Управление карьерой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка основных положений системы управления карьерой менеджера.
Цель работы определяет ее задачи: · Изучение теоретических основ управления карьерой менеджера;
· Оценка системы управления проектом карьеры менеджера на конкретном предприятии;
· Разработка направлений совершенствования управления проектом карьеры менеджера.
Практическая значимость работы определена тем, что ее выводы модно применить в деятельности конкретного предприятия. При написании дипломной работы использовалась периодическая литература, учебники по управлению предприятием, по менеджменту.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….………….... 3
1.Теорерические и методологические аспекты управления проектом карьеры менеджера…………………………………………………….…………………....6
1.1.Менеджер: его функции и качества……………………………………..….6
1.2.Сущность и определение карьеры …………………….…………………..17
1.3 Мотивация труда - основа формирования успешной карьеры…………………………………………………………..…..........….…24
2.Анализ системы управления проектом трудовой карьеры менеджера в ЗАО «Артель ТРУД»…………………………………..……………..………….…....29
2.1.Организационно - экономическая характеристика деятельности объекта исследования………….…………………………………………………….……29
2.2 Оценка карьеры менеджера на объекте исследования……………….…..36
3.Направление совершенствования управления трудовой карьерой менеджера……………………………..………………………………..………..40
3.1.Совершенствование модели профессионализации менеджера………….40
3.2. Применение средств автоматизации при управлении карьерой менеджера……………………………..……………………………………..…..44
Заключение…………………………….……………………………………..….51
Список литературы………………………..…………………………………... 53
Приложения

Файлы: 1 файл

управление карьерой.docx

— 103.31 Кб (Скачать файл)

По-видимому, к деятельности менеджера - маркетолога применима теперь уже почти забытая "формула квадрата" Наполеона. [2,с. 156].

Он сравнивал дарование  настоящего военачальника с квадратом, высота которого -- ум, а основание -- воля. Если воля превалирует над умом, то человек будет действовать решительно и мужественно, но неразумно. У человека с преобладанием ума будут хорошие замыслы и планы, но ему не хватит мужества для осуществления своих идей.

Таким образом, гармония воли и ума есть важнейшее требование к менеджеру. На свой страх и риск, реализуя собственные замыслы, ему  остается рассчитывать только на органическое единство интеллекта и воли.

Сложность оценки организаторских  способностей усугубляется тем, что, в  отличие от природных задатков, эти  способности проявляются и развиваются  только непосредственно в процессе той деятельности, которая и требует  от человека владения ими. Вероятно, отсюда и происходит тезис, до сих пор  горячо отстаиваемый многими специалистами, что способности к руководству  проявляются не ранее 3--5 лет работы, поэтому лиц, не имеющих достаточного стажа, нельзя назначать на руководящие  должности. При этом упускается из виду тот очевидный факт, что после  окончания учебного заведения начинающий специалист все свое время вынужден уделять исполнительским функциям, однако как бы хорошо он ни исполнял свои служебные обязанности, никак  нельзя судить о его способностях к руководству совместной деятельностью. Хороший специалист не обязательно  станет хорошим руководителем.

Мнение некоторых специалистов о том, что способности к руководству  проявляются только после нескольких лет работы на должности специалиста, не выдерживает критики. Можно указать  на человеческие качества, которые  составляют психологическую основу организаторских способностей, навыков  и умений руководить совместной деятельностью  людей в финансовой организации. Эти качества существуют вне связи  с опытом работника, и для того, чтобы оценить уровень их развития, совсем не обязательно возлагать  на него функции руководства. Оценив же задатки работника к руководству, можно с некоторой уверенностью судить о том, насколько успешно  он будет руководить трудовым коллективом. Возвращаясь к проблеме выбора менеджера, нужно подчеркнуть, что, для того чтобы требовать "от каждого по способностям", нужно уметь эти  способности правильно оценить. Конечно, даже самые высокие оценки потенциальных организаторских  способностей все же не позволяют  принять окончательное решение  о профессиональной пригодности  их обладателя. Эти оценки представляют собой необходимое, но недостаточное  условие менеджера.

Другое необходимое условие -- личный интерес. В обширной литературе по подбору и оценке руководящих кадров основное внимание уделяется двум фундаментальным проблемам: каким должен быть руководитель и кто может быть руководителем? Но существует и не менее острая проблема личного выбора, которая встает перед каждым человеком, выдвигаемым на руководящую должность: "Могу ли я быть руководителем, хочу ли я быть им и стоит ли мне заниматься этим делом?"

1.2.Сущность  и определение карьеры

Карьера - это субъективно  осознанные собственные суждения работника  о своем трудовом будущем, ожидаемые  пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности. Например, получение больших полномочий, более высо-кого статуса, престижа, власти, большего количества денег.

Карьера - это не только продвижение  по службе. Можно говорить о карьере  домохозяек, матерей, учащихся и т. п. Понятие карьеры не означает непременное  и постоянное движение вверх по организационной  иерархии. Необходимо отметить также, что жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является ее частью.

