Японский стиль управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 06:56, курсовая работа

Описание работы

цель моей работы – разобраться, в чем же заключается японский «стиль управления», понять, почему система менеджмента в Японии признана одной из самых эффективных в мире, и исследовать японскую модель управления. Данное исследование в свою очередь определяет и задачи работы: выявить и проанализировать традиционные и современные черты японской системы управления, окончательно сформировавшейся во второй половине ХХ века, а также охарактеризовать высшее звено японской управленческой системы.

Содержание работы

Введение. 2
1. Основы управления фирмами в Японии. 4
1.1 Основные черты японского управления. 4
1.1.1 Традиционно-культурные корни японской модели управления. 4
1.1.2 Управление персоналом. 8
1.1.3 Обучение и подготовка персонала. 10
1.1.4 Управленческие решения, стиль и концепция управления. 14
1.1.5 Средства мотивации. 16
1.1.6 Система управления качеством. 19
1.1.6.1 Кружки качества. 19
1.1.6.2 Цели и задачи кружков качества. 22
1.1.6.3 Успешное функционирование кружков качества. 23
2. Особенности управления в компании TOYOTA. 26
2.1 История фирмы Toyota. 26
2.2 Руководящие принципы компании «Тойота». 30
2.3 Система управления производством. 30
2.4 Система 5S. 31
2.5 Подход Toyota – не только инструменты и технологии. 34
2.6 Краткая характеристика 14 принципов Дао Toyota. 36
2.7 Производство «точно вовремя» – just-in-time (JIT) 43
3. TOYOTA. Настоящее и будущее компании. 46
3.1 Toyota сегодня. 46
3.2 Планы на будущее. 47
3.3 Россия-часть стратегии компании. 48
3.4 В условиях кризиса. 49
Заключение. 51
Список использованной литературы.. 52

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.87 Кб (Скачать файл)

 Поскольку кайзен учитывает сопротивление людей переменам, первый шаг должен их внутренне подготовить, прежде чем начнется соответствующая кампания. Предваряя усилия по внедрению 5S, надо выделить определенное время на обсуждение этой философии и выгод от ее внедрения:

 ·                     создание чистой, в том числе  с точки зрения санитарных  условий, приятной и безопасной  производственной среды; 

 ·                     оживление рабочих мест и значительное  улучшение морали и мотивации  людей; 

 ·                     устранение различных видов потерь  с помощью минимизации потребности  в поиске инструментов, облегчения  работы операторов, сокращения тяжелого  физического труда и высвобождения  пространства.

 Большая польза от 5S проявляется в рамках всей  компании:

 ·                     помощь людям в воспитании  самодисциплины; такие сотрудники  всегда вовлечены в 5S, у них  положительный интерес к кайзен, и можно быть уверенными в том, что они придерживаются требований стандартов;

 ·                     выявление многих видов потерь; признание проблем – первый  шаг в устранении потерь;

 ·                     избавление от потерь улучшает  процесс 5S;

 ·                     точное определение несоответствий, таких как брак и излишние  запасы;

 ·                     сокращение лишних движений, например  ходьбы и бесполезной трудоемкой  работы;

 ·                     визуальная идентификация и последующее  разрешение проблем, связанных  с нехваткой материалов, разбалансированностью  линии, поломками станков и  задержками поставок;

 ·                     простые решения существенных  логистических проблем;

 ·                     визуализация проблем качества;

 ·                     повышение эффективности работы  и сокращение затрат на операции;

 ·                     сокращение числа несчастных  случаев на производстве за  счет устранения проблем из-за  скользких полов, грязи на участке,  неудобной одежды и работы  в небезопасных условиях» (14).

 

2.5 Подход Toyota – не только инструменты и технологии

 Основная работа по  внедрению бережливого производства  только начинается. Рабочие понятия  не имеют о производственной  культуре, которая стоит за TPS. Они  не готовы неустанно работать  над совершенствованием системы  и заниматься самосовершенствованием. Дао Toyota существует в первую очередь благодаря людям, которые работают, общаются между собой, принимают решения и развиваются, совершенствуя друг друга и самих себя. Если посмотреть на преуспевающие японские компании, которые работают по системе бережливого производства, сразу заметно, как активно рабочие вносят предложения по усовершенствованию.        Но подход Toyota не ограничивается и этим: при этом подходе поощряется, поддерживается и требуется участие всех. Чем больше изучаешь TPS и проникаешься дао Toyota, тем лучше понимаешьь, что это система, которая обеспечивает людей инструментами для непрерывного совершенствования своей работы. Дао Toyota – это доверие к людям. Это своего рода культура, а не совокупность приемов и методов совершенствования и повышения эффективности. Сокращать объем запасов, выявлять и решать скрытые проблемы можно лишь с помощью рабочих. Если они недостаточно ответственны, не понимают стоящей перед ними задачи и не умеют работать в команде, начнутся простои и накопление запасов. Изо дня в день инженеры, квалифицированные рабочие, специалисты по качеству, поставщики, руководители групп и, главное, операторы постоянно занимаются решением проблем, и это позволяет каждому научиться решать их.

