Анализ активных операций коммерческого банка ОАО АКБ «БРР» за 2010 – 2012 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование, в теоретическом плане, сущности, значения и классификации активных операций коммерческого банка, а также анализ практики осуществления данных операций.
Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:
1) определить сущность и классификацию активных операций коммерческих банков;
2) рассмотреть основы управления активными операциями коммерческих банков;
3) провести анализ по структуре активных операций на примере конкретного коммерческого банка

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Состав и структура активных операций коммерческого банка……………5
Сущность и классификация активных операций коммерческого банка………………………………………………………………….5
Основы управления активными операциями коммерческого банка……………………………………………………………...…17

2. Анализ активных операций коммерческого банка ОАО АКБ «БРР» за 2010 – 2012 гг…………………………………………………………………….29
2.1. Основные показатели деятельности ОАО АКБ «БРР»…………..29
2.2. Динамика и структура активных операций……………..………..40

3. Перспективы развития активных операций коммерческих банков……….58
Заключение………………………………………………….…………….73
Литература и электронные источники данных…………………………76

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2.doc

— 737.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, традиционная точка зрения о том, что весь доход  банк получает от кредитов и инвестиций, уступила место пониманию того, что банк продает пакет финансовых услуг - кредиты, сбережения, консалтинг и прочие, и цена каждой из них должна покрывать затраты банка по их предоставлению.

В качестве важного вопроса  управления активами следует выделить задачу диверсификации, то есть поиск рациональной структуры управляемых активов, обеспечивающей наименьшие потери при снижении их стоимости или размера дохода. Интегро - дифференцированный подход к управлению активами в этом случае заключается в координации управления расширенным набором активов и активов, выпущенных различными экономическими агентами.

Существует два ключевых фактора, которые определяют спрос  клиентов банка на средства: с одной  стороны, это возможность оттока части или всей суммы депозитов  или средств до востребования клиентов, а с другой - это спрос на получение кредитов для удовлетворения производственных или потребительских нужд. Удовлетворение потребностей клиентов в кредитах является одной из самых необходимых условий поддержания устойчивых позиций на рыке банковских услуги поддержания высокого уровня конкурентоспособности коммерческого банка.

Управление активами и их распределение должно осуществляться на основе четкого разделения возможного оттока средств с текущих счетов и спроса на кредиты с тем, чтобы поддержание ликвидности коммерческого банка не приносило чрезмерного вреда его рентабельности.

Практичное решение  этого задания может быть осуществлено через управление первичными и вторичными резервами банковского учреждения, а так же активизацию возможностей использования внешних источников пополнения ликвидных средств. При таком подходе целесообразнее применять распределение факторов спроса на ликвидные ресурсы таким образом, чтобы требования клиентов по оттоку средств с текущих счетов банк мог удовлетворить немедленно, для чего он должен иметь в своем распоряжении адекватную величину первичных резервов, а ожидаемый спрос на кредиты удовлетворялся бы с минимальной задержкой.

В последнем случае средством  удовлетворения этого спроса могут  быть как вторичные резервы, так и возможности привлечения ликвидных средств из внешних источников.

Применение такого подхода  к управлению активами коммерческого  банка должно учитывать то, что  кроме оттока средств с текущих  счетов, который можно прогнозировать в соответствии со среднемесячным оборотом средств по этим счетам, клиенты могут изымать средства со счетов срочных депозитов, срок которых заканчивается в текущем периоде. Исходя их этих двух величин, банк должен сформировать в своем портфеле активов такую сумму первичных резервов, чтобы обеспечить требования клиентов.

Все рассмотренные направления  и методы управления активами коммерческого  банка целесообразно применять  в комплексе, так как, дополняя один другого, они могут создать оптимальные  условия для эффективного сбалансирования разных видов размещенных средств, и, таким образом, способствовать поддержанию необходимого уровня финансовой устойчивости и эффективности деятельности банковского учреждения.

Инструментарий управления активными операциями коммерческого банка включает информационные системы, модели планирования, моделирования или сценарный анализ, ежемесячные обзоры и специальные отчеты.

Текущие объемы активов  не имеют «идеального» значения, которое  можно было бы объективно оценить  вследствие сложного влияния микро- и макросреды и поведения клиентов. Поэтому методы управления активами должны, в первую очередь, учитывать проведенные, запланированные и прогнозные активные операции, стоимость фондов, чувствительность этой стоимости, время предупреждения (в случае необходимости), источники получения, общие и структурированные объемы.

