Анализ диагностика состояния кредитной политики современного банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 22:49, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является исследование кредитной политики современного коммерческого банка и разработка мероприятий по ее оптимизации.Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи: раскрыть сущность кредитной политики, основы кредитной политики коммерческого банка, сущность и виды кредитных операций, необходимость управления кредитных операций, этапы кредитования, условия формирования кредитной политики Сберегательного банка Российской Федерации, оценку кредитной политики ОАО Сбербанка России в условиях финансового кризиса, сущность банковских рисков, их факторы, классификация банковских рисков, пути снижения кредитных рисков в современных условиях, кредитная политика Сбербанка России в текущих экономических условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА
1.1. Сущность кредитной политики
1.2. Основы кредитной политики коммерческого банка
1.3. Сущность и виды кредитных операций
1.4. Необходимость управления кредитных операций
1.5. Этапы кредитования
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО СБЕРБАНК РОССИИ
2.1. Условия формирования кредитной политики Сберегательного банка Российской Федерации
2.2. Оценка кредитной политики ОАО Сбербанка России в условиях финансового кризиса
ГЛАВА 3. КРЕДИТНЫЕ РИСКИ. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ КРЕДИТОВАНИЯ ОАО СБЕРБАНКА РФ.
3.1. Сущность банковских рисков, их факторы
3.2. Классификация банковских рисков
3.3. Пути снижения кредитных рисков в современных условиях
3.4. Кредитная политика Сбербанка России в текущих экономических условиях
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

риски при кред юр лиц.doc

— 4.58 Мб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

Рис. 1.8.Этапы управления кредитным процессом

Все сказанное  выше подтверждает, что банку необходимо организовать и отладить кредитную  политику. Так он сможет своевременно реагировать на изменения в кредитной  политике государства, а также снизить возможные внутренние риски при организации процесса кредитования.

    1. Этапы кредитования

Этапы кредитования являются одним из наиболее важных вопросов в управлении кредитными операциями банка, так как здесь и находят  свое применение все наработки банка по снижению риска, поддержанию ликвидности и получению максимальной прибыли 13.

Процесс кредитования можно разделить на несколько  этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень  его надежности и прибыльности для банка (Рис.1.9):


 

 

 

 

Рис. 1.9. Процесс кредитования  разделяют на несколько этапов

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение. Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.

Заявка поступает  к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком – владельцем или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет кредитному инспектору не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.

Следующим этапом является интервью с клиентом. В  ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по 4 – 5 группам. Это: сведения о клиенте и его компании; вопросы по поводу просьбы о кредите; вопросы, связанные с погашением кредита; вопросы по поводу обеспечения займа; вопросы о связях клиента с другими банками.

После беседы кредитный  инспектор должен принять решение: продолжать ли работу с кредитной  заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками политики, которую проводит банк в области кредитных операций, то заявку следует решительно отвергнуть. При этом необходимо объяснить заявителю причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Если же кредитный инспектор по итогам предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, он заполняет кредитное досье и направляет его вместе с заявкой и документами, представленными клиентом, в отдел по анализу кредитоспособности. Там проводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании-заемщика. При этом кредитный инспектор должен решить, кто из работников отдела лучше подходит для проведения экспертизы. Например, если речь идет об оценке обеспечения, предложенного клиентом, то требуется заключение опытного аналитика, так как оценка имущества представляет сложную процедуру. Если же требуется получить сведения у кредитного агентства, то этим может заняться менее квалифицированный работник. Эффективность работы кредитного инспектора определяется его умением давать поручения тем служащим банка, которые наилучшим образом подходят для этого.

При анализе  кредитоспособности используются разные источники информации:

– материалы, полученные непосредственно от клиента;

– материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка;

– сведения, сообщаемые теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщики, кредиторы, покупатели его продукции, банки  и т. д.);

- отчеты и  другие материалы частных и государственных учреждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, отраслевые аналитические исследования, справочники по инвестициям и т. п.).

Эксперты отдела кредитоспособности прежде всего обращаются к архивам своего банка. Если заявитель уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях. Важные сведения можно получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми имел дело заявитель. Банки, инвестиционные и финансовые компании могут предоставить материал о размерах депозитов компании, непогашенной задолженности, аккуратности в оплате счетов и т. д. Торговые партнеры компании сообщают данные о размерах предоставленного ей коммерческого кредита, и по этим данным можно судить о том, использует ли клиент эффективно чужие средства для финансирования оборотного капитала14.

Для оценки кредитоспособности предприятия коммерческие банки используют различные методы финансового анализа состояния заемщика. Многочисленные аспекты финансового анализа, будучи соединенными в систему, отражают способность клиента своевременно и в полном размере погашать свой долг. Полный финансовый анализ предприятия складывается из трех частей: анализа его финансовых результатов, финансового состояния и деловой активности. При этом необходимо учитывать, что содержание и акценты финансового анализа деятельности предприятия зависят от цели его проведения.

