Материальное стимулирование персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:13, реферат

Описание работы

Стимулирование – это процесс использования различных стимулов для мотивирования людей, где стимулы выполняют роль рычагов воздействия , вызывающих действие определенных мотивов. Сущность материального стимулирования наемных работников заключается в следующем: 1) это стимулирование высоких трудовых показателей наемного работника; 2) это формирование определенной линии трудового поведения работника, направленной на процветание организации; 3) это побуждение работника к наиболее полному использованию своего физического и умственного потенциала в процессе осуществления возложенных на него обязанностей.

Файлы: 1 файл

Материальное стимулирование труда.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Стимулирование – это процесс использования различных стимулов для мотивирования людей, где стимулы выполняют роль рычагов воздействия , вызывающих действие определенных мотивов.

Сущность материального стимулирования наемных работников заключается  в следующем :

1) это  стимулирование высоких трудовых  показателей наемного работника;

2) это  формирование определенной линии  трудового поведения работника,  направленной на процветание  организации;

3) это  побуждение работника к наиболее  полному использованию своего  физического и умственного потенциала в процессе осуществления возложенных на него обязанностей.

В материальной мотивации очень важно поддерживать баланс, и делать это руководителю достаточно сложно, особенно на начальном  этапе развития бизнеса. Если работник трудится-трудится, создает немалую для предприятия прибыль, а ему платят символически или как всем, то у него, конечно, возникнет недовольство. С другой стороны, заплати много, и человек может оторваться от реальности, начать свысока посматривать на других, считая, что на самом деле он достоин еще большего.

Наиболее  часто руководитель сталкивается со сложностями в ситуации, когда  подчиненному нужно выплатить премиальные  за успешно выполненную работу. Дело в том, что и руководитель, и  подчиненный оценивают результаты этой работы по-разному: подчиненному свойственно завышать свои заслуги, а работодателю, естественно, занижать. Назначишь маленькую премию – обидишь сотрудника, отобьешь у него рвение к работе, назначишь большую – сам некомфортно будешь себя чувствовать, жалко же денег. К тому же, разовая выплата большой премии одному из сотрудников в будущем вызывает ожидания у остальных, не всегда обоснованные. Так что в данной ситуации решение руководителя должно быть очень взвешенным.

Далеко  нередко бывают случаи, когда работнику удается совершить особо крупную сделку, и руководитель начинает юлить, не желая выплачивать причитающийся процент. У него просто в голове не укладывается, как подчиненный может получить такую же сумму денег, как и он. В итоге менеджеру по продажам под каким-нибудь предлогом выплачивается лишь небольшая часть от той суммы, которая должна быть выплачена.Это абсолютно неправильно.

Зарубежный  и отечественный опыт проведения социальной политики на предприятиях позволяет составить примерный укрупненный перечень выплат, льгот и услуг социального характера, предоставляемых в различных формах:

 

а) материальная (денежная) форма:

  • выплаты предприятия на приобретение собственности и имущества (приобретение акций предприятия по номинальной стоимости);
  • оплачиваемое освобождение от работы (при вступлении в брак, смерти родителей и т. п.);
  • дополнительные отпускные;
  • компенсация укороченного рабочего дня пожилым работникам;
  • оплата проезда к месту работы и по городу (в виде оплаты проездных билетов);
  • оплата и предоставление учебных отпусков лицам, совмещающим работу с обучением в соответствии с трудовым законодательством (практикуется в основном на государственных предприятиях);
  • дотации и пособия по нетрудоспособности, выплачиваемые больничной кассой;
  • денежное вознаграждение, предоставляемое в связи с личными торжествами, круглыми датами трудовой деятельности или праздниками (денежные суммы или подарки);
  • оплачиваемое рабочее время при сокращенном предпраздничном дне;
  • предоставление в пользование служебного автомобиля;
  • прогрессивные выплаты за выслугу лет;
  • «золотые парашюты» - выплата нескольких должностных окладов при выходе работника на пенсию. Дифференциация сумм выплат в зависимости от занимаемой должности и стажа работника на данном предприятии;

 

б) в форме обеспечения работников в старости (корпоративная пенсия -дополнение к государственной пенсии из фондов предприятия):

  • единовременное вознаграждение пенсионеров со стороны фирмы (предприятия). Такие выплаты могут проходить как расходы на благотворительность и тем самым снижать величину налога на прибыль, уплачиваемого предприятиями;

 

в) неденежные - в форме пользования социальными  учреждениями предприятия:

  • дотации на питание в столовых предприятия;
  • пониженная квартплата в служебном жилье;
  • беспроцентные ссуды под строительство жилья;
  • пользование домами отдыха, санаториями, детскими оздоровительными лагерями (для детей сотрудников);
  • оплата обучения работников на различных курсах или в учебных заведениях разного уровня (средних специальных, высших);
  • предоставление на льготных условиях мест в детских дошкольных учреждениях и др.

