соглашений);

12. контроль за соблюдением  законодательства о ценообразовании.

Следует заметить, что в  условиях переходного периода используемые меры государственного ценового регулирования  должны соответствовать целям антикризисного или антиинфляционного управления. Средства и способы ограничения  цен должны быть достаточно просты и понятны на практике, не должны дублироваться, иначе возникает  опасность получения обратного  эффекта в виде скрытого потенциала роста цен [18 с.47].

Ценовая политика Республики Беларуси направлена на сдерживание  темпов инфляции путем регулирования  в кредитно-денежной  и валютной сферах, снижения уровня затрат на производство продукции и услуг. Формирование и регулирование цен основано на использовании традиционных, преимущественно  экономических инструментов кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной и таможенной политики. Учитывая неразвитость в  стране рыночных отношений, отставание институциональных и структурных  преобразований, недостаточно сформировать конкурентную среду, монетарные методы ценового регулирования дополняются  активным воздействием государства  на инфляцию издержек, связанных с производственными затратами [19, с.249].

Учитывая ресурсную и  энергетическую зависимость белорусской  экономики от одного импортера, Беларуси необходимо расширять интеграционные связи по поставке энергоресурсов, сырья, материалов и комплектующих  для базовых отраслей экономики. Это направление ценовой политики перспективно: во-первых, цены поставки на основные энергоносители из России уже приблизились, а по некоторым  вышли на уровень мировых; во-вторых, выбор альтернативных партнеров  создаст конкурентную среду, что  будет сдерживать рост цен на промышленную продукцию, а также даст возможность  импортировать ресурсы и технологии на более выгодных условиях.

Таким образом, снижение уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур как в рамках правительства, так и в сфере его взаимодействия с Национальным банком. Сбалансированность и скоординированность отдельных целей, которые реализуют отдельные ведомства, должны обеспечиваться в процессе подготовки прогнозно-программных документов.  

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны, и каждая для решения этой проблемы использовала свои методы и пути ее решения.

Тема инфляции актуальна  в любое время и для любой  страны. В курсовой работе было рассмотрено  особенности инфляции и антиинфляционные методы регулирования в Республике Беларусь. Инфляция это явление, не только связанное с движением  денег, а является сложным социально-экономическим  явлением, затрагивающим все стороны  жизнедеятельности государства.

Также более подробно были рассмотрены основные причины инфляции в Республике Беларусь и антиинфляционные меры, принимаемые правительством по снижению инфляции в стране. Все  вышеперечисленные мною ранее причины  являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Как  и во всем мире у нас в Республике Беларусь разработан комплекс мер антиинфляционного  регулирования, как на долгосрочную перспективу, так и на короткий отрезок  времени.

Избавиться от инфляции невозможно, однако ее можно сделать умеренной  и управляемой. Выходя из-под контроля, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс отрицательных, негативных явлений. Рост цен опережает  рост количества денег в обращении, инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, усиливает социальную дифференциацию населения, ведет к  снижению реальных доходов и обесцениванию  сбережений населения. Инфляция приводит к потере у производителей заинтересованности в создании качественных товаров. При  этом увеличивается выпуск товаров  низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров. Инфляция приводит к ухудшению условий  жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Но кроме негативных последствий, инфляция имеет и ряд позитивных функций. Многие экономисты придерживаются такой точки зрения, что незначительная инфляция, при ежегодном повышении  цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим  ростом денежной массы, способна стимулировать  производство. Процесс инфляции ведет  к тому, что рост массы денег  в обращении ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Таким образом, реализация мер  по снижению уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства  в регулировании экономики, согласованное  действие различных государственных  структур.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1  Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – Минск: Новое знание, 2004. – 426 с.

2 Экономический словарь// Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru. – Дата доступа: 30.10.2009.

3  Инфляция // Экономика [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа:  http://economics.wideworld.ru . – Дата доступа: 02.11.2009.

4 Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за I квартал 2013 года и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации (Доклад заместителя Председателя Правления Национального Банка Республики Беларусь Н.В.Лузгина на расширенном заседании Правления)  // Информационно-аналитический и научно-практический журнал НБРБ  “Банкаўскі веснік”. – 2013. - №13. – С. 5-10.

5 Экономическая теория: учеб. пособие /  Н.И. Базылев [и др.]; под общей ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко – 2-е изд. перераб. и доп.  - Минск: БГЭУ, 1997. – 550 с.

6 Прогнозирование и планирование экономики: учеб. пособие / В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Г.Н. Кандауров и др.; под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Минск..: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 380 с.

7 Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь (аналитическое обозрение)  // Национальный банк РБ. – Минск, 2007. – 135 с.

8 Адашкевич, И. Инфляция шагает по планете / И. Адашкевич // Экономика Беларуси. – 2008. - №67. -  С. 66-71.

9 Тарасов, В.И. О роли денег, валютном регулировании и антиинфляционной политике / В.И. Тарасов // Современная финансовая теория: сборник научных статей / БГУ; под ред. М.М. Ковалева. – Минск, 2003. – С. 32-52.

10 Антиинфляционная политика: пути реализации / В.В. Пинигин, Г.Л.Вардеванян, В.Г.Василега и др.; под ред. В.В. Пинигина. – Минск: НИЭИ Минэкономики, 2002. – 176 с.

11  Хацкевич, Г. Современные подходы к моделированию инфляционных процессов в экономике Беларуси / Г. Хацкевич, А. Картун // Информационно-аналитический и научно-практический журнал НБРБ  “Банкаўскі веснік”. – 2008. - №4. – С. 11-16.

12   Комков, В. Макромодель для анализа и прогнозирования инфляции издержек / В. Комков, И. Беляцкий // Банкаўскi веснiк. –– 2007 . - №16. – С.19-23.

13 Козаченко, Л.Д. Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективности регулирования / Л.Д. Козаченко // Вестник БГЭУ. – 2006. - №2. - С.71-77

14  Программа социально-экономического развития республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. – Минск, 2006. – 154 с.

15 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Министерство экономики [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf. - Дата доступа: 05.11.2009.

16 Прогнозирование и планирование экономики: учеб. пособие / В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Г.Н. Кандауров и др.; под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Минск: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 380 с.

17 Середа, Т.Н. Ценообразование: учеб.-метод. комплекс / Т.Н. Середы. – Новополоцк: Полоцк. гос. ун-т., 2006. – 280с. ГЭУ, 2001. – 303 с.

18   Антонова, Н.Б Государственное регулирование экономики: учебник  / Н.Б. Антонова – Академия управления при Президенте Республики Беларусь; Минск, 2002. – 775 с.

         19 Электронный ресурс Режим доступа: http://www.nbrb.by, http://www.minfin.gow.by, http://www.belstat.gov.by.-  Дата доступа: 12.12.2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ A

 

 

 

 

 

 

                                                                  в % к предыдущему месяцу

 

 

 

 

Примечание ― Источник: http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/

 

 

 

Рисунок 1 ― Динамика  индекса потребительских цен в 2012-2013гг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

 

 

 

 

Таблица 1 ― Индексы цен и тарифов в январе-август 2013 г.

 

                   в  %

 

 

 

 

 

Примечание ― Источник: http://www.nbrb.by/publications/ectendencies/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

                                                             

Информация о работе Антинфляционная политика в Республике Беларусь