Руководство банка, разрабатывая финансовую стратегию управления активами, формируя деятельность банка на рынке, должно учитывать кредитно-финансовую и налоговую политику, состояние государственного и частного секторов, конъюнктуру финансовых рынков, особенности конкурентов, фактических и потенциальных клиентов, собственный финансовый и организационный потенциал, а также влияние внешних факторов (таблица 1.).

Это весьма сложная, и, пожалуй, самая ответственная задача банковского менеджмента в целом.

Таким образом, управление активными операциями представляет собой формирование стратегии и  осуществление мероприятий, которые  приводят структуру активов банка  в соответствие с его стратегическими программами в плане размещения ресурсов.

Управление активами - сложная и многогранная задача. Решение этой задачи проводится с  применением различных методов  и подходов, (таких как «Общий фонд средств», «Метод распределения  активов», стратегия управления фондами) которые дают возможность объединять некоторые качества банковских ресурсов и управленческих действий.

 

Таблица 1.

Влияние внешних факторов на поведение коммерческих банков

Динамика отдельных  показателей в благоприятных  или стабильных макроэкономических условиях

Динамика отдельных  показателей в условиях экономической  или политической нестабильности

Сроки предоставления кредитов и привлечения депозитов

Растут

Сокращаются

Популярность валютных депозитов и кредитов

Уменьшается

Увеличивается

Банковские вклады и  кредиты населения

Увеличиваются

Сокращаются

Кредитование реального  сектора экономики и инвестиционной деятельности

Растет

Уменьшается

Процентные ставки

Стабильные или постепенно

Повышаются

снижаются

 

 

При этом необходимо учитывать специфику отдельных подходов с целью более гибкого управления ресурсами, исходя из конкретных задач банковского менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ АКТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ОАО АКБ «БРР» ЗА 2010 – 2012 гг.

 

    1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО АКБ «БРР»

Открытое акционерное  общество акционерный коммерческий банк «Банк развития региона»» - один из лидеров банковской системы Республики Северная Осетия-Алания, член Ассоциации российских банков. По оценкам экспертов, входит в десятку самых надежных крупных региональных банков Северо-Кавказского федерального округа.

АКБ «БРР» (ОАО) был организован  в 1997 году, а реорганизован в 1999 путем  слияния в форме присоединения 4 банков республики Северная Осетия-Алания. Основной идеей такого слияния была концентрация кредитных ресурсов для более полного обеспечения в них хозяйственных субъектов. Это был период падения курса рубля, разрушения рынков и банкротства сотен банков, нарушения системы платежей, расчетов и кредитной деятельности. Сегодня при одновременном сокращении количества банковских структур и притока в республику филиалов крупных столичных банков, АКБ «БРР» (ОАО) наращивает свой капитал (уставной капитал вырос с 35 до более, чем 300 млн. руб.), расширяет виды услуг, внедряет передовые технологии обслуживания клиентов, вводит привлекательные условия хранения сбережений. Все это позволило увеличить численность обслуживаемых юридических и физических лиц до 4,7 тыс. и 66,3 тыс. клиентов соответственно. Свои сбережения доверяют банку 54480 человек. Увеличивается объем выплаты пенсий, пособий, заработных плат, денежных переводов.

Банк  включает в себя: головной  офис,  филиалы: «Владикавказский» в г. Владикавказе и  районных центрах республики – «Хох» в г. Ардоне,  «Моздокский» в г.  Моздоке,  три филиала за пределами республики «Столичный » в г. Москве, «Санкт-Петербургский» в г. Санкт-Петербурге и «Ростовский» в г. Ростове-на-Дону; 10 дополнительных  в г. Владикавказе, а также дополнительные офисы в Правобережном,  Кировском,  Алагирском, Пригородном районах РСО-Алания, операционные офисы в городах Краснодаре, Ставрополе, Пятигорске, Нальчике, Грозном.

Банк стремится к  большей финансовой устойчивости, возможности оказывать все виды банковских услуг на уровне международных стандартов. Обладатель званий «Лучший региональный банк России-2006» по версии II ежегодной международной премии «Банковское дело-2006»; «Лучший региональный банк России-2007» в категории «Silver» по версии III ежегодной международной премии «Банковское дело-2007»; обладатель серебряного сертификата системы денежных переводов ЛИDЕР «Лучший региональный банк-2010».

