Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 14:54, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение организационной структуры на примере ОАО «МАЗ», а также путей её оптимизации.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организационной структуры: понятие, сущность, типы и принцип построения организационной структуры;
- сделать анализ организационной структуры ОАО «МАЗ»;
- рассмотреть направления оптимизации организационной структуры предприятия.
Введение…………………………………………….………………….…….……
1 Теоретические основы сущности организационной структуры……………
1.1 Понятие организационной структуры и принципы её построения…..…..
1.2 Основные типы организационных структур ………………………………
Новые подходы в проектировании организаций …………..…...…………..
2 Анализ организационной структуры ОАО «МАЗ»……..…………………..
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……………
2.2 Анализ организационной структуры предприятия………………………….
2.3 Основные направления оптимизации организационной структуры предприятия………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………..……………………….
Список использованных источников…………………..………………………..
Автобусы МАЗ в сопоставлении с существующими аналогами, выпускаемыми в странах СНГ, имеют меньший расход топлива, более низкие эксплуатационные затраты, большую долговечность и соответствуют действующим международным нормам по токсичности и безопасности движения.
В последние годы изменилась
структура рынка автомобильной
техники в СНГ. Снижение ограничений
на импорт привело к первоначальному
подъему продаж импортируемых подержанных
грузовиков. Западными фирмами-
Сегодня предприятие выпускает более 260 модификаций автомобилей, около 100 моделей и модификаций прицепов и полуприцепов, из них 23 – в филиале «Могилевтрансмаш», 33 модификации автобусов и троллейбусов.
За 2010 г. Минским автомобильным заводом изготовлено 1025 автобусов и троллейбусов, реализовано 1008 единиц. К сравнению в 2009 г. произведено 615 единиц техники, реализовано 613. Темп роста по производству составил 166,7% в натуральном выражении. Темп роста по отгрузке – 170,1% в натуральном выражении. В 2011 г. Минский автозавод произвёл 1700 автобусов. Темп роста составил 165,9%, что практически соответствует темпам роста 2010 года.
Из приведенных данных в таблице 2 видно, что подавляющее преимущество в структуре производства и реализации продукции в 2011 году занимала автотехника, доля которой в общем объеме составляет 89,3%, в том числе 70,9% грузовых автомобилей. Удельный вес запасных частей, готовых узлов и деталей, заготовок и прочей продукции составит 10,4% в общем объеме производства.
Таблица 2.2 – Структура объема производства ОАО «МАЗ»
Наименование |
Удельный вес, % | ||
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
Автомобили грузовые |
71,2 |
72,2 |
70,9 |
Прицепная техника |
8,8 |
8,7 |
9,0 |
Автобусы |
7,0 |
7,5 |
8,9 |
Троллейбусы |
0,1 |
0,4 |
0,6 |
Итого по автотехнике |
87,1 |
88,7 |
89,3 |
Запасные части, готовые узлы и детали к автомобилям, заготовки, прочая продукция |
12,7 |
11,1 |
10,4 |
Товары народного потребления |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
ВСЕГО: |
100 |
100 |
100 |
Примечание – Источник: собственная разработка
За пределы Республики Беларусь предприятием реализовано 81,2% автомобилей, 74,7% прицепов и полуприцепов, а также 53,8% автобусов.
В целом объем экспортных поставок с учетом поставок в страны СНГ увеличился на 29,9%. [9].
Основными потребителями
автомобильной техники МАЗ
В начале 2010 года возникли проблемы
с реализацией продукции. В отделе
сбыта скопилось большое
Предприятие работает в условиях
жесткой конкуренции, значительного
увеличения продаж ОАО «МАЗ» на российском
рынке также не прогнозируется. За
последние годы, благодаря масштабным
инвестициям в техническое
На фоне складывающихся рыночных
отношений и изменяющейся в связи
с этим системы и характера
грузоперевозок, Минский автомобильный
завод в 2008-2009 гг. осуществлял совершенствование
серийно выпускаемых
Таким образом, технической политикой предприятия остается освоение и производство новых видов автотехники с учетом рыночного спроса и выполнение пожеланий конкретного покупателя, а также увеличение производства автобусов. Учитывая эти обстоятельства, основной стратегической целью завода является повышение конкурентоспособности продукции, завоевание рынков сбыта и, за счет этого, увеличение прибыли.
Минский автомобильный завод самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание, разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Структура управления предприятия является линейно-функциональной. Органами управления ОАО "МАЗ" являются: дирекция и директор. Компетенция органов управления и контроля, порядок принятия ими решений определены статьями Устава ОАО "МАЗ". Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ОАО "МАЗ" ежегодно привлекает аудитора, не связанного имущественными интересами с ОАО "МАЗ", а в случаях, предусмотренных законодательством, - ведомственную контрольно-ревизионную службу. Компетенция органов управления и контроля, порядок принятия ими решений определяются Уставом ОАО "МАЗ".
Руководителем завода является
генеральный директор, назначаемый
по контракту Министром
Генеральный директор самостоятельно решает все вопросы деятельности объединения, за исключением отнесенных действующим законодательством Республики Беларусь к компетенции собственника, общего собрания (конференции) трудового коллектива и Совета предприятия. Генеральный директор действует от имени предприятия, представляет его интересы во всех предприятиях, учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами завода в пределах прав, установленных собственником.
