Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 14:54, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение организационной структуры на примере ОАО «МАЗ», а также путей её оптимизации.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организационной структуры: понятие, сущность, типы и принцип построения организационной структуры;
- сделать анализ организационной структуры ОАО «МАЗ»;
- рассмотреть направления оптимизации организационной структуры предприятия.
Введение…………………………………………….………………….…….……
1 Теоретические основы сущности организационной структуры……………
1.1 Понятие организационной структуры и принципы её построения…..…..
1.2 Основные типы организационных структур ………………………………
Новые подходы в проектировании организаций …………..…...…………..
2 Анализ организационной структуры ОАО «МАЗ»……..…………………..
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……………
2.2 Анализ организационной структуры предприятия………………………….
2.3 Основные направления оптимизации организационной структуры предприятия………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………..……………………….
Список использованных источников…………………..………………………..
Работа в матричной организации обеспечивается путём создания целевых подразделений, где объединяются ведущие специалисты для совместной разработки программы. Руководитель программы определяет, что и когда должно быть сделано, а кто и как будет выполнять ту или иную работу – решает линейный руководитель.
Проект 2
Проект 1
Руководитель
Заместитель
НИОКР
Производство
Сбыт
Снабжение
Программа
Руководитель
Заместитель
Служба информации
Ответственные исполнители
Рисунок 1.3 – Схема матричной структуры управления
Примечание – Источник [4]
Таким образом, матричная структура управления дополнила линейно-функциональную организационную структуру новыми элементами. Это создало качественно новое направление в развитии программно-целевых и проблемно-целевых форм управления. Эти формы способствуют подъёму творческой инициативы менеджеров в деле повышения эффективности производства.
В рамках матричной структуры может выделяться проектная организационная структура управления, временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл её состоит в том, чтобы собрать в одну команду квалифицированных сотрудников одной или нескольких организаций для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества. Проектная структура управления предусматривает обеспечение централизованного управления всем ходом работ по каждому крупному проекту и активизацию деятельности функциональных подразделений. Для выполнения проекта создаётся координационная группа. Во главе группы стоит координатор. Выделенные в координационную группу специалисты продолжают работать в своих функциональных подразделениях, периодически встречаясь для обмена информацией. Когда проект завершён, команда распускается: её члены переходят в новый проект, возвращаются к постоянной работе в структурных подразделениях организации или уходят из неё.
Матричная структура управления сохраняет преимущества как линейно-функциональной, так и проектной структур. Она нацелена на взаимную согласованность работы всех подразделений организации для достижения целей различных проектов. Это упрощает координацию выполнения работ и создает предпосылки для наиболее квалифицированного выполнения отдельных функций. Структура обладает значительной гибкостью, поскольку упрощается перераспределение персонала для выполнения первоочередных работ.
Таким образом, главным принципом
организации матричной
Основной недостаток матричной структуры — ее сложность. Тем не менее, она используется в ряде отраслей промышленности, в частности, в химической, электронной, в производстве вычислительной техники, а также в банках, системе страхования, правительственных учреждениях.
Создание матричной
В настоящее время в областях высоких технологий и в быстро растущих отраслях появились организации, у которых имеются признаки организации будущего. В научной литературе эти организации получили название эдхократических за их применимость к нестандартным и сложным работам, к трудноопределяемым и быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии.
Эдхократия - это
в то же время и
Формальности не типичны
для эдхократической
Идея эдхократической среды в организации обычно приписывается американской компьютерной фирме "Хьюлетт-Паккард", начавшей проводить ее в жизнь еще в 40-х гг. Уже в течение долгого времени, даже в период рецессии, компания не увольняла работников. Компания сохраняет относительно небольшими размеры своих отделений (в пределах 1500 человек), что помогало ей внедрить менее формальные отношения и атмосферу групповой работы.
Эдхократической организации присуща высокая степень свободы в действиях работников, но ее вершиной являются качественное выполнение работы и умение решать возникающие проблемы. Ключевыми элементами эдхократического управления являются следующие:
Части структуры сохраняются в небольших размерах:
Наиболее пригодным этот
дизайн является для организаций в таких
областях, как консультационно-
Минский автомобильный завод
(МАЗ), давно заявивший о себе как
об одном из ведущих в Европе производителей
большегрузной автомобильной
МАЗ является открытым акционерным
обществом и находится в
История завода начинается с 9 августа 1944 года, когда Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве автосборочного завода в г. Минске. В октябре 1947 года на заводе были собраны первые пять МАЗов. С 1948 года было организовано серийное производство автомобилей. Завод стал одним из ведущих производителей большегрузных дизельных автомобилей с ежегодным выпуском 25 тыс. машин.
В ноябре 1958 года на МАЗе собраны первые образцы автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-503, которые пришли на смену автомобилям семейства МАЗ-200.
Сентябрь 1970 года был началом производства модернизированных автомобилей МАЗ-500А, а в марте 1976 года с главного конвейера сошел первый самосвал МАЗ-5549 из нового семейства автомобилей МАЗ-5335.
В 1981 году на главном конвейере собран первый седельный тягач МАЗ-5432 нового семейства автомобилей и автопоездов МАЗ-6422.
В настоящее время МАЗ - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску автомобильной техники. Гамма выпускаемых автомобилей включает седельные и бортовые магистральные автопоезда колесных формул 4х2, 4х4, 6х4, самосвалы, лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25 моделей. Кроме того, заводом выпускаются прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям порядка 10 моделей и прицепы к легковым автомобилям 2-х моделей [8].
Наряду с автомобильной
техникой, завод выпускает запасные
части к ней, готовые узлы, детали
и заготовки по межзаводской кооперации,
специальное технологическое
В последние годы на заводе освоено производство городских и туристических автобусов на основе конструкции немецкой фирмы “Неоплан”. По своим техническим, эксплуатационным характеристикам и технологии изготовления автобусы МАЗ являются лидерами в автобусостроении стран СНГ.
Минский автомобильный завод имеет у себя все виды действующих производств, свойственные современным крупным машиностроительным заводам. Среди них литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное и собственное станкостроительное производства.
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, вызванную общими для всей республики проблемами, завод продолжает уделять серьезное внимание социальному развитию коллектива. Продолжается строительство
жилья, снята с повестки
дня проблема бытовых
В общей сумме денежных
поступлений предприятия
Таблица 2.1 – Структура балансовой прибыли ОАО «МАЗ» за 2009-2011гг., тыс. руб.
Показатель |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Балансовая прибыль |
9 325 385 |
21 949 972 |
28 504 078 |
Прибыль от текущей деятельности |
8 768 485 |
20 228 431 |
27 615 025 |
Разница между доходами и расходами по инвестиционной деятельности |
140 158 |
279 158 |
462 183 |
Разница между доходами и расходами по финансовой деятельности |
185 779 |
383 619 |
1 531 |
Доходы от участия в других организациях |
8 613 |
31 004 |
41 518 |
Прибыль, полученная по процентам |
222350 |
1027760 |
383821 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Основными производителями средних и тяжелых грузовиков в странах СНГ являются: КамАЗ, УралАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, КрАЗ, МАЗ; в Западной Европе: Мерседес, МАН, Ивеко, Рено, Скания, Вольво.
Продукция западных производителей,
несомненно, превосходит по техническим
и сервисным показателям