В случае, когда  анализ проводится самим предприятием для выявления своих "слабых мест", возможностей повышения эффективности деятельности, устранения ошибок в производственном процессе и определения дальнейшего направления развития, указанные составные части детализируются до очень мелких аспектов функционирования предприятия. Однако для банка нет необходимости проводить финансовый анализ предприятия с такой степенью детализации, поскольку при кредитовании главной целью банка является оценка кредитоспособности заемщика и перспектив устойчивости его финансового положения на срок пользования кредитом.

При оценке кредитоспособности заемщика банк предусматривает и  такую ситуацию, когда клиент не сможет вернуть долг. Для страхования  риска непогашения ссуды банк запрашивает различного рода обеспечение  кредита. Однако в мировой практике считается, что банкир не должен предоставлять кредит, если у него есть предчувствие того, что придется реализовать обеспечение. Основное внимание при определении кредитоспособности сосредотачивается на показателях, характеризующих способность заемщика обеспечить погашение кредита и уплату процентов по нему.

Вывод: На основании современных данных состояния и содержания кредитной политики, можно сделать следующий вывод, что четко разработанная кредитная политика необходима для банка. Её отсутствие неизбежно увеличивает кредитные риски. Сущность кредитной политики банка заключается в обеспечении безопасности, надежности и прибыльности кредитных операций. Исходя из результатов проведенных исследований, руководство банка (обычно правление или Совет директоров) принимает меморандум кредитной политики, в котором определяются стратегия и тактика банка в области получения и предоставления кредитов. Меморандум кредитной политики принимается на определенный период времени, однако в течение срока его действия в него могут вноситься некоторые изменения, соответствующие текущему состоянию дел на кредитном рынке. Кредитная политика является важнейшим инструментом достижения стратегических целей коммерческого банка. От ее успешной реализации во многом зависит финансовый результат банковского учреждения. Важнейшей задачей кредитной политики является эффективная оценка кредитоспособности заемщика. Так при всей своей доходности кредитная операция в условиях экономического кризиса, спада производства, банкротства предприятий является наиболее рискованной. Но в целом, за последние годы современная система кредитования, тем не менее, проделала значительный путь развития. По существу изменилась не только философия банковского дела, но и технология кредитных операций. Поэтому необходимо четко организовывать и отлаживать кредитную политику. Тогда банк сможет своевременно реагировать на изменения в кредитной политике государства, а также снизить возможные внутренние риски при организации процесса кредитования.

ГЛАВА 2. Формирование и реализация кредитной политики ОАО Сбербанк России

2.1. Условия формирования кредитной  политики Сберегательного банка Российской Федерации

В  минувшем году Поволжский банк достиг рекордных  показателей в розничном кредитовании. Например, число заемщиков в банке  превысило 1 миллион человек. Остатки срочной ссудной задолженности частных клиентов перевалили за 106 млрд. рублей, за год они выросли на 30 процентов. Опережающими темпами увеличивались объемы жилищного (ипотечного) кредитования. Если на начало 2008 года доля жилищных кредитов в портфеле составляла 26,1 процента, то на конец года - уже 35,8 процента. За истекший  2009 год банк выдал свыше 23 млрд. рублей жилищных кредитов (на 41 процент больше, чем в 2007 году). Так же активно развивалось и автокредитование. Кроме того, в прошедшем году Сбербанк начал выпуск кредитных карт.

Несмотря  на кризисные явления в экономике, банк ни на минуту не прекращал розничное  кредитование, и не собирается этого  делать в наступившем году. Хотя, безусловно, корректировки в кредитной  политике неизбежны. Они начались в четвертом квартале 2008 года, когда Сбербанк повысил процентные ставки для вновь заключаемых кредитных договоров, ужесточил некоторые условия по кредитам и требования к платежеспособности заемщиков. Тем не менее, к концу 2009 года банк планирует рост общих остатков ссудной задолженности по розничным кредитам, с некоторым снижением доли жилищных кредитов, но с сохранением темпов в автокредитовании. Безусловно, особое внимание будет уделено сохранению качества кредитного портфеля. Сейчас доля просроченных кредитов физических лиц в Поволжском банке составляет менее 1,3 процента, и банк намерен удержать ее в пределах двух-трех процентов.

Добросовестные  заемщики, испытывающие временные финансовые трудности, могут рассчитывать на реструктуризацию потребительских (пока кроме ипотечных) кредитов. С нынешнего2010года  января в Сбербанке можно конвертировать валютные кредиты в рублевые, по действующим на момент конвертации ставкам. Совместно с региональным отделением Пенсионного фонда банк сейчас уточняет нюансы в механизме погашения ссудной задолженности с помощью материнского капитала, и в ближайшее время предоставит заемщикам такую возможность расплаты по кредиту.