 

Требования к системе мотивации

Существует  ряд требований, на которые следует  ориентироваться при создании системы  стимулирования:

  • объективность: размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда;
  • предсказуемость: работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда;
  • адекватность: вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего коллектива, его опыту и уровню квалификации;
  • своевременность: вознаграждение должно следовать за достижением результата как можно быстрее (если не в форме прямого вознаграждения, то хотя бы в виде учета для последующего вознаграждения);
  • значимость: вознаграждение должно быть для сотрудника значимым;
  • справедливость: правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому сотруднику организации и быть справедливыми, в том числе с его точки зрения.

При материальном стимулировании проявляются  следующие психологические тенденции:

  • 1) Чем выше ценность и регулярность вознаграждения, тем выше эффективность работы рабочих.
  • 2) Эффективность труда наёмных рабочих при запоздалом вознаграждении ниже, чем при немедленном.
  • 3) Если высокие трудовые показатели со временем перестают  вознаграждаться, то эффективность труда работника постепенно возвращается к изначальному значению.

 

 

В структуре  материального неденежного стимулирования выделяют следующие группы стимулов: 

 

Группы материальных неденежных стимулов

Назначение

Состав

Дополняющие условия  труда

Предоставление  средств труда, необходимых на рабочем месте/должности, не предусмотренных в нормативах оборудования рабочего места

Полная или  частичная оплата сотовой связи

Предоставление  транспорта или оплата расходов на транспорт

Переносной  персональный компьютер

Оплата представительских расходов

Социальные 

Высвобождение времени сотрудника для повышения  эффективности использования рабочего времени 

Доставка сотрудников (на работу/ с работы)

Негосударственное пенсионное обеспечение

Компенсация отдыха детей

Обязательная  медицинская страховка

Оказание материальной помощи

Льготное питание

Льготные занятия  спортом

Ценные подарки  на памятные даты

Имиджевые 

Повышение статуса  сотрудника внутри компании и вне  ее

Служебный автомобиль

Служебный автомобиль представительского класса

Питание в отдельном зале для высшего руководства

Заказ легких закусок, напитков на рабочее место

Медицинская страховка  по программе дополнительного медицинского страхования (возможно, и для членов семьи)

Организация и  оплата дорогостоящего отдыха

Компенсация затрат на занятия спортом в фитнес-клубе

Индивидуальные  

Привлечение/ удержание  ценных специалистов 

Предоставление  кредитов/поручительство перед банком на неотложные нужды

Предоставление  кредитов/поручительство перед банком на приобретение жилья

Оплата обучения

Предоставление  путевки на курорты и в дома отдыха

Служебные квартиры, коттеджи или оплата аренды за счет фирмы 


 

 

 

 

 

 Про нестандартные методы стимулирования персонала, привнесённые Чичваркиным, до сих пор ходят легенды. Одним из них были письма «счастья», в которых Евгений, используя забавные примеры и простой молодёжный сленг, высказывал свои пожелания и наставления сотрудникам.

Ещё одним ноу-хау «Евросети» стали совместные с поставщиками «мотивационные акции», в которых коллективы и продавцы, показавшие наилучшие результаты, награждались метрами жилья (которые можно конвертировать в первоначальные взносы при оформлении ипотечного кредита), автомобилями, плазменными телевизорами и другими ценными призами. Чтобы уравнять для сотрудников компании возможности продвижения по карьерной лестнице, была разработана мотивационная программа «Продажи или смерть» с очень сложной, но справедливой системой оценки личных продаж. Сервис и клиентоориентированность стали идеей-фикс для Чичваркина, который неоднократно говорил в интервью: «Я мечтаю вовлечь одних россиян в обслуживание других россиян с искренней и честной улыбкой».

Всем известный бывший владелец компании «Евросеть» Евгений  Чичваркин вручал в качестве подарка  лучшему менеджеру оплаченный абонемент  на суточную аренду «Ламборджини», что, судя по отзывам, производило ураганный эффект, причем не только на получивших, но и на тех, кто не получил подобное поощрение.

Подчеркиванием успехов лучших и положения худших сотрудников, фотографии с подписью «лучший продавец месяца/года» и другие варианты советской «доски почета» также работают (загляните для примера в ближайший «Макдоналдс», если этот метод вызывает у Вас недоверие); одна из небольших местных сетей обувных магазинов, с которой я в прошлом сотрудничала, практиковала увольнение раз в пол года 5% сотрудников с постоянным наихудшим результатом, а 5% сотрудников с наилучшим результатом производила в старшие продавцы с небольшим повышение оклада или премировала, причем с публичным неоднократным объяснением причин данных кадровых решений.

Премия - это  то вознаграждение, выплачиваемое дополнительно  к оплате труда за результаты, превышающие  норму труда.

Премирование - это экономический  метод стимулирования заинтересованности работников в решении различных  хозяйственных задач. Впервые было введено в 1918 году для работников тульских заводов в целях поощрения за увеличение производства боеприпасов для борьбы с иностранной интервенцией и силами контрреволюции. На всех последующих этапах социалистического строительства использовалось для поощрения за решение насущных задач народного хозяйства.

Таким образом, управление организационным поведением не возможно без материального стимулирования труда, которое  представляет собой создание для работников и коллективов таких  материальных стимулов, которые побуждали бы их к активной трудовой деятельности.


Информация о работе Материальное стимулирование персонала