Анализ работы с физическими лицами в Северском ОСБ № 1868

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 05:14, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ организации работы с физическими лицами на примере Северского ОСБ № 1868 и разработка предложений по совершенствованию эффективности этой работы.
Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
проанализировать основные финансовые показатели деятельности отделения;
выявить реальные и потенциальные положительные тенденции, свидетельсвующие об улучшении работы с физическими лицами;
проанализировать структуру привлеченных средств физических лиц в отделении

Содержание работы

Введение
1 Организационно-экономическая характеристика Северского ОСБ
№ 1868 и анализ его финансово-хозяйственной деятельности 12
1.1 Организационная структура Северского ОСБ № 1868 12
1.2 Основные показатели деятельности Северского ОСБ № 1868 17
2 Теоретические вопросы работы коммерческого банка с физическими
лицами 31
2.1 Основные кредитные операции для физических лиц 31
2.2 Современные проблемы коммерческого банка по организации
работы с физическими лицами 42
3 Анализ работы с физическими лицами в Северском ОСБ № 1868 47
3.1 Привлечение денежных средств физических лиц 47
3.2 Кредитование – важнейшее направление активных операций
Северского ОСБ № 1868 58
4 Рекомендации по совершенствованию работы Северского ОСБ № 1868
с физическими лицами 66
4.1 Организация работы с пластиковыми карами АС СБЕРКАРТ 66
4.2 Совершенствование структуры активов с целью повышения
эффективности работы Северского ОСБ № 1868 72
5.Безопасность жизнедеятельности 78
5.1 Значение и задачи безопасности труда 78
5.2 Санитария и гигиена 79
5.3 Пожарная безопасность 81
5.4 Техника безопасности 82
5.5 Анализ работы Северского ОСБ № 1868 по охране труда 86
6 Охрана окружающей природной среды 89
Заключение 94

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.1.DOC

— 545.00 Кб (Скачать файл)

Руководство текущей  деятельностью филиала осуществляет Совет и управляющий отделением. Руководитель филиала действует на основании доверенности. Руководитель филиала – отделения, а также иные лица по установленной территориальным банком номенклатуре назначаются председателем территориального банка и несет персональную ответственность за работу филиала и подразделений системы Банка, расположенных на обслуживаемой филиалом территории, и за решением возложенных на них задач. Руководитель филиала возглавляет Совет филиала и несет персональную ответственность за организацию его работы и принятие решений, соответствующих нормативным и распорядительным документам Банка. Совет филиала действует на основании Устава Банка, положения, других нормативных и распорядительных документов Банка, положения о Совете, утвержденного Правлением Банка. На заседаниях Совета рассматриваются вопросы, определяющие основные направления совершенствования деятельности филиала, разрабатываются мероприятия по всестороннему удовлетворению потребностей клиентов в банковских услугах и получению на этой основе максимальной прибыли, утверждаются планы работы филиала, принимаются решения об изменении организационно-штатной структуры филиала, заслушиваются отчеты их руководителей, рассматриваются материалы ревизий, принимаются решения по списанию безнадежной ко взысканию ссудной задолженности в порядке и на условиях, установленных Банком, а также решаются иные производственные  и социальные проблемы, направленные на выполнение филиалом решений Правления Банка, требований и указаний Банка и отнесенные к его компетенции Положением о нем.

                   В штате отделения насчитывается 124 работника. В связи со спецификой Сберегательного Банка РФ отделение располагает сетью филиалов, основной задачей которых является привлечение свободных денежных средств населения во вклады и депозиты.

 

                                          





 




 



 

 

 




  

                Как видно из представленного  рисунка 1.1.1 организационная структура Северского ОСБ № 1868 позволяет добиться оптимальной численности структуры на каждом участке, с учетом максимальной механизации труда, отсутствия дублирования  функций и экономии рабочего времени. Отделение возглавляет управляющий, у которого есть один заместитель и главный бухгалтер. Группировка структурных подразделений произведена по функциям.

                      Технологический блок является основным, его функции составляют главное назначение отделения. К нему относятся работники подразделений:

  • филиальной сети ( 17  филиалов );
  • отдел комплексного обслуживания юридических лиц;
  • отдел комплексного обслуживания физических лиц;
  • служба бухгалтерии;
  • экономическое подразделение;
  • отдел безопасности, защиты информации и инкассации;
  • сектор кассовых операций.

                      Обеспечивающий блок играет немаловажную роль в обеспечении эффективного функционирования ОСБ № 1868. Сюда относятся:

  • административно-правовой отдел
  • сектор информатики  и автоматизации

                      Обслуживающий блок включает в себя работников, обеспечивающих жизнеобеспечение учреждения.

Всё это позволяет  обеспечивать взаимодействие звеньев  и участков коллектива.

Контрольные функции  возлагаются на контрольно-ревизионный  сектор.

