Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы –  изучить особенности систем «участия»  как элемента дополнительного вознаграждения персонала.
Поставленная цель обуславливает  следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы мотивации труда и стимулирования персонала;
– изучить особенности систем «участия» как элемента дополнительного вознаграждения персонала.
Введение 3
1     Теоретические основы мотивации труда и стимулирования персонала 5
1.1 Роль и значение мотивации персонала 5
1.2 Сущность стимулирования персонала 9
1.3 Основные методы стимулирования 12
2 Системы «участия» в дополнительном вознаграждении персонала 17
2.1Сущность системы «участия» персонала 17
2.2Основные модели систем «участия» 23
2.3 Условия применения систем «участия» 27
Заключение 34
Список литературы 37
Система мотивов и стимулов труда должна опираться на определённую базу – нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работника в трудовые отношения предполагает, что он за ранее оговоренное вознаграждение должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации для стимулирования ещё нет места. Здесь сфера контролируемой деятельности, где работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявляемых требований. Таких наказаний, связанных с потерей материальных благ, может быть, как минимум, два: частичная выплата обусловленного вознаграждения либо разрыв трудовых отношений.
Система стимулирования труда вырастает из административно-правовых методов управления, но ни в коем случае их не заменяет. Стимулирование труда эффективно только в том случае, когда органы управления умеют добиваться и поддерживать тот уровень работы, за который платят. В.И. Ковалёв писал: "Цель стимулирования – не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше то, что обусловлено трудовыми отношениями…" [14, c.52].
Т.Ю. Озёрникова в своей статье пишет: "Понятие стимулирования связано с понятием коллектива. Коллектив и каждый его член являются объектами стимулирования. При управлении коллективом основное внимание должно уделяться организации трудового процесса и стимулированию работников. Организации управления коллективом должно предшествовать четкое формулирование стоящих перед ним задач, главными из которых являются производство продукции, работ, услуг и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов работников и интересов имущества предприятия, организация стимулирования работников по результатам выполненной работы…" [16, c.28].
Таким образом, стимулирование работников на предприятии тесно связано с научной организацией труда, в которую входит нормирование труда, представляющее из себя четкое определение круга трудовых обязанностей работника, качественных и количественных результатов труда.
При стимулировании работников, не только 
материально, руководителю необходимо 
выявлять потребности работников, чтобы 
потребности более низкого 
Р.А. Драфт отмечает, что в современных российских условиях во многом утрачены стимулы в работе, формирующие у сотрудника ощущение внутреннего вознаграждения. Как показывают исследования, абсолютное большинство работников ставит во главу угла материальный фактор и лишь незначительное их число (в основном руководители) говорит о необходимости получения удовольствия от работы и ощущения своей значимости [8, c.51].
Поэтому, безусловно, одной из целей стимулирования работников должно быть возвращение интереса к труду, воспитание сопричастности к общему делу в коллективе.
Помимо этого, важно знать, как распределяются трудовые мотивации по отдельным группам работников. Именно, исходя из этого, необходимо устанавливать разные системы оплаты труда и стимулирования его эффективности и качества в целом по группам работников.
Например, среди руководителей 
структурных подразделений 
Все эти данные говорят о том, что при стимулировании работников нужен индивидуальный подход как к работникам разного социального и должностного статуса, так и к отдельным работникам в пределах различных групп.
Таким образом, стимулирование труда – это способ вознаграждения работника за участие в производстве, основанное на сопоставлении эффективности труда и требований технологии.
1.3 Основные методы стимулирования
Система нематериального и 
Рисунок 2 – Методы мотивации труда работников
Классификация методов 
мотивации может быть осуществлена 
на организационно распорядительные (организационно-
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации [24, c.71].
Приведенная схема классификации 
методов стимулирования является классической. 
В современном менеджменте 
В статье В. Верхоглазенко [3, c.23-24] приведен вариант трудовой позиционности, который на взгляд авторов, является оптимальной основой формирования мотивационно-стимулирующих условий по отношению к работнику.
