Современное состояние рынка туристических услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:45, реферат

Описание работы

Сегмент пляжного отдыха является наиболее значительным и составляет по количеству туристов 55-60% всего рынка.
По стоимости тура выделяют отдых:
«Дешевый». Стоимость путевки до $1000. Целевая аудитория – люди с доходом от $300 до $800 на члена семьи.

Файлы: 1 файл

товары и услуги анализ.docx

— 67.11 Кб (Скачать файл)

                  Современное состояние рынка туристических услуг в России

 

Сегмент пляжного отдыха является наиболее значительным и составляет по количеству туристов 55-60% всего рынка.

По стоимости тура выделяют отдых:

«Дешевый». Стоимость путевки  до $1000. Целевая аудитория – люди с доходом от $300 до $800 на члена  семьи.

«Дорогой». Стоимость путевки  свыше $1000. Целевая аудитория –  люди с доходом свыше $1000.

По оценкам специалистов, сегмент дорогого отдыха занимает примерно 20% российского туристического рынка  по количеству туристов и составляет 35% общей финансовой емкости рынка (см. рис. 1).

 

Рис. 1. - Доля сегмента дорогого и дешевого отдыха на российском

рынке туристических услуг

 

Российские туроператоры подразделяются на две основные разновидности:

- Крупные операторы, которые  продают турпакеты только через  сеть уполномоченных агентств  и не занимаются розничной  продажей;

- Средние и малые операторы,  которые не только производят, но и продают турпакеты в  розницу.

Туристические агентства  также делятся на две основных категории, но по другому признаку:

- независимые туристические  агентства (70% от общего количества  турфирм);

- сетевые туристические  агентства – точки продаж, объединенные  общим брендом, рекламно-маркетинговой  политикой, технологией работы  и др. (см. рис. 2). [16]

 

Рис. 2. - Доля независимых  и сетевых тур агентств на российском

рынке туристических услуг

 

Сегодня на рынке туристических  услуг наблюдается тенденция  сокращения количества независимых  туристических агентств. Стремительно увеличивается доля рынка, принадлежащая  туристическим сетям. Сетевые туристические  агентства обладают преимуществом  перед независимыми туристическими агентствами.

Основными из них являются:

- единая торговая марка  (бренд);

- единая маркетинговая  политика;

- передовая технология  в туризме;

- общая рекламная политика;

- консолидированная закупочная  и ценовая политика;

- единое информационное  пространство;

- уникальная идея.

Франчайзинговые сети – это наиболее цивилизованная форма работы туристических агентств. На российском розничном туристическом рынке доля таких сетей имеет тенденцию к росту. Такая модель развития туристического бизнеса доказала свою состоятельность и большой потенциал.

Рассмотрим динамику выезда туристов из России.

Общее количество российских граждан, выехавших в 2010 году за границу с целью туризма увеличилось на 32,1% по отношению к 2009 году, достигнув показателя 12 млн. 605 тыс. человек.

Безусловным лидером по динамике прироста в 2010 году из стран первой тридцатки стоит Таиланд, который  удвоил свой показатель по отношению  к 2009 году в два раза и доведя количество российских туристов до 465 тыс. человек. На втором месте по приросту туристов стоит Доминиканская Республика +70% и почти 67 тысяч российских туристов за 2010 год.

Впервые в российской истории  в число ТОР-30, преодолев 50-ти тысячный рубеж попал Вьетнам, показавший третий результат по динамике прироста с показателем 68% и почти 52 тыс.российских туристов за 2010 год.

По данным РОССТАТА и информации Пограничной службы ФСБ России общее  количество российских граждан, выехавших  в первом полугодии 2011 года за границу  с целью туризма увеличилось  на 11,8% по отношению к первому  полугодию 2010 и составило 6 млн. 70 тыс.человек, против 5 млн. 429 тыс.человек. Таким образом, увеличение выездного потока российских туристов составило в первом полугодии 2011 года 641 тыс.человек.

26 из ТОП-30 стран, показали  положительную динамику по отношению  к первому полугодию 2010 года. Причём, наибольшая положительная динамика  прироста наблюдается у Кубы (106%), Швеции (92%) и Таиланда (87%), Норвегии  и Греции (76%). Отрицательную динамику  из первых ТОР-30 стран показали  лишь четыре туристических направления:  Египет (-57%), Литва (-53%),Тунис (-40%) и  Корея (-5%).

По итогам первого полугодия 2011 года Турция сменила безоговорочного  лидера по итогам полугодий последних  двух Египет. Доля туристов посетивших Турцию возросла в первом полугодии  на 1,7% по сравнению с прошлым годом.

