Японский опыт управления качеством и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 06:37, контрольная работа

Описание работы

Японский управленческий опыт уже много лет активно изучают во всех странах мира, и, возможно, наиболее активно его изучают в промышленно развитых странах, так как предприниматели именно этих стран, столкнувшись с возрастающей конкурентоспособностью японских товаров и с необходимостью прилагать все большие усилия, чтобы удержать свои позиции, осознали необходимость найти ответы на вопросы: как удалось достичь того, что сегодня называется «японским чудом»; благодаря каким подходам японские компании обеспечивают производство качественной продукции и услуг; какие методы позволяют им делать это быстро и дешево; что и как делают японские фирмы для того, чтобы захватить все новые и новые рынки сбыта. По мнению многих исследователей, эффективность деятельности японских фирм во многом обусловлена особенностями японского менеджмента, что и объясняет актуальность выбранной темы.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………....3

1 История системы управления качеством продукции в Японии и ее особенности ………..4
1.1 Японские модели управления качеством ………………………………………….6
2 Концепция «кайдзен» как возможный путь решения проблем менеджмента
качества в России ………………………………………………………………………………10

Заключение ……………………………………………………………………………………..12
Библиографический список …………………………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

контрольная 1 (мк).docx

— 54.11 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

 

Кафедра экономики труда и управления персоналом

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По предмету: «Развитие системы менеджмента качества»

 

На тему: «Японский опыт управления качеством и его особенности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                                           

студентка группы УП (мз) 31                                                                           Белецкая И.Е.

 

Проверил:                                                                                            

преподаватель                                                                                                    Киберева И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2014

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………………………....3

 

1 История системы управления  качеством продукции в Японии и ее особенности ………..4

1.1 Японские модели управления  качеством ………………………………………….6

2 Концепция «кайдзен» как возможный путь решения проблем менеджмента

качества в России ………………………………………………………………………………10

 

Заключение ……………………………………………………………………………………..12

Библиографический список …………………………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

"Качество - это не евангелизм, не рацпредложение

и не лозунг: это образ жизни."

А. Фейгенбаум

 

Японский управленческий опыт уже много лет активно изучают во всех странах мира, и, возможно, наиболее активно его изучают в промышленно развитых странах, так как предприниматели именно этих стран, столкнувшись с возрастающей конкурентоспособностью японских товаров и с необходимостью прилагать все большие усилия, чтобы удержать свои позиции, осознали необходимость найти ответы на вопросы: как удалось достичь того, что сегодня называется «японским чудом»; благодаря каким подходам японские компании обеспечивают производство качественной продукции и услуг; какие методы позволяют им делать это быстро и дешево; что и как делают японские фирмы для того, чтобы захватить все новые и новые рынки сбыта. По мнению многих исследователей, эффективность деятельности японских фирм во многом обусловлена особенностями японского менеджмента, что и объясняет актуальность выбранной темы.

Японские фирмы придают очень большое значение обеспечению высокого качества производимых ими товаров и услуг. Прежде всего, это связано с тем, что в условиях жесткой конкуренции, господствующей как на внутреннем, так и на внешних рынках, качественная продукция является более конкурентноспособной. Кроме того, обеспечение качества товаров длительного пользования снижает издержки фирмы на послепродажное обслуживание. Однако, одной из наиболее важных причин, по которой японские фирмы стремятся обеспечить высокое качество своей продукции является поддержание хорошей репутации фирмы. В целом, работники практически каждой японской фирмы осознают, что «качество определяет судьбу предприятия».

Управляющие японских предприятий первостепенное значение придают контролю качества: основной задачей в управлении производством является обеспечение высокого качества выпускаемой продукции; уровень производительности при этом имеет вторичное значение.

Цель данной работы – изучить проанализировать японский опыт в сфере управления качеством продукции, историю возникновения японской системы качества.

Для достижения поставленной цели в работе рассмотрены сущность и основные модели системы управления качеством продукции в Японии, а также проанализирована концепция «кайдзен» как возможный путь решения проблем менеджмента качества в России на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История системы управления качеством продукции в Японии и ее особенности

 

 

Mеждународное сообщество выработало единый подход к нормированию технических требований к качеству продукции. Важная роль в этом деле отводится законодательству как форме государственного регулирования качества и методов его обеспечения. На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке. Рассмотрим историю развития управления качеством на примере одной из ведущих регионов мира – Японии. Опыт Японии убедительно показывает, что повышение качества - работа, которая никогда не кончается.

В 1945 году Япония лежала в руинах; ее промышленность была полностью разрушена. Об отсталости японской техники в тот период дает следующее сопоставление. Имеющий большое значение в современной радиотехнике трансформатор низкой частоты для усилителей, изготовляемый в Японии, весил 250 г., в то время как вес этого аппарата конструкции США - всего 30 г. Будучи погружен в воду, японский трансформатор выходил из строя в течение 15 минут, американский же - полностью герметичен и непроницаем. Однако в конце 40-х - начале 50-х годов японские специалисты, пройдя обучение у авторитетных американских ученых по управлению качеством Э. Деминга и Дж. Джурана, стали успешно применять эти знания в промышленности Японии.

