Японская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 04:51, курсовая работа

Описание работы

Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Японская модель менеджмента
Характерные признаки японской модели менеджмента и управления…………………………………………………………7
Отличия японской модели менеджмента и управления……….10
Глава 2. Кризис японской модели экономики и управления……………….14
Глава 3. Китайский менеджмент
3.1. Специфика развития китайского менеджмента…………………19
3.2. Тенденция развития китайского менеджмента…………………..23
Заключение……………………………………………………………………..25
Использованная литература…………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Теория управления курсовая.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава1. Японская модель менеджмента

    1. Характерные признаки японской модели менеджмента и управления…………………………………………………………7
    2. Отличия японской модели менеджмента и управления……….10

Глава 2. Кризис японской модели экономики и управления……………….14

Глава 3. Китайский  менеджмент

           3.1. Специфика развития китайского  менеджмента…………………19

           3.2. Тенденция развития китайского  менеджмента…………………..23

Заключение……………………………………………………………………..25

Использованная  литература…………………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
            Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её 
исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он 
непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. 
Японские методы управления в корне отличны от европейских и 
американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. 
Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского 
менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек 
пересечения. 
            Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим 
подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно. 
            Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей 
выгоды с наименьшими усилиями.

Гарантия занятости  и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их  активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма1 – явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.

Гласность и  ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного 
обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление 
стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на 
всех уровнях.

Управление, основанное на информации. Сбору данных и их 
систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом  выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом,  причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

Управление, ориентированное  на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством. 

Постоянное  присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро 
справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их 
возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в 
производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

Поддержание чистоты  и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве.

Руководители  японских предприятий стараются  установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку. 

В целом японское управление отличает упор на улучшение  человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.

 

План:

    1. Найти и описать  признаки и отличия японской модели менеджмента и управления.
    2. Разузнать о кризисе японской модели менеджмента и управления.
    3. Рассмотреть китайский менеджмент: специфику и тенденции развития.
    4. Написать вывод.

 

 

 

 

 

Глава 1. Японская модель менеджмента

1.1.Характерные  признаки японской модели менеджмента и управления.

Современные методы управления сложились в Японии в  условиях послевоенной разрухи, которая поставила перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием американской оккупационной администрации будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом.

Именно в  этот период лидеры японского бизнеса начали постигать 
социальную ответственность за последствия своей деятельности.

Это не означает, что до 1945 года в Японии не было эффективной системы управления производством. Просто послевоенный кризис дал стимулы для поиска модели национальной экономики, благо она уже была готова. Ещё 5 мая 1932 года К. Мацусита, основатель компании «Мацусита Денки», которого в Японии называют «всесильным волшебником менеджмента» и «основателем вероучения об управлении», произнёс перед почти двумястами своих служащих пламенную речь. Именно в этот день он постиг предназначение производителя: «Роль производителя в том, чтобы 
преодолеть бедность».

Руководители японских предприятий  осуществляли свои задачи, сначала применяя традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью усвоенных ими теории и методов американского управления. Они пытались не только творчески применить предвоенный опыт к новым условиям, но и извлечь полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти новый, японский путь развития.

В результате основные черты  японской системы управления определяет ряд концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений. 

Японское общество однородно и пронизано духом  коллективизма2. Японцы всегда мыслят от имени групп. Личность осознает себя прежде всего как члена группы, а свою индивидуальность - как индивидуальность части 
целого. Руководящий принцип японского менеджмента находится в согласии с исследованиями Э. Майо3, который показал, что работа есть групповая 
деятельность.

Вопрос о том, какие  черты человека окажутся достаточно прочными для того, чтобы на них можно было опереться в условиях быстрого изменения общественной психологии и этических ценностей, для Японии, как и для других стран, остается до сих пор открытым. Многие исследователи считают, что даже кажущиеся наиболее современными особенности мышления и чувствования личности и общественных групп являются порождением прошлых эпох и по ходу развития общества исчезнут. Изменение методов управления в Японии сегодня характеризуется возрастанием свободы выбора концепций для создания оптимальных систем, однако при этом традиционные методы управления не забываются. Стремление к изменениям, основанное на уважении к национальным духовным ценностям, ярко продемонстрировано в следующем высказывании одного из виднейших предпринимателей Японии С. Хонды:

«Тот, кто является руководителем  организации, должен прежде всего 
сделать свое управление всесторонне обоснованным. Это значит, что он 
должен прекрасно понимать цели деятельности своей организации, 
обосновывать ее политику и создавать планы по достижению поставленных 
задач таким образом, чтобы его подчиненные работали с сознанием  
собственного достоинства и получали от работы удовлетворение. Для того, 
чтобы выработать такой образ мышления, который бы подталкивал 
подчиненных к достижению поставленных целей в любых условиях, лидер 
должен обладать теоретически сильной и практически применимой 
концепцией».

Другой немаловажной особенностью японского менеджмента  является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы. Это приводит к саморазвитию, а достигнутые результаты приносят моральное удовлетворение. С другой стороны, целью обучения является подготовка к более ответственной работе и продвижения по службе. Но, в отличие от западного подхода к управлению, японцы придают особое значение долгу в совершенствовании мастерства без ожидания какой-либо материальной выгоды. Японцы убеждены, что улучшение мастерства само по себе может приносить человеку огромное удовлетворение.

Японцы восприимчивы к новым идеям. Они любят учится на чужих ошибках и извлекать выгоду из чужого опыта. Они внимательно наблюдают за происходящим в мире и систематически пополняют информацию из-за рубежа. Они заимствуют и быстро усваивают новые технологические методы и процессы. Японские рабочие не оказывают сопротивления внедрению новинок технического прогресса. Инновация - основа экономического роста, и японцы ей искренне привержены.

Описанные выше представления были важны для  подготовки изменений в японской стратегии управления и стиле руководства, а также для  структурной перестройки отдельных предприятий и экономической системы в целом. Стержнем новых концепций стало признание социальной 
ответственности, лежащей на управляющих.

Таким образом, современное японское управление приобрело  дух открытости, который позволил подчинить технологическое развитие решению выдвигаемых самой жизнью проблем. Японскую систему управления можно рассматривать как синтез импортированных идей и культурных традиций. Поэтому, чтобы понять природу современной управленческой мысли Японии, необходимо коснуться некоторых черт традиционной культуры этой страны.

1.2. Отличия японской модели менеджмента 

Если  сравнивать японскую модель менеджмента  с моделями менеджмента других стран  каждая из моделей имеет свои сильные и слабые стороны. Основным недостатком американской модели считается ее излишняя ориентированность на краткосрочные интересы инвесторов, которой способствует высокая прозрачность отношений, публикация ежеквартальных отчетов и простота сделок с акциями на высоколиквидном фондовом рынке.

Германскую  и японскую модели критикуют главным  образом за противоречивую роль банков. Последние, выступая в качестве акционеров и одновременно кредиторов, попадают в зону конфликта интересов, что  приводит к выдаче невозвращаемых кредитов (Германия) или кредитованию заранее неэффективных программ в угоду стабильности (Япония).

Информация о работе Японская модель менеджмента