Иначе говоря, карьера - это  индивидуально осознанные позиция  и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

Различают несколько видов  карьеры:

Карьера внутриорганизационная -- означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в стенах одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Карьера межорганизационная - означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в разных организациях. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Карьера специализированная - характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка  индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно  как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии  и области деятельности, в которой  он специализируется. Например, начальник  отдела сбыта одной организации стад начальником отдела сбыта другой организации Такой переход связан либо с ростом размеров вознаграждения за труд, либо с изменением содержания, либо перспективами продвижения по службе. Еще пример, начальник отдела кадров назначен на должность зам. Директора по управлению персоналом организации, где он работает.

Карьера неспециализированная -- этот вид карьеры широко развит в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на 3 года. Считается вполне нормально, если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специальных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через 5 лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

Карьера вертикальная -- вид карьеры, с которым чаще всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).

Карьера горизонтальная -- вид  карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального  закрепления в организационной  структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой  группы, программы и т. п.); к горизонтальной карьере можно отнести также  расширение или усложнение задач  на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Понятие горизонтальной карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.

Карьера скрытая - вид карьеры, являющийся наименее очевидным для  окружающих. Этот вид карьеры доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые  связи вне организации. Под центростремительной  карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные  другим сотрудникам встречи, совещания  как формального, так и неформального  характера, получение сотрудником  доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую  должность в одном из подразделений  организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает  вознаграждение за работу в занимаемой должности.

Карьера ступенчатая -- вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект. Такой вид карьеры встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение  взаимодействия всех видов карьер. Это взаимодействие предполагает выполнение ряда конкретных задач, а именно:

- увязать цели организации  и отдельного сотрудника;

- планировать карьеру  конкретного сотрудника с учетом  его специфических потребностей  и ситуаций;

- обеспечить открытость  процесса управления карьерой;

- устранять "карьерные  тупики", в которых практически  нет возможностей для развития  сотрудника;

- повышать качество процесса  планирования карьеры;

формировать наглядные и  воспринимаемые критерии служебного роста, используемые в конкретных карьерных  решениях;

- изучать карьерный потенциал  сотрудников;

- использовать обоснованные  оценки карьерного потенциала  работников с целью сокращения  нереалистичных ожиданий;

- определять пути служебного  роста, которые помогут удовлетворить  количественную и качественную  потребность в персонале в  нужный момент времени и в  нужном месте.

Практика показывает, что  часто работники не знают своих  перспектив в данном коллективе. Это  говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.

Планирование и контроль деловой карьеры заключаются  в том, что с момента принятия работника в организацию и  до предполагаемого увольнения с  работы необходимо организовать планомерное  горизонтальное и вертикальное продвижение  работника по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы  на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей  он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

В мире распространены две  модели построения карьеры: американская и японская [11,с. 132].

Характеристики американской и японской моделей управления персоналом показывают разные схемы построения карьеры. Планирование карьеры в  японских фирмах, ориентированных на пожизненный наем работников, предполагает, что все перемещения работника (смена сфер деятельности, горизонтальные и вертикальные перемещения) происходят в рамках одной фирмы.

Американские же фирмы  расценивают переход работника  в другую фирму как естественный вариант развития его карьеры. Такой  подход называется диверсифицированным. С одной стороны, американские фирмы  гордятся, что ушедшие от них сотрудники добились успеха в других местах. С  другой, продолжительная работа в  известной фирме является лучшей рекомендацией и гарантией получения  новой работы.

Таблица 1

Этапы карьеры  менеджера

 

Этапы карьеры

Возраст, лет

Потребности достижения цели

Моральные потребности

Физиологические и  материальные потребности

 

Предварительный

до 25

Учеба, испытания  на разных работах

Начало самоутверждения

Безопасность существования

 

Становление

до 30

Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста

Самоутверждение, начало достижения независимости 

Безопасность существования, здоровье уровень зарплаты

 

Продвижение

до 45

Продвижение по служебной  лестнице, рост квалификации

Рост самоутверждения, достижение большей независимости, начало самовыражения

Здоровье, высокий  уровень оплаты труда

 

Сохранение

до 60

Приготовление к  уходу на пенсию. Подготовка к смене  вида деятельности.

Стабилизация независимости, самовыражения, рост уважения.

Сохранения уровня зарплаты и интерес к другим источникам дохода.

 

Пенсионный

после 65

Занятие другими  видами деятельности

Самовыражение в  новой сфере деятельности, стабилизация уважения

Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье

 
           

В табл. 1 показаны связи между этапами карьеры  и потребностями. Но для того чтобы  управлять карьерой, необходимо более  полное описание того, что происходит с людьми на различных этапах карьеры. Для этого в организациях проводятся специальные исследования.

Предварительный этап включает учебу в школе, получение  среднего и высшего образования  и длится до 25 лет. За этот период человек  может сменить несколько различных  работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребностям и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид  деятельности, начинается процесс самоутверждения  его как личности, он заботится  о безопасности существования.

Этап становления  длится примерно пять лет в возрасте от 25 до 30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность  к установлению независимости. Его  продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются  семьи, поэтому появляется желание  получать заработную плату, уровень  которой выше прожиточного минимума.

Информация о работе Управление карьерой