Ключевым пунктом в данной методике 
является обеспечение позитивного 
отношения работника к кругу 
своих обязанностей и к предложенным 
«правилам игры», для чего необходимо 
культивирование и поощрение 
правильного самоопределения 
Таким образом, к методам 
стимулирования персонала относят 
экономические методы управления, обусловленные 
экономическими стимулами; организационно-
Таблица 1 – Система создания мотивационно-стимулирующих условий труда
Функция привлеченного человека  | 
  Позиционер  | 
  Что необходимо поддерживать у работающего  | 
Работник  | 
  Работодатель  | 
  заинтересованность в   | 
Специалист – профессионал  | 
  Предприниматель  | 
  профессиональное   | 
Сотрудник Фирмы  | 
  Фирма в целом  | 
  самоопределение к работе в этой конкретной фирме, имеющей свои традиции, корпоративную культуру, условия труда и пр.  | 
Исполнитель  | 
  Менеджер  | 
  самоопределение к исполнительским нормам  | 
Коллега  | 
  Коллега  | 
  самоопределение к конструктивному взаимодействию с коллегами  | 
Рационализатор  | 
  Заинтересованный в нормативной организации труда [НОТ]  | 
  заинтересованность во внесении рациональных предложений  | 
Член коллектива  | 
  Коллектив  | 
  самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здорового психологического климата  | 
Работник-пользователь оргтехникой, спецоборудованием и т.д.  | 
  Технолог  | 
  готовность и способность к технологически правильному использованию оборудования, оргтехники и т.п.  | 
 
2 Системы «участия» в дополнительном вознаграждении персонала
2.1Сущность системы «участия» персонала
Большинство сотрудников заинтересованы 
не только в удовлетворении своих 
потребностей, но и в справедливости 
системы вознаграждения. Данное утверждение 
относится ко всем типам поощрений 
(психологическим, социальным и экономическим), 
что существенно осложняет 
Результаты работника / Вклад работника =
Результаты других сотрудников / Вклад других сотрудников
Понятие вклада объединяет разнообразнейшие элементы, которые, по убеждению сотрудников, им приходится приносить на алтарь результата – образование, трудовой стаж, предшествующий опыт работы, преданность и участие, время и усилия, творчество и трудовые достижения. Результат – это система вознаграждений, которые сотрудники воспринимают как получаемые от своей работы и работодателей: заработная плата и премии, дополнительные льготы, гарантии рабочего места, социальные и психологические поощрения [15].
Система вознаграждения, построенная 
на участии в распределении 
История развития данной системы началась 
с попыток совершенствования 
организации заработной платы наемных 
работников с целью усиления ее мотивационного 
воздействия на результаты труда. Для 
этого обосновалась возможность 
выплат из прибыли или дохода предприятия 
тем работникам, чей вклад в 
формирование прибыли предприятия 
был наиболее весом и очевиден. 
Однако использование систем участия 
в прибылях создает у работника 
заинтересованность в эффективной 
работе сегодняшнего дня, но не стимулирует 
учитывать в производственной деятельности 
долгосрочные перспективы развития 
организации Она основывается на 
показателях общей или 
Участие в прибылях (доходах) состоит 
в распределении определенной их 
части между работниками 
Дополнительные выплаты с 
Т.В. Яркина выделяет следующие системы участия работников в прибылях (на основе оценки заслуг) [31]:
 1) по результатам общей 
  а) системы стимулирования 
конкретных объемов работ, 
б) системы участия в прибылях в зависимости от продуктивности;
в) системы премиальных выплат (бонусов);
 2) на основе отношений 
  а) системы предоставления 
своим работникам акций 
  б) системы совладения 
в) системы распространения опционов акций
Нередко системы участия в прибылях 
отождествляют с системами 
По своей сути система участия 
в прибылях является элементом оперативного 
управления организацией, направленным 
на обеспечение получения прибыли. 
При этом часть трудового дохода 
наемного работника превращается в 
предпринимательский доход. Работник 
разделяет наравне с 
Участие в прибылях предприятия регулируется положением о порядке участия наемных работников в прибылях (Приложение А) [17].
Во многих схемах имеются положения, согласно которым работники, чтобы получить право на участие в прибылях должны проработать на предприятии не менее 12 месяцев.