Один из инструментов бережливого  производства, который учит работать в команде, называется 5S (сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, стандартизируй, совершенствуй). Речь идет о комплексе  мероприятий по устранению потерь, которые ведут к ошибкам, дефектам и травмам. Самой трудной составляющей 5S является, пожалуй, пятая – «совершенствуй» (стимулируй, поддерживай самодисциплину). Именно этот пункт является решающим условием успеха остальных четырех. Поддержание немыслимо без соответствующего образования и уровня подготовки, а чтобы рабочие соблюдали  правила эксплуатации и совершенствовали методы работы и свое рабочее место, их нужно поощрять.

 Условиями успеха в  достижении поставленных целей  являются приверженность руководства  данным подходам, соответствующая  подготовка кадров и производственная  культура. Лишь тогда поддержание  и совершенствование станут привычным  делом для всех, начиная с цеховых  рабочих и заканчивая руководством. В этой главе дается краткий  обзор 14 принципов, составляющих  подход Toyota. Принципы сгруппированы в четыре категории:

1.                философия долгосрочной перспективы; 

2.                правильный процесс дает правильные  результаты (речь идет об использовании  ряда инструментов TPS);

3.                добавляй ценность организации,  развивая своих сотрудников и  партнеров; 

4.                постоянное решение фундаментальных  проблем стимулирует непрерывное  обучение.

 

2.6 Краткая характеристика 14 принципов Дао Toyota

Раздел I: Философия долгосрочной перспективы 

Принцип 1. Принимай управленческие решения с учетом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным  финансовым целям.

 ·                     «Используй системный и стратегический  подходы при постановке целей,  причем все оперативные решения  должны быть подчинены такому  подходу. Осознай свое место  в истории компании и старайся  вывести ее на более высокий  уровень. Работай над организацией, совершенствуй и перестраивай  ее, двигаясь к главной цели, которая  важнее, чем получение прибыли.  Концептуальное понимание своего  предназначения – фундамент всех  остальных принципов. 

 ·                     Твоя основная задача – создавать  ценность для потребителя, общества  и экономики. Оценивая любой  вид деятельности в компании, учитывай, решает ли она эту  задачу.

 ·                     Будь ответственным. Стремись  управлять своей судьбой. Верь  в свои силы и способности.  Отвечай за то, что делаешь,  поддерживай и совершенствуй  навыки, которые позволяют тебе  производить добавленную ценность.

Раздел II. Правильный процесс  дает правильные результаты

Принцип 2. Процесс в виде непрерывного потока способствует выявлению  проблем.

 ·                     Перестрой технологический процесс  так, чтобы создать непрерывный  поток, эффективно обеспечивающий  добавление ценности. Сократи до  минимума время, которое незавершенная  работа находится без движения.

 ·                     Создавай поток движения изделий  или информации и налаживай  связи между процессами и людьми, чтобы любая проблема выявлялась  немедленно.

 ·                     Этот поток должен стать частью  организационной культуры, понятной  для всех. Это ключ к непрерывному  совершенствованию и развитию  людей. 

Принцип 3. Используй систему  вытягивания, чтобы избежать перепроизводства.

 ·                     Сделай так, чтобы внутренний  потребитель, который принимает  твою работу, получил то, что ему  требуется, в нужное время и  в нужном количестве. Основной  принцип: при системе «точно  вовремя» запас изделий должен  пополняться только по мере  их потребления. 

 ·                     Сведи к минимуму незавершенное  производство и складирование  запасов. Держи в запасе небольшое  число изделий и пополняй эти  запасы по мере того, как их  забирает потребитель. 

 ·                     Будь восприимчив к ежедневным  колебаниям потребительского спроса, которые дают больше информации, чем компьютерные системы и  графики. Это поможет избежать  потерь при скоплении лишних  запасов. 

Принцип 4. Распределяй объем  работ равномерно (хейдзунка): работай как черепаха, а не как заяц.

 ·                     Устранение потерь – лишь одно  из трех условий успеха бережливого  производства. Устранение перегрузки  людей и оборудования и сглаживание  неравномерности графика производства  не менее важны. Этого часто  не понимают в компаниях, которые  пытаются применять принципы  бережливого производства.

 ·                     Работай над равномерным распределением  нагрузки во всех процессах,  связанных с производством и  обслуживанием. Такова альтернатива  чередованию авралов и простоев, характерных для массового производства.

Принцип 5. Сделай остановку  производства с целью решения  проблем частью производственной культуры, если того требует качество.

 ·          Качество для потребителя определяет  твое ценностное предложение. 