Второе место по объёмам  туристов занял Китай с долей 10,4%. количество туристов в Китай  увеличилось более чем на 12%. На третье место опустился Египет, доля которого уменьшилась на 13% и опустилась до уровня 8%. В свою очередь часть  египетских туристов оттянул на свою сторону Таиланд, занявший место  вслед за Египтом с долей 6,9%. Долевой  показатель Таиланда увеличился на 2,8%!!! Это максимальное изменение долевого показателя среди всех стран. Таким образом, по итогам первого полугодия, можно с уверенностью сказать, что тайское направление больше чем какие-либо другие страны восполнило долю египетских туристов.

Более чем на треть по итогам первого полугодия увеличилось  количество российских туристов в Финляндию. За первые шесть месяцев 2011 года эту  страну с целью туризма посетили более 416 тыс. человек.

Шестое место по итогам первого полугодия 2011 года сохранила  Германия, увеличившая въездной поток  россиян более чем наполовину (52%).

Более чем на треть, или  в абсолютном выражении почти  на 70 тысяч увеличилось количество российских туристов путешествующих в  Италию. По итогам первого полугодия  Италию посетили более 262 тысяч россиян. Более чем наполовину или на 83 тыс.человек возрос поток российских туристов в Испанию. По сравнению с прошлым годом долевой показатель Испании возрос на 1% до уровня 3,9%.

Рекордные цифры по итогам первого полугодия 2011 года показала и Греция. Поток российских туристов в эту страну увеличился более  чем на три четверти. Ничего подобного  в истории российского туризма  в Грецию не наблюдалось. Во многом на такой показатель повлияла жёсткая  конкуренция в России среди крупных  игроков греческого рынка, которая  привела к летнему ценовому демпингу на рынке. Впервые по итогам полугодия  весовая доля российских туристов в  Грецию возросла до уровня 3,3%, что на 1,2% больше прошлогоднего показателя.

Продолжает стабильно, более  чем на треть, в течение последних  двух лет увеличиваться въездной поток россиян в ОАЭ.

По итогам первого полугодия 2011 года он составил 188 тыс. туристов. Более  чем на 37% возросло количество российских туристов, путешествующих в Чехию.

На фоне достаточно высокого прироста у других стран, совсем незначительной кажется 10% динамика российских туристов во Францию. По итогам полугодия эту  страну посетили более 124 тыс.человек российских туристов. Однако напомним, что Франция практически не нуждается в дополнительной рекламе и как туристическое направление почти всегда было востребовано у россиян на протяжении последних лет.

Барьер в 100 тыс. туристов по итогам полугодия сумели впервые  преодолеть Кипр, Болгария и Израиль. Причём все три страны стабильно  показывают на протяжении последних  двух лет динамику не менее 30% прироста.

Вплотную к 100 тысячной отметке  подобралась по итогам полугодия  Австрия с показателем 98 тыс. российских туристов и 43% динамикой прироста по отношению к прошлому году.

Отметим также, что по итогам полугодия почти на треть увеличился туристический поток в Великобританию до отметки 70 тыс.туристов и более чем на 40% в США до уровня 52 тыс.туристов.

В целом, можно сделать  вывод, что российский рынок выездного  туризма по итогам 2011 года показал  положительный рост и сумел увеличить  свои прошлогодние показатели почти  на 12%. Однако делать оптимистические  выводы о выздоровлении туристического рынка преждевременно. В большей  части рост рынка происходит из-за избытка перевозки, а это в  свою очередь влечёт за собой ценовые  войны среди операторов и минимальную рентабельность.

             Проблемы туристической отрасли России. туризм рынок туристический услу  Современный туризм – это в первую очередь социально-антропологический феномен. Своего рода форма "великого переселения" народов, как она доступна из сегодняшнего дня и сегодняшних транспортных технологий. При этом отношение к туризму как экономической деятельности и к туристам как носителям иной культуры всегда формируется под воздействием традиционных социокультурных образцов соседства, гостеприимства, а также из отношения к самому себе, своей истории, ритуалам и традициям, роду. Способность быть путешественником и принимать гостей вырастает из недр и ресурсов своей собственной культуры.

У российского туризма  четыре проблемы, и все они –  антропологические .

Первая – плохой сервис за большие деньги. Нам кажется, что  мы славимся "традиционным русским  гостеприимством". Но в системе  туриндустрии турист (особенно неинкультурированный в Россию иностранец) оказывается скорее "топливом", чем пассажиром.

Вторая – давление негативных стереотипов. Мы для "них" агрессивные, неприветливые, пьяные, без полутонов – либо бесправные нищие, либо хамские "хозяева жизни". Такие стереотипы поддерживаются не только зарубежными СМИ, российскими эмигрантами, но также создаются и сами российскими туристами в любом дальнем зарубежье, до которого могут они дотянуться.