 

 

 

 

 

 

 

                

                       1.2 Основные показатели деятельности ОСБ № 1868

        

                      В настоящее время существует множество разнообразных причин широкого распространения новых банковских услуг, что дает возможность банкам более свободно разрабатывать новые формы услуг для привлечения клиентов.

                     ОСБ № 1868 участвует в реализации социально-экономических программ Правительства. В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 2.12.19997г. № 1269 "Об очередном этапе предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации, обесценившихся в 1992-1995 годах", была проведена необходимая  подготовительная работа по начислению предварительной компенсации по вкладам граждан, которая позволила обеспечить в сжатые сроки своевременную выплату вкладчикам начисленной компенсации. Для граждан, которым полагается предварительная компенсация вкладов, в конце декабря 1997г. СБ РФ ввел новый вид вклада – "Компенсационный" с начислением повышенной процентной ставки.

Наличие филиальной сети способствовало дальнейшему развитию операций по купле-продаже наличной иностранной валюты населению.

                Расширился и перечень услуг по операциям неторгового характера. ОСБ № 1868 осуществляет операции по переводу иностранной валюты в централизованные выплаты грантов ( благотворительных премий) в пользу физических лиц. активно работают с дорожными чеками иностранных эмитентов, осуществляя операции по продаже и оплате дорожных чеков.

важным элементом депозитной политики  Банка является  расширение клиентской базы за счет привлечения на обслуживание корпоративной клиентуры.                                          

                  Большой популярностью среди корпоративных клиентов пользуются векселя, эмитируемые банком. векселя Сбербанка России активно используются как платежный инструмент на всей территории РФ. Расчеты по банковским векселям осуществляются с использованием единой внутрибанковской Информационной системы "Вексель", функционирование которой способствовало  ускорению расчетов и повышению качества работы с векселями Банка.

                 В 1997 году ОСБ № 1868 приступило к работе на рынке драгоценных металлов.

Существенным преимуществом СБ РФ является наличие внутренней системы расчетов, позволяющей осуществлять платежи клиентов практически в любую точку России на высоком технологическом уровне и в минимально возможные сроки.

                  В настоящее врем ОСБ № 1868 предпринимает усилия по упрочению позиций на рынке услуг для физических лиц, улучшению качества обслуживания, расширению сферы влияния по обслуживанию клиентов. Первостепенное внимание уделяется поддержанию стабильных темпов развития, совершенствованию системы управления рисками, внедрению передовых технологий, развитию банковских операций с пластиковыми карточками, автоматизации банковской деятельности, подготовке персонала, совершенствование учета, как по российским, так и по международным стандартам.

                      При всей неоднозначности оценок последствий экономических реформ в нашей стране неоспоримы несколько выводов, связанных с социальной сферой.

                   Во-первых, при общем снижении жизненного уровня населения определенная её часть имеет возможность для накопления денежных средств.

                  Во-вторых, граждане стремятся не держать свободные средства на руках, а пускать в оборот с целью сохранения от инфляции.

                 В-третьих, операции с деньгами, не связанные инвестициями и коммерческими проектами, не гарантируют стабильность даже крупным процветающим банкам и финансовым компаниям.

                Сложившаяся ситуация заставляет искать новые пути и возможности использования первых двух положительных моментов на пользу вкладчикам, кредитно-финансовым институтам и всей экономике в целом.

Сбережения граждан  являются важным потенциальным источником инвестирования. если принять во внимание их срочность, относительную прогнозируемость и стабильный приток при соответствующих условиях.

В целях увеличения оборотов банки ищут пути расширения ресурсного потенциала, в том числе за счет дорогого, но относительно стабильного ресурса – сбережений населения.

                  В настоящее время перед банками стоит важная задача – завоевать, привлечь вкладчиков. Для её решения необходимо знать характерные особенности вкладчиков, мотивы поведения населения при выборе способа хранения и приращивания свободных средств, отношение к рекламе банковских услуг.

                  Большая часть вкладчиков ОСБ № 1868 – люди достаточно молодые. Наиболее активные вкладчики – от 25 до 55 лет. т.е. примерно 63 % от общего числа; до 25 лет – 8 %, старше 55 лет – 29 %. Женщин среди вкладчиков, несколько больше, чем мужчин, - соответственно 52,5  и 47,8 %. В основном вкладчиками ОСБ № 1868 являются люди, отдавшие предпочтение определенному банку и виду вклад не случайно, а мотивированно.

                  Анализ вкладчиков по социально-профессиональному признаку показал, что среди вкладчиков ОСБ № 1868 обстоятельно представлены инженерно-технические работники – 23 %, служащие - 26%. Очевидно, что банк будет и впредь ориентироваться на высокоинтеллектуальную часть населения, и соответственно, учитывать этот фактор при выборе методов и форм размещения своей рекламы. А вот на первом месте среди вкладчиков оказались пенсионеры и домохозяйки – 28 %.Это свидетельствует о том, что благосостояние именно этой части населения напрямую зависит от возможности сохранить сбережения в виде вкладов и получать по ним регулярный доход. Режим работы отделения и филиалов в основном удобен для работающей части населения.

