Анализ современного состояния рынка электронных банковских услуг на примере Сбербанка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является приобретение знаний в сфере электронного банковского обслуживания
Задачами данной курсовой работы являются:
изучение дистанционного банковского обслуживания на примере Сбербанка России;
анализ основных электронных банковских услуг Сбербанка;
определение эффективности использования банковских карт, банкоматов и других устройств обслуживания клиентов.

Файлы: 1 файл

новый.docx

— 303.88 Кб (Скачать файл)

«В настоящее время пользователей «Сбербанк Онлайн» более 3-х млн., и их число постоянно растет, — отметил Старший вице-президент Сбербанка России Виктор Орловский. — Это напрямую свидетельствует о высоком качестве предоставляемого сервиса. Мы непрерывно работаем над развитием этой системы, чтобы предлагать клиентам самые качественные и инновационные услуги»[22].

«Мобильный банк» - это комплекс услуг, предоставляемых Сбербанком России (далее - Банк) посредством мобильной связи держателям банковских карт Сбербанка России.

Мобильный банк представляет собой  удобный и простой сервис, позволяющий  держателям банковских карт Сбербанка  России с помощью мобильного телефона получать информацию обо всех операциях  по картам, а также совершать платежи, переводы и другие операции в любое  время в любом месте.

Пользователи системы «Мобильный банк» имеют возможность:

  • пополнять баланс своего мобильного телефона или телефона близкого человека с помощью одной SMS;
  • оперативно получать на свой мобильный телефон уведомления об операциях по карте;
  • получать по запросу информацию о лимите доступных средств и о последних пяти операциях по карте;
  • оперативно приостановить действие карты (заблокировать карту), например, в случае её утраты или при подозрении на мошенничество по карте;
  • осуществлять платежи со счета карты без явки в Банк в пользу организаций, с которыми у Банка имеются соответствующие договорные отношения;
  • осуществлять перевод денежных средств с одного счета карты Банка на другой счет карты Банка;
  • переводить средства в благотворительный фонд помощи детям с тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь»;
  • получать уведомления об операциях в «Сбербанк Онлайн» и пароли для проведения операций в «Сбербанк Онлайн»;
  • получать информационные и рекламные сообщения от банка и его партнеров[21].

По данным графика 1, в Сбербанке с 2008 года по 2011 год наблюдается положительная динамика банковских счетов с доступом через Интернет и мобильную связь. Данный факт говорит лишь о положительных тенденциях развития электронных банковских услуг.

График 1- Динамика банковских счетов с интернет доступом

По данным аналитиков Сбербанка, за последние полгода количество клиентов, подключенных к услуге «Мобильный банк», увеличилось на 27% и составило 28 млн. человек. Услуги Сбербанка доступны на 95% мобильных телефонов. Сбербанк планирует, что в следующем году число активных пользователей услуги вырастет до 20%, в том числе благодаря  расширению перечня операций на мобильных  устройствах и созданию приложений для всех основных современных платформ: iOS, Android, Samsung Bada, Windows Phone7. За 10 месяцев 2012 года с помощью услуги «Мобильный банк» проведено 6,5 млн. платежей на общую сумму 1 млрд. рублей.

2.3 Использование пластиковых и  электронных карт, банкоматов и  других устройств обслуживания  клиентов

 

Основной задачей программы развития банковских карт Сбербанка России является существенное увеличение масштабов деятельности по всем направлениям карточного бизнеса, совершенствование карточных продуктов с целью соответствия их качественного уровня мировым стандартам. Продолжится работа по созданию платежной системы Сбербанка России, включающей единый набор карточных продуктов, эмитированных Банком, и единую сеть приема карт, составным элементом которой является сеть банкоматов и терминалов Сбербанка России. Предполагается значительное расширение сферы применения банковских карт, как для физических, так и для юридических лиц.

Сберегательный банк РФ не был первопроходцем в области выпуска пластиковых карт (к выпуску пластиковых карт он приступил в 1996 году). Сберегательный банк РФ входит в число банков, положивших начало успешному развитию технологии пластиковых карт в России.

 На текущий момент Сбербанк  выпускает карты международных  платежных систем Visa, MasterCard, American Express.

Виды пластиковых карт Сбербанка  включают в себя: дебетовые, кредитные, социальные, виртуальные. Пожалуй, ни у одного другого банка на российском рынке нет такого разнообразия.

Сбербанк Maestro и Visa Electron. Наиболее доступные по стоимости обслуживания карты. На них можно зачислять заработную плату, совершать с их помощью покупки, а также снимать наличные денежные средства [24].