Банк осуществляет операции в рублях и иностранной  валюте:

- расчетно-кассовое обслуживание, в том числе с использованием  системы «клиент-банк»;

- вкладные операции;

- кредитование государственных,  корпоративных и индивидуальных  частных предпринимателей;

- потребительское кредитование  физических лиц;

- ипотечные кредиты;

- валютно-обменные операции;

- обслуживание экспортно-импортных  операций;

- перевод денежных  средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета;

- предоставление и  обслуживание банковских карт  международных платежных систем  Visa International и Master Card Worldwide;

- операции с акциями  предприятий и банков;

- покупка и продажа  векселей;

- услуги депозитария;

- перевод денежных  средств посредством международных  платежных систем «Western Union», «Migom», «Contact», «Лидер»;

- предоставление овердрафтов  по счетам пластиковых карт;

- оплата услуг операторов  сотовой связи и НТВ-Плюс через банкоматы;

- другие банковские  услуги.

Преобладающим видом  деятельности является  кредитное и  расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц. 

Активы банка на 01 января 2012 года составляют 4,5 млрд. руб., кредитный  портфель – 2,3 млрд. руб., средства корпоративных клиентов – 1,3 млрд. руб., депозиты физических лиц – 2,4 млрд. руб.

Включен в реестр банков-участников системы обязательного страхования  вкладов (Свидетельство №840 от 21/07/2005г.).

Профессиональный участник рынка ценных бумаг (Лицензия на осуществление депозитарной деятельности № 015-13368-000100 от 09.11.2010 г., Лицензия на осуществление дилерской деятельности № 015-12993-010000 от 23.03.2010 г., Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 015-12990-100000 от 23.03.2010 г.).

Банком размещено:

- обыкновенных именных  акций номинальной стоимостью 10 (десять) рублей каждая – 18 614 440 (восемнадцать миллионов шестьсот  четырнадцать тысяч четыреста  сорок) штук;

- привилегированных именных  акций номинальной стоимостью  каждая 10 (десять) рублей - 1 385 560 (один миллион триста восемьдесят пять тысяч пятьсот шестьдесят) штук.

Органами управления Банка являются:

- Общее собрание акционеров;

- Совет директоров  Банка;

- Председатель Правления  - единоличный исполнительный орган;

- Правление - коллегиальный исполнительный орган.

Совет директоров Банка  действует на основании устава Банка, а также утверждаемого общим  собранием акционеров Положения  о Совете директоров Банка, в котором  устанавливаются компетенция, сроки, порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений.

 

Рис.2. Органы управления ОАО АКБ «БРР»

 

Основываясь на принципах  установления долгосрочного взаимовыгодного  сотрудничества, улучшения качества клиентского обслуживания и защиты интересов клиентуры, ОАО АКБ «БРР» предоставляет своим клиентам широкий комплекс услуг по кредитованию, позволяющий в полной мере удовлетворять потребности клиентов в заемных средствах для финансирования их текущей и инвестиционной деятельности, включая экспортно-импортные операции.

Банк работает по принципу постоянного контакта с заемщиками с целью обеспечения высокого качества и быстроты их обслуживания с учетом индивидуальных запросов.

Непременным условием предоставления кредитных ресурсов является наличие  у клиента счетов в ОАО АКБ «БРР» и положительной кредитной истории в банке (в случае если заемщик ранее кредитовался), а также положительный результат анализа проекта, предоставленного клиентом.

Клиентам предоставляются  кредиты до 1 года в рублях. Максимальная сумма кредитования (лимит кредитования) определяется с учетом потребностей клиента и на основании оценки его кредитоспособности и правоспособности, кредитной истории в банке, специфики кредитуемого проекта и т.д.

Вместе с ОАО АКБ «БРР» можно отправлять денежные средства в рублях и иностранной валюте в различные точки мира в кратчайшие сроки, используя современные банковские технологии, гарантирующие скорость и безопасность перемещения ваших денежных средств. Процедура отправки и получения денежного перевода максимально упрощена. Все документы, необходимые для осуществления перевода, заполняет сотрудник банка, вам необходимо их только подписать. Данная услуга является одной из самых востребованных, потому что осуществление денежных переводов без открытия счета – это быстро, надежно и удобно!  в банке создано структурное подразделение (отдел финансового мониторинга) и назначен сотрудник, ответственный за реализацию мер по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма;

ОАО АКБ «БРР» осуществляет моментальные денежные переводы совместно  с  системами денежных переводов:

Основные преимущества моментальных денежных переводов перед стандартным банковским переводом:

Информация о работе Анализ активных операций коммерческого банка ОАО АКБ «БРР» за 2010 – 2012 гг