Анализ методики определения налога с физического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 07:50, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель данной курсовой работы – исследование исторических и теоретических основ формирования НДФЛ и его развитие.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать сущность и причины возникновения подоходного налога с физических лиц;
- выявить его сущность и воздействие;
- определить особенности взимания подоходного налога РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..4
1.Экономическая сущность подоходного налога.
1.1. Историческая справка взимания подоходного налога…………………6
1.2. Значение подоходного налога при формировании доходной части бюджета РФ………………………………………………………………….. 10
2. Анализ методики определения налога с физического лица
2.1. Налоговая база и налоговые ставки налога на доходы физических
лиц…………………………………………………………………………….15
2.2. Налоговые вычеты: виды и порядок расчета…………………………...17
2.3. Порядок уплаты налога и проблемы взимания……………………......19
2.4. Бухгалтерский учёт налога на доходы с физического лица…………...23
Заключение…………………………………………………………………….27
Библиографический список…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 47.85 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение………………………………………………………………………..4

1.Экономическая сущность  подоходного налога.

1.1. Историческая  справка взимания подоходного  налога…………………6

1.2. Значение  подоходного налога при формировании  доходной части бюджета РФ………………………………………………………………….. 10

2. Анализ методики определения  налога с физического лица

2.1. Налоговая  база и налоговые ставки налога  на доходы физических

 лиц…………………………………………………………………………….15

2.2. Налоговые  вычеты: виды и порядок расчета…………………………...17

2.3.  Порядок уплаты налога и проблемы  взимания……………………......19

2.4. Бухгалтерский учёт налога  на доходы с физического лица…………...23

Заключение…………………………………………………………………….27

Библиографический список…………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Подоходный налог является основным видом прямых налогов. Ему отводится  особая роль в системе налогообложения  физических лиц.

Как и  другие налоги, подоходный налог является экономическим рычагом, с помощью  которого государство, с одной стороны, воздействует на уровень реальных доходов  населения, а с другой – формирует  доходную часть бюджета. Цели и основные принципы взимания подоходного налога во всех развитых странах схожи.

Совершенствование рыночных механизмов в РФ, развитие частного бизнеса, повышение экономической  активности населения требуют совершенствования  и оптимизации системы налогообложения  в стране.

Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель данной курсовой работы – исследование исторических и теоретических основ  формирования НДФЛ и его развитие.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- исследовать сущность и причины  возникновения подоходного налога  с физических лиц;

- выявить его сущность и воздействие;

- определить особенности взимания  подоходного налога РФ.

Таким образом, объектом исследования будет являться НДФЛ, а субъектом  – нормативные и литературные источники. Для того чтобы осветить теоретическую часть работы, была использована учебная литература, опубликованные работы научных деятелей, занимающихся разработкой родственных тем. Важным источником также явились статьи, опубликованные в Российских и зарубежных газетах и журналах.

При освещении выбранной темы использовались различные методы и подходы, такие  как аналитический, системный, экстраполяции  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Экономическая сущность  подоходного налога.

1.1. Историческая  справка взимания подоходного  налога.

Подоходный налог – один из основных налогов, формирующих бюджет современных  государств. Он охватывает разнообразные  источники доходов граждан, поскольку  связан с различными сферами их деятельности. Подоходный налог обладает большими возможностями воздействия на уровень  реальных доходов населения, позволяет  с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения  стимулировать стабильные доходы бюджета  за счет повышения ставок налога по мере роста дохода населения [1, с. 23-27].

Рассматривая ретроспективу подоходного  налога, можно придти к выводу, что  по сравнению с другими налогами он появился не так давно. Он возник в условиях капиталистического общества в 18-19 вв., когда четко определились различия в видах и источниках доходов различных социальных групп: заработная плата рабочих, предпринимательский  доход капиталиста, ссудный процент  и т.д. На введение подоходного налога существенное влияние оказало рабочее  движение, требование налоговой реформы  с целью снижения налогового бремени, а также другие факторы. [2, с. 300-301]. Впервые рассматриваемый платеж был введен в Англии в 1798 г. в виде налога на роскошь (обзаведение мужской  прислугой, владение каретой и т.п.). С середины XIX века обложение личных доходов постепенно начинают вводить  в другие страны. [3, с. 61]. Русский  ученый И.Х Озеров объяснял причины  введения подоходного налога в Англии «дефицитами», а затем общественными  отношениями, ростом числа трудящихся, которые стали представлять уже  крупную силу и были в состоянии  заставить прислушиваться к их интересам…» [8, с. 36].