 ·          Используй все доступные современные  методы обеспечения качества.

 ·          Создавай оборудование, которое  способно самостоятельно распознавать  проблемы и останавливаться при  их выявлении. Разработай визуальную  систему извещения лидера команды  и ее членов о том, что  машина или процесс требуют  их внимания. Дзидока (машины с элементами человеческого интеллекта) – фундамент для «встраивания» качества.

 ·          Позаботься о том, чтобы в  организации существовала система  поддержки, готовая к оперативному  решению проблем и принятию  корректирующих действий.

 ·          Принцип остановки или замедления  процесса должен обеспечивать  получение необходимого качества  «с первого раза» и стать  неотъемлемой частью производственной  культуры компании. Это повысит  производительность процессов в  перспективе. 

Принцип 6. Стандартные задачи – основа непрерывного совершенствования  и делегирования полномочий сотрудникам.

 ·                     Используй стабильные, воспроизводимые  методы работы, это позволит сделать  результат более предсказуемым,  повысит слаженность работы, а  выход продукции будет более  равномерным. Это основа потока  и вытягивания. 

 ·                     Фиксируй накопленные знания  о процессе, стандартизируя лучшие  на данный момент методы. Не  препятствуй творческому самовыражению,  направленному на повышение стандарта;  закрепляй достигнутое новым  стандартом. Тогда опыт, накопленный  одним сотрудником, можно передать  тому, кто придет ему на смену. 

Принцип 7. Используй визуальный контроль, чтобы ни одна проблема не осталась незамеченной.

 ·                     Используй простые визуальные  средства, чтобы помочь сотрудникам  быстро определить, где они соблюдают  стандарт, а где отклонились от  него.

 ·                     Не стоит использовать компьютерный  монитор, если он отвлекает  рабочего от рабочей зоны.

 ·                     Создавай простые системы визуального  контроля на рабочих местах, способствующие  поддержанию потока и вытягивания. 

 ·                     По возможности сократи объем  отчетов до одного листа, даже  если речь идет о важнейших  финансовых решениях.

Принцип 8. Используй только надежную, испытанную технологию.

 ·                     Технологии призваны помогать  людям, а не заменять их. Часто  стоит сначала выполнять процесс  вручную, прежде чем вводить  дополнительное оборудование.

 ·                     Новые технологии часто ненадежны  и с трудом поддаются стандартизации, а это ставит под угрозу  поток. Вместо непроверенной технологии  лучше использовать известный,  отработанный процесс. 

 ·                     Прежде чем вводить новую технологию  и обрудование, следует провести испытания в реальных условиях.

 ·                     Отклони или измени технологию, которая идет вразрез с твоей  культурой, может нарушить стабильность, надежность или предсказуемость. 

 ·                     И все же поощряй своих людей  не забывать о новых технологиях,  если речь идет о поисках  новых путей. Оперативно внедряй  зарекомендовавшие себя технологии, которые прошли испытания и  делают поток более совершенным. 

Раздел III. Добавляй ценность организации, развивая своих сотрудников  и партнеров 

Принцип 9. Воспитывай лидеров, которые досконально знают свое дело, исповедуют философию компании и могут научить этому других.

 ·                     Лучше воспитывать своих лидеров,  чем покупать их за пределами  компании.

 ·                     Лидер должен не только выполнять  поставленные перед ним задачи  и иметь навыки общения с  людьми. Он должен исповедовать  философию компании и подавать  личный пример отношения к  делу.

 ·                     Хороший лидер должен знать  повседневную работу как свои  пять пальцев, лишь тогда он  сможет стать настоящим учителем  философии компании.

Принцип 10. Воспитывай незаурядных  людей и формируй команды, исповедующие философию компании.

 ·                     Создавай сильную, стабильную  производственную культуру с  долговечными ценностными ориентациями  и убеждениями, которые разделяют  и принимают все. 

 ·                     Обучай незаурядных людей и  рабочие команды действовать  в соответствии с корпоративной  философией, которая позволяет достичь  исключительных результатов. Трудись  не покладая рук над укреплением  производственной культуры.

 ·                     Формируй межфункциональные группы, чтобы повысить качество и производительность и усовершенствовать поток за счет решения сложных технических проблем. Вооружи людей инструментами, которые позволяют совершенствовать компанию.

 ·                     Неустанно обучай людей работать  в команде на общую цель. Освоить  работу в команде должен каждый.

Принцип 11. Уважай своих партнеров  и поставщиков, ставь перед ними трудные задачи и помогай им совершенствоваться.

 ·                     Уважай своих партнеров и поставщиков,  относись к ним, как к равноправным  участникам общего дела.

 ·                     Создавай для партнеров условия,  стимулирующие их рост и развитие. Тогда они поймут, что их ценят.  Ставь перед ними сложные задачи  и помогай решать их.

Информация о работе Японский стиль управления