Теоретические
аспекты изучения влияния лидера
на формирование группы.
Анализируя
проблемы изучения психологии малых
групп и социально-психологических
явлений в них, отмечая достигнутый
определенный прогресс в развитии теории
и эмпирических разработок, необходимо обратить внимание
на ряд следующих моментов:
1. Нуждается
в дальнейшей разработке проблематика
влияния психологических факторов
на механизм формирования, развития
и динамики такого феномена, как
групповое лидерство.
2. Довольно
узким местом в изучении данной
проблемы является рассмотрение
группы лидерства как совокупного
субъекта совместной деятельности
с присущими ему специфическими
атрибутами и механизмами формирования.
Отсюда немалые трудности, испытываемые
как психологами-исследователями,
так и психологами-практиками, когда
необходимо дать адекватную оценку
сплоченности той или иной
естественной группы, выявить доминирующую
в ней систему норм и ценностей,
достаточно тонко и дифференцированно
определить меру коллективности
лидирующей группы как именно
совокупного субъекта.
3. Критическим
моментом в прикладном аспекте
обсуждаемой проблемы можно назвать
конструирование методов и методики
изучения и прогноза поведения
группы лидерства, без которых
невозможны оптимальные с точки
зрения эффективности функционирования
обеспечение успешного руководства
ими, решение вопросов межличностной
и межгрупповой совместимости,
предотвращения внутригрупповых
и межгрупповых конфликтов.
В.И.
Румянцева сформулировала структурно-функциональную
концепцию лидерства в спорте:
- процесс лидерства детерминирован тремя группами факторов - объективно-первичными (макроуровень), объективно-вторичными (микроуровень) и субъективными (личностными);
- различные структурные характеристики иерархически организованы;
- существуют три синтезирующих функции лидерства: организационная, информационная и социализирующая;
- инструментальное и экспрессивное лидерство имеет различные личностные структуры;
- лидерство в спорте имеет фазовый характер, проходя подготовительную, исполнительную и коррекционную фазы;
- в спорте высших достижений доминирует не дифференциация ролей в группе (что было установлено в других исследованиях спортивных команд), а интеграция различных лидерских ролей в лице одного спортсмена;
- структурирование лидерских статусов различно в мужских и женских группах
Т.В. Бендас
использует понятие лидерство - как процесс
сильного влияния одних членов группы
на других, в результате которого некоторые
из этих членов занимают центральную позицию
в группе, имеют определяющее воздействие
на принятие групповых решений и обладают
одним или несколькими видами власти.
При этом автор выводит понятие степени
легитимности лидера - от минимальной,
основанной только на психологической
власти (как у стихийных лидеров) до максимальной,
поддерживаемой государственными институтами
власти (как у назначенных лидеров - руководителей)
Межличностное
и межгрупповое взаимодействие тесно
взаимосвязано с характером деятельности,
с потребностью ее для коллектива.
Изучение коллектива в процессе деятельности
позволяет увидеть не только возможности лидера,
но и его окружения, последователей, противников.
Именно в этой деятельности проявляется лидер,
он вносит наибольший вклад, по оценке
последователей, в достижение поставленной
цели, этим он подчеркивает свое ведущее
положение.
В результате,
ситуация деятельности, качества лидера и действия последователей
выступают в неразрывном единстве.
В
зависимости от выраженности каждого
из параметров Л.И. Уманский выделяет следующие
уровни социально-психологического развития
группы.
Группа-конгломерат - это только
что созданная группа. На этом уровне социально-психологические
параметры не выражены. Он отмечает, что
выделение группы-конгломерата служит
точкой отсчета «... возможного рождения
нового социального организма - коллектива».
На этом низшем уровне вновь созданная
группа может находиться от нескольких
дней до нескольких месяцев, но как только
она получает извне «общее имя», цель и
виды деятельности и т.д., она становится
номинальной группой.
Группа-ассоциация - группа, имеющая
некоторые признаки целостности - одинаковость
целей, но деятельность носит преимущественно
индивидуальный характер. Не развита подготовленность,
нет организации и психологического единства.
Группа-кооперация - группа, которая
отличается единством целей и единством
деятельности по ее достижению. Деятельность
носит совместно-комбинированный характер.
Межличностные отношения и внутригрупповое
общение носят, прежде всего, деловой характер,
подчиненный достижению высокого результата
в той или иной совместной деятельности.
Группа-автономия - это состояние
высокого внутреннего единства группы
по всем параметрам. Идут процессы внутренней
интеграции и спаянности. Интегративные
процессы, протекающие в группе, являются
основой для перехода к группе-коллективу.
Группа-коллектив - группа, отличающаяся
социально значимой направленностью и
высоким уровнем выраженности всех параметров.
Коллектив характеризуется также развитым
межгрупповым единством, тесными связями
с другими коллективами, чего не было на
других уровнях.
Важным
направлением в изучении феномена группового
лидерства являются исследования военных
психологов.
В русле этого
направления групповое лидерство
может анализироваться:
- во-первых, как качество группы мобилизовать и направлять деятельность коллектива на выполнение различных видов задач как в мирных условиях, так и в боевой обстановке;
- во-вторых, как умение групп и коллектива сохранять целостность и психологическое единство в условиях разнородности состава, в частности его многонациональности, наличия военнослужащих различных периодов службы;
- в-третьих, как результат сплочения и дисциплинирования воинских коллективов и предупреждения их дезорганизации.