Банк  будет повышать доступность кредитов, предлагая различные способы их погашения – равными ежемесячными (аннуитетными) или дифференцированными платежами, и обязательно разъяснять гражданам все возможности и ограничения того или иного вида платежей. Усиленное внимание при выдаче новых кредитов станет уделяться индивидуальной платежеспособности клиентов, чтобы помочь избежать им чрезмерной долговой нагрузки. Вся линейка розничных кредитных продуктов будет сохраняться и постоянно оптимизироваться с учетом сохранения качества кредитного портфеля. И кончено, особое значение будет придаваться повышению финансовой грамотности населения, консультациям и разъяснению гражданам особенностей всех продуктов и услуг банка.

ОАО Сбербанк России - крупнейший банк в России, Центральной и Восточной Европе, на долю которого приходится около 30% активов российской банковской системы, основной кредитор национальной экономики. Учредителем и главным акционером Сбербанка является Центральный банк Российской Федерации (свыше 60% голосующих акций). Акционеры банка – более 200 тысяч физических и юридических лиц. Банк имеет самую разветвленную филиальную сеть в России: 17 территориальных банков, более 20 тысяч отделений и внутренних структурных подразделений, а также дочерние банки в Казахстане и на Украине.

Поволжский  банк Сбербанка России работает на территории семи субъектов Российской Федерации – Астраханской, Волгоградской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей. Центральный офис территориального банка расположен в г. Самара. В организационном подчинении Поволжского банка – 101 отделение и 2934 внутренних структурных подразделения.

В соответствии с принятой Стратегией развития Сбербанка  до 2014 года в настоящее время идет процесс развертывания Производственной системы Сбербанка (ПСС). Приоритетной задачей этого года является повышение эффективности работы Банка. Задача касается всех направлений, но прежде всего внутренних системных подразделений банка (ВСП). Для достижения поставленных целей банку необходимо улучшить качество обслуживания, разработать привлекательные банковские продукты для всех категорий клиентов, изменить стиль и характер работы ВСП, сделать их более эффективными и повысить навыки продаж сотрудников.

В рублевом выражении при небольшой прибыли  дивиденды, вероятно, окажутся по итогам 2009 года не столь высоки. "Резервы съедают прибыль банка. Резервы банк создает консервативно, но с прицелом на то, что максимум из них все равно потом можно восстановить, поскольку большая часть денег от заемщиков вернется. Хочется надеяться, что это явление временное и оно с ростом прибыльности в последующие годы будет компенсировано". На дивиденды за 2008 год Сбербанк направил 10% чистой прибыли, или 10,99 млрд рублей. На обыкновенную акцию было выплачено 0,48 рубля, на привилегированную - 0,63 рубля. По итогам 2007 года на дивиденды Сбербанком было направлено также 10% прибыли - 11,67 млрд рублей - из расчета 0,51 рубля на одну обыкновенную акцию и 0,65 рубля - на привилегированную.

Сберегательный  банк Российской Федерации – это  крупнейшее и старейшее кредитное  учреждение нашей страны. Начало своей истории банк относит к 1841 году. На сегодняшний день Сбербанк России занимает лидирующее положение в российской банковской системе и является крупнейшим банком страны. На Сбербанк приходится 87% филиальной сети всех кредитных организаций России, в нем сосредоточено 85% вкладов населения в коммерческих банках и 25,4% совокупных активов действующих кредитных организаций, доля на рынке вкладов составляет 53,3%, на рынке привлечения юридических лиц – 17,2%, на рынке корпоративного кредитования – 31,8%.

Основным документом, регулирующим деятельность банка, является его Устав. Органы управления Сбербанка  России показаны на рисунке 2.1.

Рис. 2.1. Органы управления Сбербанка  России

Сберегательный  банк имеет генеральную лицензию и вправе осуществлять все банковские операции и прочие сделки, предусмотренные Законом «О банках и банковской деятельности».

Банк и его  филиалы независимы от органов государственной  власти и местного самоуправления при  принятии ими решений. Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность Банка, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Сберегательный  банк совершает все банковские операции и прочие сделки, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Общее количество акционеров банка составляет около 250 тыс., из них только один – Центральный  банк России имеет долю в капитале банка, превышающую 5 процентов. Его  доля в уставном капитале – 57,6 процентов акций, доля в голосующих акциях – 60,3 процента. Структура акционеров Сбербанка России представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Структура акционеров Сбербанка России на 01.07.09, %

Информация о работе Анализ диагностика состояния кредитной политики современного банка