Был внедрен так называемый цикл Деминга, связанный с проектированием, производством, сбытом продукции, анализом и вытекающими из его результатов изменениями для повышения уровня качества - цикл РВСА "планирование - выполнение - проверка - корректирующее воздействие" ("plan - do - check - action").

Активно использовались контрольные карты для управления технологическим процессом. Авторский гонорар от книги лекций Деминга был использован для учреждения премий его имени. Золотые медали Деминга присуждаются с 1951 г. для отдельного лица и для предприятия. Все это создало атмосферу, в которой управление качеством рассматривается как орудие руководства. На передовых фирмах Японии с наибольшей полнотой и последовательностью внедрены комплексный подход и принципы системного управления качеством. Опыт подобных фирм тщательно изучается, анализируется, и делаются попытки его заимствования в США и в странах Западной Европы.

Считается, что японский подход к управлению качеством имеет ряд отличительных черт, однако сравнительный анализ показывает, что теоретические положения имеют универсальный характер и в этом смысле они интернациональны.

Отличительными элементами подхода к управлению качеством являются:

1. ориентация на постоянное  совершенствование процессов и  результатов труда во всех  подразделениях;

2. ориентация на контроль  качества процессов, а не качества  продукции;

3. ориентация на предотвращение  возможности допущения дефектов;

4. тщательное исследование  и анализ возникающих проблем  по принципу восходящего потока, то есть от последующей операции  к предыдущей;

5. культивирование принципа: "Твой потребитель - исполнитель  следующей производственной операции";

6. полное закрепление  ответственности за качество  результатов труда за непосредственным  исполнителем;

7. активное использование  человеческого фактора, развитие  творческого потенциала рабочих  и служащих, культивирование морали: "Нормальному человеку стыдно  плохо работать";

Основная концепция "японского чуда" - совершенная технология, будь то технология производства, управления или обслуживания. На фирмах широко внедряются вычислительная и микропроцессорная техника, новейшие материалы, автоматизированные системы проектирования, широко применяются статистические методы, которые полностью компьютеризированы. Характерной особенностью разработки системы управления качеством в последние годы является то, что в ее состав включают систему связи с потребителем и систему связи с поставщиками. Пути решения проблемы дальнейшего повышения качества руководители фирм видят только в сотрудничестве, взаимном доверии поставщиков, производителей и потребителей.

В Японии, как практически и во всех других странах мира, работы в области повышения качества продукции развертывались сначала в направлении более широкого применения методов контроля качества. Особое место при этом в начальный период отводилось статистическим методам контроля и «Закону о промышленной стандартизации», принятому в 1949 г. К середине 50-х годов в сфере внедрения статистических методов контроля и во всей сфере контроля были достигнуты существенные успехи, но при этом выявились недостатки: принципы стандартизации в производстве реализовывались формально; существовало сильное противодействие и сфере производства внедрению передовых методов контроля и статистических методов, в частности руководители фирм крайне мало уделяли внимания вопросам контроля качества продукции.

Конец 50-х годов XX века в Японии ознаменовался повсеместным проникновением в промышленность всестороннего внутрифирменного контроля качества, который предусматривал проведение контроля со стороны всех сотрудников фирмы, начиная от рабочих, мастеров и кончая руководством. Именно с этого периода стало проводиться систематическое обучение всех работников методам контроля качества. В дальнейшем оно превратилось в непрерывную и постоянную систему воспитания у трудящихся уважительного отношения к потребителю и стремление к качественным результатам своего труда. При реализации всех мероприятий по обучению, воспитанию и внедрению систем контроля качества японскими специалистами в полной мере учитывались специфика продукции, традиций фирм, культуры и быта, уровень образования, трудовые взаимоотношения и т. п.

В начале 60-х гг. в Японии были созданы льготные условия для внешней торговли и возникли необходимость и возможность повышения качества продукции до мирового уровня. Многие фирмы значительно усилили работу по эффективному управлению качеством и добились, как известно, больших результатов.

Обобщая японский опыт по управлению качеством, к основным его особенностям можно отнести:

1. воспитание у каждого изготовителя исключительно уважительного отношения к заказчикам и потребителям (практически культа потребителя, как во внутрифирменных, так и при межфирменных отношениях);

2. реальное выполнение принципов комплексного управления качеством;

3. участие всех подразделений и работников в обеспечении и управлении качеством;

4. непрерывное систематическое обучение кадров вопросам обеспечения и управления качеством, что гарантирует высокий уровень подготовки в этой области всех работников фирм;

5. эффективное функционирование широкой сети кружков качества на всех стадиях жизненного цикла продукции и сферы услуг;

6. использование развитой системы инспектирования всей деятельности по обеспечению и управлению качеством;

7. контроля качества, включая статистические, при приоритетном контроле качества производственных процессов;

8. создание и реализация глубоко проработанных комплексных программ по контролю качества и оптимальных планов по их выполнению;

9. наличие в сфере производства высококачественных средств труда;

Информация о работе Японский опыт управления качеством и его особенности