 

К изучению истории налогообложения  обращались многие известные историки и юристы, такие как Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский, С.М.Соловьев, В.Н.Татищев  и др. Первым научным трудом в  данной области считается опубликованная в 1818 г. книга Н.И. Тургенева «Опыт  теории налогов». При этом следует  отметить, что вплоть до середины 18 в. термины «налог», «налогообложение»  в России не применялись. Для обозначения  фискальных платежей в русском языке  использовалось слово «подать». Поэтому  даже в начале 20 в. налоговая политика страны называлась «податной политикой». Впервые термин «налог» упоминается в работе историка А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России» в 1766 г. В законодательстве термин налог утвердился лишь в середине 19 в. [5, с.5].

Попытки введения налогов, имеющих  характер подоходного, существовали еще  в довольно раннем периоде. Так в 15 и 16 вв. существовали у нас так  называемые «пятая» и «десятая»  деньга, которые и были не что  иное, как примитивная и грубая форма подоходного налогообложения. По-видимому, первоначально сборы  эти были специальными налогами на торговых людей, а затем приняли  общий характер, распространились на промышленников и вообще всех подданных; раскладывались они «по животам  и промыслам»; следы их просуществовали  до конца царствования Петра 1. По Татищеву, эти налоги были чрезвычайными и  практиковались как экстренная мера во время войн. Затем есть еще  и другой, более близкий к нам, пример существования подоходного  налога в России. В 1810г. вследствие напряжения финансовых сил страны правительство  решилось обложить помещиков особым процентным сбором со всех получаемых ими доходов. Как в Англии, в  основе лежала собственная декларация плательщиков; правильность их утверждалась на доброй вере и чести; никакие доносы на утайку доходов или неправильное их показание не принимались. Налог был прогрессивный. В 1820г. этот налог был уничтожен, и с тех пор и до сего времени новых попыток в этом роде не делалось. [6, с. 67].

В царской России предпринимались попытки введения подоходного налога. Однако этому препятствовало крепостное право. После его отмены к этому вопросу вновь вернулись. Была изменена система промыслового сбора промыслового налога, введены земельный налог, подомовый налог. Активно применяются акцизные сборы. В начале 20 в. устанавливается новая система обложения доходов населения, взимаются налоги и сборы с предпринимательской деятельности, изменяется система сборов с крестьянских хозяйств, вводятся новые налоги (квартирный, гостиничный, с увеселительных заведений и др.). Закон о подоходном налоге был принят 6 апреля 1916 г. со сроком начала взимания в октябре 1917 г. Принципы подоходного налогообложения получили в нем яркое выражение. В связи с революционными событиями ввод в действие данного закона не состоялся [2, с. 30].

Позднее, в советский период в  стране было введено и действовало  законодательство о подоходном налоге с населения. Оно отличалось отсутствием  равенства всех плательщиков перед  законом: ставки зависели от социальной принадлежности. По пониженным ставкам  облагались рабочие и служащие, а  с остальных категорий плательщиков взимался повышенный прогрессивный  налог. Подоходный налог незначительно  влиял на материальное положение  плательщиков, так как низкая оплата труда большинства работающих создавала  весьма невысокое и одинаковое для  всех налоговое бремя, которое было перенесено на предприятия. Административно-командная  экономика с преобладание государственной  формы собственности позволила  создать всеохватывающую систему  взимания налога у источника выплаты  дохода. Подоходный налог, а также другие социальные взносы удерживались из фонда заработной оплаты труда, и граждане практически не участвовали в налоговых отношениях. После распада СССР порядок взимания подоходного налога существенно изменился, что связано с влиянием политических и социальных процессов, изменениями в экономике, переходом ее к рыночным отношениям [2, с. 30-31].

Введение подоходного налога обусловлено  причинами, которые по-разному проявлялись  в различных странах, но могут  быть сведены к следующему. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. Идея подоходного налога – обеспечение  равнонапряженности налогообложения на основе прямого определения доходов плательщика [7].