Сбербанк России выпускает кредитные  карты 2-х главных платежных систем Мастеркард и Виза. Кредитный лимит по картам Visa Gold, MasterCard Gold — от 200 000 до 500 000 рублей, по картам Classic и Standard — от 20 000 до 200 000 рублей. Льготный период кредитования — до 50 календарных дней. Процентная ставка 24% годовых по картам Visa Classic и Standard MasterCard, 23% – по картам золотым картам Виза и Мастеркард. Кредитная карта – незаменимый источник дополнительных средств на внеплановые траты.

В качестве дополнительного сервиса  Сбербанк предлагает своим клиентам такие зарплатные карты Сбербанк-Maestro, как «Студенческие», предназначенные для студентов ВУЗов и техникумов, а также аспирантов, «Социальная», дающая возможность узнать все достоинства пластиковых карт пенсионерам и другим малозащищенным слоям населения. Эти карты просты в использовании и не требуют особых знаний для того, чтобы воспользоваться ей. Но хочется сказать, что у таких карт, нет функций более сложных. Кроме простоты использования плюсом является и низкая цена обслуживания такой пластиковой карты, а для социальных и студенческих карт предусмотрено и повышения уровня дохода на карточном счету.

Другим видом пластиковых карт является карта Visa Classic и MasterCard Standard. Такие карты больше подойдут людям, часто выезжающим за пределы России.

Карты Visa Gold и Gold MasterCard для тех людей, у которых высокий статус. Наличие такой карты говорит о том, что ее владелец человек высокого уровня дохода. Иметь такую карту престижно. Обладатель таких пластиковых карт имеет возможность не только осуществлять самые простые процедуры с картой, но и пользоваться различными привилегиями и бонусами. Некоторые компании заключают договора со Сбербанком и выпускают свои пластиковые карты. Прекрасным примером тому являются карты Visa «Аэрофлот». Такая карта Сбербанка дет возможность своему обладателю накопить мили, которые Аэрофлот превращает в бонусы.

Пластиковая карта Visa Classic «Золотая маска», также выпускаемая Сбербанком России позволяет своему обладателю не только совершать платежи, но бронировать места в театре и получать определенные скидки при покупке билетов в театры страны. Кроме этого она может информировать о поступлении билетов через электронную почту своего владельца, а VIP-статус полученные после совершения покупки билетов в театры более чем на 60тыс. рублей, позволяет принимать участие в различных розыгрышах.

Все перечисленные выше виды пластиковых  карт выпускаемых Сбербанком России  дают возможность воспользоваться  денежными сбережениями, находящимися на карте. Другими словами это  дебетовые карты. Кроме них Главный банк страны имеет в своем активе и кредитные карты.

Рассмотрев все виды пластиковых  карт выпускаемых Сбербанком можно  сделать вывод о том, что их разнообразие действительно высоко. Это дает возможность выбрать  клиенту наиболее подходящий вариант  карты. Для совершения разнообразных действий [25].

Сейчас в России происходит становление  «индустрии» пластиковых карточек. Во всем мире в сферу обращения  пластиковых карточек вовлечены  миллионы торговых, гостиничных предприятий  и предприятий разнообразнейших услуг; число пользователей таких  карточек приближается к 500 миллионам. С карточками работают почти все банки развитых и развивающихся стран.

В 2008 году Сбербанк стал рассылать  своим зарплатным клиентам предложения о кредитных картах, но из-за кризиса проект затормозился. Зато сейчас видны результаты этих рассылок. У Сбербанка 10-15 млн. зарплатных клиентов. За счет них банк мог, даже не выходя «на улицу», наращивать свою долю в карточном сегменте. Привлечение сторонних клиентов позволит Сбербанку прогрессировать еще быстрее. К началу 2010 года Сбербанком было выпущено около 40 млн. карт, причем кредитных среди них было лишь примерно 450 тыс. штук с общим объемом задолженности 8 млрд. руб.

В 2010 году в пятерку лидеров  рынка кредитных карт впервые  вошел Сбербанк, переместившись за один квартал с восьмого на пятое  место и оказавшись на одном уровне с Альфа-банком. Об этом свидетельствует исследование рынка кредитных карт аналитического агентства Frank Research Group. За первый квартал портфель кредитных карт Сбербанка вырос с 7,4 млрд. руб. до 9,2 млрд. руб., что соответствует доле рынка 4,2%. Для сравнения: в первом квартале прошлого года Сбербанк имел долю чуть больше 1% и не входил даже в топ-10 игроков рынка.