Исходя из
данной посылки, М.С. Полянский утверждает,
что лидер одной группы не будет им при
переводе его в другую группу, т.е. процесс
лидерства имеет определенную динамику
в тесном единстве с развитием групповой
деятельности, этапами развития коллектива.
Изучая отдельные дезорганизующие явления
в воинских коллективах, М.С. Полянский
исследовал механизмы проявления отрицательного
лидерства, предложил пути его предупреждения
в воинских подразделениях. Под отрицательным
лидерством военнослужащих срочной службы
в первичных воинских коллективах он понимает
внутренний социально-психологический
процесс саморегуляции отдельных доминирующих
групп, направленный на удовлетворение
негативных потребностей в межличностных
отношениях военнослужащих срочной службы.
Как видно из определения, основой отрицательного
лидерства выступает официально неуправляемый
процесс самоорганизации и саморегуляции
групп военнослужащих в неофициальной
структуре первичных воинских коллективов.
С
точки зрения групповой деятельности,
функции неформальной группы лидерства
сводятся к двум основным.
- Во-первых, она устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого межгруппового и группового поведения в первичном коллективе, например доброжелательность, ответственность, взаимопонимание, производительность, или негативные формы поведения группы, такие, как агрессивность, обособленность, стяжательство и пр.
- Во-вторых, установив нормы, цели, обычаи и традиции, неформальная группа, являющаяся ядром, мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения. К лидирующему ядру добровольно и не всегда полностью осознанно присоединяется большинство членов группы и коллектива. Именно зависимость социометрического статуса каждого члена группы от групповой солидарности и внутригруппового контроля делает коллектив в социально-психологическом плане эффективным средством воспитания.
Кроме двух важных перечисленных
функций неформального группового
лидерства, выделяются и такие функции:
- регулятивная (координация поведения и деятельности групп, распределение ролей, обязанностей, заданий, установление образцов взаимодействий и взаимоотношений; группа лидерства выступает как судья, прокурор, защитник и утешитель, мотивируя поведение членов группы; используются неформальные социальные санкции, т.е. приемы, с помощью которых, знающие близко друг друга, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми» кто не оправдывает их надежд);
- контроля поведения каждого члена подразделения и групп (наблюдение за исполнением порученных ролей, обязанностей, заданий);
- планирования действий, форм, методов и средств, при помощи которых группа лидерства достигает своих целей (может включать в себя определение как краткосрочных, так и долгосрочных планов в групповой деятельности);
- ответственности (освобождает членов группы от индивидуальной ответственности за личные решения и действия и др.). Члены группы, нарушающие принятые нормы и правила поведения, не проявляющие к ним достаточно уважения, подлежат суровому наказанию. Группа определяет вид наказания, способ его осуществления, исполнителя и т.д. Эта функция лидерства особенно важна в организованных группах, где нормы поведения гораздо строже, чем в группах низкого развития. Соответственно резко различается и мера наказания: если в группах низкого развития руководящее ядро может просто изгнать из своей среды «нарушителя конвенции», то в организованных и высокоразвитых группах дело может кончиться физической расправой над неугодным. В данную функцию лидерства входит и обязанность разрешать различные конфликты, которые нередко возникают внутри и между группами;
- обучения и воспитания (служит эталоном, моделью поведения для остальных членов группы, т.е. обеспечивает их наглядными указаниями того, кем они должны быть и что они должны делать; при этом особое место в сознании людей занимают референтные (позитивные) группы);
- организации (установление дополнительных целей и основных линий группового поведения, помимо формально-организационных целей, которые и определяют границы первичного коллектива).
Организаторская функция реально
проявляется в том, что группа
лидерства организует, создает и
руководит деятельностью групп.
Эта деятельность приводит к большей сплоченности
и организованности. Как отмечает Т. Шибутани,
«только лидерству суждено внесением
в общность организующего, координирующего,
системообразующего начала привести в
действие ждущие своего часа силы, которые
без этого случайного в общем потоке событий
момента не осуществили бы себя. Лидерство
сообщает человеческой совокупности системное
качество - организованность, совокупность
превращается в ансамбль, сборище - в группу».
Групповое лидерство может
выполнять организаторские функции
при условии:
- формирования группового лидерства по психологическим законам создания и развития малой группы;
- создания малой группы в качестве лидирующей команды;
- ориентации в деятельности группы лидерства на достижение продуктивной, эффективной деятельности;
- информирования. Информационная функция лидерства тесно связана с организаторской функцией. Без новой информации, необходимой для функционирования группы, невозможно ее существование. Группа лидерства организует поступление информации, анализирует ее и в нужных случаях передает членам группы. Осуществляя информационную функцию, она будет действовать в двух направлениях: поддерживает внешние связи группы, получая информацию извне, и в то же время собирает сведения от членов
группы
о внутренней жизни самой группы
(настроения, замыслы, надежды, отношения
между членами и т. д.). Эта функция
позволяет группе лидерства всегда
владеть внешней обстановкой
и контролировать действия в группе;
- нормативно-ценностная. Сущность данной функции сводится к тому, что именно группа лидерства определяет допустимые границы и нормы неформального поведения в коллективе, устанавливает запреты, за нарушение которых принимает соответствующие санкции. С ее поведением и убеждениями сверяют свои поступки другие члены коллектива, группы, идентифицируется специфическая и не исчерпываемая системой официально и неофициально общепринятых значений система групповых норм и ценностей.
Нормативно-ценностное
единство в ориентации всех участников
обеспечивает группе лидерства единство
действий и поступков в неплановых
и внезапных ситуациях, связанных
с риском и опасностью.