Третья проблема – нераскрученность достопримечательностей, невстроенность их в мировую культурную рефлексию.

И последняя по списку, но основная – мы просто мировоззренчески не готовы принимать туристов. Мы не понимаем культурных основ этого вида активности.

Сегодня для нас актуальны  два типа отношения к туристам.

Первый из них – турист как "Шпион". Мы еще не забыли и  не избавились от советской привычки видеть в иностранце "засланца" (особенно если встречам его где-то в неожиданной глуши) и бояться "гэбни", которая, как водится, пасет и его, и нас – заодно.

Другой тип туриста  в нашей культуре – "Дар". Он сам приезжает, это "дары природы", которые никогда не иссякнут в  их ежесезонной регулярности .

По мнению иностранных  исследователей, туристов в России отпугивают растущие цены, плохая инфраструктура, скудный список развлечений, а также  сложный и запутанный механизм выдачи виз.

«Многократной чемпионке  мира по армрестлингу Хейди Андерссон отказано в получении российской визы из-за якобы рваного паспорта». Подобные сообщения о знаменитостях, которым отказано во въезде в Россию, периодически появляются на страницах скандинавских газет, укрепляя обывателей во мнении, что российские консульства – не самые «легкопроходимые» учреждения в мире. «Для поездки по Транссибирской железной дороге требуются три визы. Монгольскую и китайскую легко получить самостоятельно, совсем другое дело – российская, – делятся опытом на своей веб-страничке молодые шведские путешественники. – В течение четырех месяцев мы обменивались сообщениями по электронной почте с разными Ольгами и Анастасиями из туристических агентств в России, которые должны были снабдить нас семью видами необходимых для въезда документов. Совет для тех, кто решит пойти по нашим следам: лучше заплатите туристическому агентству в Швеции, если хотите избежать множества хлопот».

Особенно много недовольных  среди финнов, поскольку именно они  чаще других скандинавов приезжают  в Россию. Так, финское генконсульство выдает туристические визы россиянам  без требования предъявить приглашение  или без бронирования гостиницы. Финский турист обязан иметь либо приглашение, либо документ не только о бронировании, но и об оплате места  в отеле. Североевропейских туристов раздражает также обязательная справка  об отсутствии ВИЧ-инфекции, если гость  собирается прожить в стране более  трех месяцев. Обращение в медучреждение  на родине с пожеланием провериться  на СПИД сопряжено с массой неудобств, главным образом психологического характера, поэтому в той же Финляндии  распространилась торговля фальшивыми свидетельствами, которые продают  определенные туристические компании в одном пакете с «визовыми» услугами. Среднему финну непонятна логика российского закона: получается, носитель СПИДа может спокойно въезжать в  страну на два месяца и 29 дней, а вот  при большем сроке он представляет угрозу для жизни и здоровья аборигенов.

Немало нареканий вызывает система регистрации иностранцев, если они живут в одном городе больше трех дней. «Россиянин едет в  Мадрид, Рим, Париж, Брюссель, Амстердам  и никому не объясняет, зачем и  насколько он туда едет, главное  – чтобы он уехал в срок. Испанский  же гражданин должен объясняться  с властями и регистрироваться везде, куда бы он ни поехал – в Москве, Иркутске или Петербурге», – посетовал  на днях в беседе с «НИ» чрезвычайный и полномочный посол Испании  в РФ Хуан Антонио Марк. Конечно, все эти трудности можно объяснить  особенностями национальной политики в духе «око за око». Но как в таком  случае обосновать наше нежелание идти навстречу государствам, пропагандирующим лояльность к «руссо туристо»? «Мы выдаем россиянам многоразовые визы на полгода, а нашим гражданам дают однократную визу на четыре дня», – подчеркивает посол Испании. Отмена виз для туристов из ЕС была бы логичным шагом, – считает директор туркомпании Илья Клубникин. – У нас безвизовый режим для граждан стран СНГ, неужели при свободном въезде для европейских туристов к нам хлынет поток гастарбайтеров из Франции?

Как ни крути, поездка в  Россию для обычного интуриста получается довольно затратной, и не только по количеству нервных клеток или часов. Удивляться интуристам нечему: Москва давно лидирует в списке самых дорогих городов мира. Однако требование «позолотить ручку» начинается задолго до пересечения границы.

Туристический рынок в  России довольно инертен, и не только в плане новых развлечений, считают  эксперты. Представители старших  поколений, составляющие большинство  туристов в России, жалуются на плохие условия для отдыха и низкую квалификацию обслуживающего персонала.

Информация о работе Современное состояние рынка туристических услуг