Кредитные карты значительно  доходнее других рыночных продуктов  - ставки по ним на несколько процентных пунктов выше, чем по потребительским кредитам, а операционные издержки — существенно ниже, благодаря этому карточный бизнес позволит Сбербанку повысить доходность розничного бизнеса. Ставки по потребительскому кредиту наличными у Сбербанка - 14-21% годовых, эффективные ставки по кредитным картам - около 19-22%. Можно предположить, если Сбербанк продолжит рассылать держателям своих дебетовых карт кредитки, он в течение нескольких кварталов станет лидером «с недосягаемым отрывом». Учитывая базу Сбербанка, если он развернется в полную силу, то легко займет первое место на рынке.

Совокупный портфель кредитных  карт за первое полугодие 2011 года вырос  на 26,1% и достиг 287,0 млрд. рублей. При этом во втором квартале рынок рос гораздо быстрее (на 39,5 млрд. рублей), чем в первом (на 19,9 млрд. рублей).

Казалось бы, причина быстрого роста на поверхности: это полноценный  запуск программы кредитных карт Сбербанком России. Однако не все так  просто. Сбербанк стал лидером по абсолютному  приросту, но 73% прироста обеспечили другие банки.

Портфель Сбербанка за первое полугодие 2011 года вырос на 16,1 млрд. рублей до 41,5 млрд. рублей. После сворачивания активности в секторе в последние годы снова стал расти лидер – банк «Русский стандарт». Его портфель вырос на 3,5 млрд. рублей почти до 53 млрд. рублей. Впрочем, темпы роста Сбербанка позволяют прогнозировать, что уже в конце года крупнейший банк страны займет первое место.

Согласно данным ЦБ, по итогам первого полугодия 2011 года в России эмитировано более 157,7 млн. карт (рост г/г – около 18%), объем операций по картам в 2010 году составил около 12,1 млрд. рублей, в первом полугодии 2011 года – 7,05 млрд. рублей, рост г/г – около 31,5%». Впрочем, при этом 88,4% операций (в денежном выражении) приходятся на снятие наличных средств. На долю собственно безналичной оплаты товаров и услуг по картам приходится только 11,6%.

Доля кредитных карточек в общем объеме эмитированных  банками пластиковых карт за 2011 год не изменилась по сравнению с 2010-м и составляет 16%.

Другим направлением ДБО Сбербанка  являются универсальные электронные карты, которые массово начнут выдаваться с 1 января 2013 года и инвестиции, в запуск которых оцениваются более чем в 100 млрд. рублей, через три-пять лет выйдут из обращения, на смену им придет электронный паспорт.

Как только законопроект будет принят, начнется техническая реализация проекта  по выдаче электронных паспортов. "Года через три-пять УЭК трансформируется в ID, электронный паспорт, и будет выдаваться через Федеральную миграционную службу. Технологии, я надеюсь, будут использоваться те, которые сейчас используются и обкатываются на универсальной электронной карте", - добавил глава УЭК.

 Универсальные электронные  карты, через которые граждане  РФ смогут получать государственные услуги в электронном виде и пользоваться банковскими услугами, начнут выдаваться россиянам с 1 января 2013 года по желанию, с 1 января 2014 года в обязательном порядке. УЭК также смогут использоваться для идентификации личности гражданина. Минэкономразвития ранее оценивала сумму затрат на запуск УЭК на уровне 135-170 млрд. руб. [26].

К устройствам самообслуживания Сбербанка  России относятся информационно-платежные  терминалы и банкоматы, позволяющие  самостоятельно совершить основные банковские операции.

Устройства самообслуживания Сбербанка  позволяют оперативно и без обращения  в подразделение банка совершить  основные банковские операции: получить наличные по банковской карте, пополнить счет банковской карты, оплатить услуги операторов сотовой связи, ЖКХ, интернет- провайдеров и спутникового телевидения, погасить кредит, перевести деньги со счета на счет, получить информацию по своим счетам.

Совершить платежи в устройствах  самообслуживания можно не только с  использованием банковской карты, но и  наличными денежными средствами (в банкоматах с функцией приема наличных и информационно-платежных  терминалах).

Больше нет необходимости стоять в очередях. Процесс оплаты занимает всего несколько минут. При оплате услуг операторов сотовой связи  увеличение баланса мобильного телефона производится в режиме онлайн.

Экранные формы и меню устройств  самообслуживания позволяют легко  и просто выбрать и совершить  необходимую Вам операцию.

Для совершения операции не требуется  посещение подразделения банка.

Устройства самообслуживания расположены  на всей территории России в наиболее удобных местах.  Сеть устройств  самообслуживания постоянно расширяется.

Информация о работе Анализ современного состояния рынка электронных банковских услуг на примере Сбербанка