Как социальное явление налоги подвержены влиянию политических процессов, важнейшим  из которых является развитие демократии как формы государственного устройства. Подоходный налог в качестве демократического института может существовать лишь при условии, что государство  не выступает как аппарат, отчужденный  от граждан-налогоплательщиков, а наоборот, является аппаратом, подчиненным гражданскому обществу. Важнейший признак такой  подчиненности – наличие системы  общественного контроля расходования средств, собранных посредством  подоходного налога, и отчетности государственных служащих о произведенных  ими расходах [7].

 

 

 

1.2. Значение  подоходного налога при формировании  доходной части бюджета РФ

 

Налоги являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их помощью мобилизуются средства предприятий, населения и других налогоплательщиков.

Налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов  хозяйствования и населения органам  государственного управления, поступающие  в установленных законом размерах и в определенные сроки. Их доля в  центральных бюджетах развитых стран  составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету, утвержденному на 2002 г., сумма  налоговых поступлений составляет 93,4 % общих доходов бюджета. Соответственно, неналоговые доходы в составе  доходных источников занимают невысокий  удельный вес — 5,6%.

Наряду с указанной фискальной функцией налоги выполняют также  регулирующую функцию, с помощью  которой государство оказывает  воздействие на производство. Регулирующая функция проявляется в том, что  размеры налогообложения и различия в тяжести налогов по отдельным  секторам экономики и отраслям оказывают  влияние на производство ВВП, реальный сектор экономики, платежеспособный спрос  и капиталообразование. Налоговая система не должна ослаблять стимулы к экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать ей.

Основными налоговыми поступлениями  являются следующие:

1) подоходные налоги, налоги на  прибыль и на увеличение рыночной  стоимости капитала. В эту группу  налогов включаются налоги, взимаемые  с чистого дохода отдельных  лиц, с прибыли предприятий,  организаций, банков, а также на  прирост стоимости капитала, например, за счет операций с ценными бумагами и другими активами или продажи земли;

2) отчисления работодателей и  работников в государственные  социальные фонды - пенсионный, социального страхования, медицинского страхования. Отчисления в социальные внебюджетные фонды рассматриваются вместе с налогами, а не как страховые взносы в силу их обязательности.

Обязательность обусловлена тем, что в противном случае значительное число людей может не позаботиться о сбережениях для обеспечения  приемлемого уровня доходов после  выхода на пенсию или в случае наступления  нетрудоспособности. В странах с  развитой рыночной экономикой существуют включаемые в бюджет отчисления на социальные нужды государственных  служащих и отчисления в различные  частные социальные фонды. В российской практике отдельные социальные фонды  для государственных служащих не формируются, а сохраняется исторически  сложившееся формирование внебюджетных социальных фондов для всех категорий  населения. Отчисления в эти фонды, как видно из их названия, не включаются в бюджет, а образуют источники  поступлений в эти самостоятельные  фонды.

Включение этих отчислений в схему  обусловлено необходимостью получения  консолидированных данных в целом  по всем государственным финансам, включающим доходы, как бюджетов, так  и внебюджетных фондов;

3) налоги, взимаемые в зависимости  от фонда оплаты труда (кроме  отчислений в социальные фонды), например, транспортный налог, целевые  сборы с граждан и предприятий  на содержание милиции, благоустройство  территории, содержание общеобразовательных  учреждений;

4) налоги на собственность. В  эту группу входят налоги на  имущество юридических и физических  лиц, имущество, переходящее в  порядке наследования и дарения,  земельный налог, налог с владельцев  транспортных средств;

5) внутренние налоги на товары  и услуги. К ним относятся налог  на добавленную стоимость, акцизы, налоги на пользователей автомобильных  дорог, на приобретение транспортных  средств, содержание жилищного  фонда, сбор со сделок, совершаемых  на биржах, лицензионные сборы  за право производства и торговли  спиртными напитками. Налог на  добавленную стоимость взимается  на каждой стадии производства  от суммы добавленной стоимости,  определяемой как разность между  ценой продажи и расходами  на покупку факторов производства. Если сложить налоги, уплаченные  на каждой стадии производства, то итоговая сумма практически  является налогом на розничную  торговлю, взимаемым по общей  ставке со всех продаваемых  товаров. НДС практикуется в  европейских странах. В США  вместо него взимается налог  на розничную торговлю - налог  с продаж;

Информация о работе Анализ методики определения налога с физического лица