                       При определении мотивов обращения вкладчиков к услугам банка и выбора вида вклада предпочтение отдается безопасности, надежности, защите от инфляции, накоплению денег на покупку, степени доверия к банку, приближенности к месту жительства или работы, привлекательности процентов по вкладу, качественному обслуживанию и другие причины.

Учитывая вышесказанное становится очевидным необходимость обслуживания вкладчиков, когда  через банк осуществляются коммунальные платежи, выплата пенсий клиентам.

                    Реальная эффективность рекламы по местному радио для информирования населения о конкретных услугах банка существенно выше газетной и телевизионной. В связи с этим  придается решающее значение этому виду рекламы. Это предоставляется возможным из-за ее относительной дешевизны.

Защищенность вкладов физических лиц.

Пять лет назад вкладчики  практически ничего не могли получит  из обанкротившегося банка. Не смотря, на принятую Государственной Думой первого созыва поправку к Гражданскому  кодексу, благодаря которой физические лица стали первоочередниками на получение средств обанкротившейся кредитной организации, законодательная неопределенность процедуры банкротства банков позволяла их недобросовестным владельцам бесконечно затягивать этот процесс и выводить активы, так, что их вкладчикам ничего не доставалось. С вступлением весной 1999 года Федерального закона "О несостоятельности ( банкротстве) кредитных организаций" вкладчики юридически обоснованно могут рассчитывать на получение денег. Хотя практика показывает, что реально речь идет только о трети вложений. Это, конечно, мало, но все-таки лучше, чем ничего. Кроме того, закон вносит ясность в процедуру банкротства, чем облегчает деятельность банка в критической ситуации.

                    Принятие закона "О гарантировании вкладов граждан в банках " будет следующим шагом на пути обеспечения возвратности банковских депозитов. С вступлением его в силу сбережения наших соотечественников будут защищены несравненно надежнее. Известно, что при возникновении первых слухов о нестабильности банка немедленно возникает паника: вкладчики, зная о незащищенности своих депозитов, стремятся как можно быстрее извлечь из банка все свои сбережения. Мало какая кредитная организация способна выдержать столь резкий отток авуаров, даже относительно надежный  финансовый институт может обанкротиться. С вступлением в силу закона, гарантирующего вклады, психологическая ситуация вокруг банковских депозитов должна радикальным образом измениться. Следует ожидать, что возрастет приток накоплений граждан в банки ввиду уверенности людей в том. что их средства будут сохранены и возвращены.

                    Укреплению банковской системы, росту доверия к ней должен способствовать Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций", который затрагивает не все кредитные организации, а только те банки, которые либо во всероссийском масштабе, либо на региональном уровне сконцентрировали заметную часть вкладов граждан или сосредоточили крупные активы. В соответствии с  законом, если один из них попадает в трудное положение, Банк России  обращается в Агентство по реструктуризации кредитных организаций с просьбой обследовать этот банк. Если обследование дает основание надеяться на оздоровление кредитной организации, АРКО берет ее под свою опеку. Важность этого закона для крупных федеральных и важных региональных банков очевидна. Насколько эффективно сможет применять закон АРКО рано ещё говорить, но положительные результаты проявятся в ближайшие год-два, когда некоторые банки будут восстановлены, и в банковской системе возобновится нормальное обслуживание  счетов граждан.

               Основные экономические показатели  представлены в таблице 1.2.1

 

Таблица 1.2.1 -  Основные  показатели деятельности Северского ОСБ № 1868

тыс.р.

№ п/п

Наименование

01.01.97

01.01.98

01.01.99.

1

Доходы

44434

22688

45678

2

Расходы

36892

18525

38177

3

Прибыль

7542

4163

7501

4

Резерв на возможные  потери по ссудам

550

296

299

 

Продолжение таблицы

1.2.1

   

5

Величина маржи:

     
 

процентные доходы

42687

20967

22073

 

процентные расходы

23416

12450

13244

 

процентная прибыль

19271

8517

8824

 

процентная маржа

36

9,98

-1,6

 

непроцентные доходы

1747

1721

23605

 

непроцентные расходы

5657

6075

24933

 

непроцентная прибыль

-3587

-4354

-1328

 

удельный все процентных доходов в общей сумме доходов (%)

 

 

96,07

 

 

92,4

 

 

51,7

6

Прирост вкладов

27411

12740

6542

7

Удельный вес процентных расходов в общей сумме расходов (%)

63

67

34,7

8

Сберегательная квота,

(%)

13,1

5,1

0,6

9

Кол-во юр.лиц, находящихся на обслуживании в отделении

504

537

615

10

Численность работников отделения ( чел )

115

127

114

11

Доходы на одного работника

386

179

401

Информация о работе Анализ работы с физическими лицами в Северском ОСБ № 1868