Коммерческий директор отвечает за организацию сбыта продукции и внешнеторговой деятельности, возглавляет и осуществляет сбытовую политику, обеспечивает изучение и анализ конъюнктуры рынка, разрабатывает долгосрочную стратегию маркетинга, определяет программу деятельности по формированию спроса и стимулированию сбыта.
Технический директор проводит
техническую политику, определяет основные
направления в области
Финансовый директор осуществляет
анализ и планирование экономической
и финансовой деятельности предприятия,
координирует политику в области
ценообразования, учета и снижения
затрат на производство и реализацию
продукции, инвестиций на освоение новых
изделий и техническое
Заместитель генерального директора по материально-техническому снабжению и комплектации отвечает за обеспечение производства сырьем и материалами, оборудованием и транспортом.
Заместитель генерального директора по качеству руководит политикой завода по обеспечению качества продукции, руководит развитием и совершенствованием системы качества в соответствии с международными стандартами ИСО, обеспечивает функционирование системы качества.
Заместитель генерального директора по кадрам, режиму, гражданской обороне и социальным вопросам обеспечивает комплектование подразделений завода кадрами руководителей, специалистов, служащих и рабочих, организует учет, подготовку и переподготовку кадров, координирует работу штаба Гражданской обороны, организует работу по поддержке социально-психологического климата в коллективе.
Заместитель финансового
директора - главный бухгалтер руководит
организацией бухгалтерского учета
и отчетностью финансово-
Указания и распоряжения главного бухгалтера (лица, его заменяющего) по вопросам соблюдения правил ведения учета, оформления и представления необходимых для учета документов и сведений являются обязательными для всех структурных подразделений и работников предприятия.
Компетенция главного бухгалтера, его права, обязанности и ответственность установлены Положением об управлении бухгалтерского учета и отчетности ОАО "МАЗ".
Вышеназванные руководители имеют в своем подчинении соответствующие функциональные подразделения, которые обеспечивают выполнение руководством своих функциональных и должностных обязанностей.
Общая структура предприятия представляет собой состав производственных звеньев, а также организации по управлению предприятием и по обслуживанию работников, их количество, величину и соотношение между ними по размеру занятых площадей, численность работников и пропускной способности.
Производственная структура предприятия - это совокупность производственных единиц предприятия (цехов, служб), входящих в его состав и формы связей между ними. Производственная структура зависит от вида выпускаемой продукции и его номенклатуры, типа производства и форм его специализации, от особенностей технологических процессов. Причем последние являются важнейшим фактором, определяющим производственную структуру предприятия.
Большинство машиностроительных предприятий, в том числе и МАЗ, являясь по своей структуре очень сложными, имеют, как правило, следующую производственную структуру (рисунок 2.1). В цехах (подразделениях) основного производства предметы труда превращаются в готовую продукцию. Цеха (подразделения) вспомогательного производства обеспечивают условия для функционирования основного производства (инструменты, энергия, ремонт оборудования). Подразделения обслуживающего производства обеспечивают основное и вспомогательное производства транспортом, складами, техническим контролем и т.д.
В свою очередь цеха основного производства подразделяются на заготовительные, обрабатывающие и сборочные. Заготовительные цеха осуществляют предварительное формообразование деталей изделия (литье, горячая штамповка, резка заготовок и т.д.). К ним относятся кузнечно-прессовые, кузнечно-штамповые, литейные, модельный цеха, цех заготовки шихты. В обрабатывающих цехах производится обработка деталей механическая, термическая, химико-термическая, гальваническая, сварка, лакокрасочные покрытия и другие. Данная группа представлена обрабатывающими, термическими, механическими цехами. В сборочных цехах производят сборку сборочных единиц и изделий, их регулировку, наладку, испытания. К ним относятся механосборочные цеха, цеха окончательной сборки (конвейеры).
По переработке вторичного сырья
Складской
Заготовительный
Обрабатывающий
Сборочный
Транспортный
Тарный
Ремонтно-
механический
Инструментальный
Энергетический
Предприятия
Производственные единицы (цеха)
Вспомогательные
Обслуживающие
Побочные
Основные
Рисунок 2.1– Производственная структура ОАО «МАЗ»
Примечание – Источник: собственная разработка
В свою очередь цеха основного производства подразделяются на заготовительные, обрабатывающие и сборочные. Заготовительные цеха осуществляют предварительное формообразование деталей изделия (литье, горячая штамповка, резка заготовок и т.д.). К ним относятся кузнечно-прессовые, кузнечно-штамповые, литейные, модельный цеха, цех заготовки шихты. В обрабатывающих цехах производится обработка деталей механическая, термическая, химико-термическая, гальваническая, сварка, лакокрасочные покрытия и другие. Данная группа представлена обрабатывающими, термическими, механическими цехами. В сборочных цехах производят сборку сборочных единиц и изделий, их регулировку, наладку, испытания. К ним относятся механосборочные цеха, цеха окончательной сборки (конвейеры).
Производственная структура
- это часть общей структуры, в
частности состав производственных
подразделений предприятия, их взаимосвязь,
порядок и формы
Осуществление функций управления
подразделениями производится в
соответствии с положениями о
самостоятельных структурных
Управление заводом
Сочетание и согласованность
интересов трудового коллектива
и собственника имущества завода
реализуется через Совет