Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:17, курсовая работа
Целью исследования является анализ внешней и внутренней среды ФГУП «Почта России», направленных на улучшение общей стратегии; разработка комплекса маркетинга в отношении цены, товара, стимулирования и продвижения.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
провести анализ внешней и внутренней среды предприятия;
дать краткую характеристику ФГУП «Почта России»»;
провести анализ ценовой, ассортиментной политики, комплекса маркетинга по стимулированию сбыта и продвижению;
рассчитать экономическую эффективность программы стимулирования.
Введение………….. ……………………………………………..…………..3
Определение силы действия факторов среды маркетинга………….…..5
Определение структуры организации………………………………….…5
Схема взаимодействия системы стратегического маркетинга в организации……………………………………………………………...…8
Сопоставление планируемых и выполненных целей организации .....…9
Определение конкурентной позиции организации……………………...11
Анализ используемых организацией корпоративных стратегии……………………………………………………………...…….16
SWOT-анализ ФГУП «Почта России»………………………………....…20
Анализ и формулирование проблем в товарной политике, определение товарной стратегии предприятия………………………………………….25
Выводы и предложения………………………………………………….....32
Список использованных источников…………………………………….…38
5 Определение 
конкурентной позиции 
На территории Российской Федерации не существует компаний, сопоставимых с ФГУП «Почта России» по виду деятельности, в связи с этим сравненый анализ предприятия по показателям ликвидности целесообразно проводить с сопоставимой компаний по численности персонала – ОАО «РЖД», по количеству потребителей – с X5 Retail group.
Таблица 4 Сравнительный анализ ликвидности
ФГУП «Почта России» в 2008 – 2010 годах демонстрирует нормальные показатели ликвидности, значительно превышающие показатели ликвидности крупного естественного монополиста ОАО «РЖД», показатели которого говорят о недостаточности оборотных средств для погашения его краткосрочных обязательств, а также превышает показатели ликвидности крупнейшей в России продовольственной розничной компании X5 Retail group[3].
В рамках 
разработки Стратегии развития было 
проведено сравнение ФГУП «Почта 
России» с зарубежными 
Несмотря на крупнейшую в мире сеть отделений почтовой связи (сопоставимое количество отделений есть только в Китае), в аспекте объема выручки Почта России занимает не самое высокое положение (десятое место) – на уровне почты Финляндии и почты Австралии, размеры сети отделений которых в 8-10 раз меньше. Крупнейшие почтовые компании – американская «USPS» и немецкая «Deutsche Post DHL» по годовой выручке опережают Почту России в 20-25 раз. По чистой прибыли Почта России отстает от большинства почтовых операторов, однако значительно опережает субсидируемые американскую «USPS» и «Royal Mail Holdings» из Великобритании.
Рисунок 5. Ранжирование почтовых служб различных стран мира с точки зрения финансовой успешности.
Крупнейшие почтовые компании – американская «USPS» и немецкая «Deutsche Post DHL» по годовой выручке опережают Почту России в 20-25 раз [3]
«Почта России» – одна из самых диверсифицированных почтовых компаний: на доходы от обработки писем и посылок падает не более 40% от общей выручки. Несмотря на отсутствие в составе Почты России банковской организации, около 40% зарабатываемых средств добываются предоставлением финансовых услуг, около 20% приходится на прочие доходы – подписка, розничная торговля, внешние логистические услуги и др. Структура доходов Почты России сопоставима только с итальянской, в то время как почты США, Канады и Австралии гораздо больше сфокусированы на собственно почтовом деле.
Почта России имеет самую большую инфраструктуру, однако же при этом самую неэффективную с точки зрения количества отправлений на одно отделение и на одного работника. Это объясняется двумя основными причинами: избыточностью сетевой инфраструктуры и низким количеством почтовых отправлений на одно домохозяйство в России.
Почта России имеет одну из самых больших, но малоэффективных почтовых инфраструктур в мире.
Две основные причины – избыточность инфраструктуры и низкий доход на отделение.
Рис. 6. График отражающий загрузку сети отделений [5]
Рис. 7 График отражающий загрузку персонала сети [5]
Количество 
почтовых отделений на миллион домохозяйств 
у Почты России на 40% выше, чем 
у стран с аналогичной 
Избыточность количества 
отделений почтовой связи в сравнении 
с другими странами вызвана более 
высокими нормативами, к тому же значительно 
превышенными на практике. Действующие 
нормативы требуют наличия 
Количество отделений на домохозяйство у Почты России на ~40% выше, чем у стран с аналогичной плотностью населения
Рисунок 8.График соотношения числа почтовых отделений и плотности населения в мире (Источник: Годовые отчеты и сайты зарубежных почтовых администраций ) [5]
По следующему показателю – количество отправлений на домохозяйство – Почта Россия занимает последнее место среди крупных мировых почтовых операторов. В России на одно домохозяйство приходится около 25-30 почтовых отправлений (в том числе извещений) в год и примерно 25-30 доставляемых журналов и газет, а также приблизительно 9- 10 выплат пенсий и социальных выплат. В то же время в Западной Европе количество почтовых отправлений на домохозяйство больше в 10-15 раз, в США – в 20-25 раз. (Источник: UPU, Eurostat)
При текущем объеме отправлений 
у Почты России есть ограниченный 
потенциал повышения 
Показатель количества отправлений на домохозяйство в России – один из самых низких в мире.
Действующее государственное регулирование ограничивает набор мер, которые могут быть предприняты Почтой России для реализации целей по росту доходов. Российский рынок письменной корреспонденции является наиболее регулируемым по сравнению с большинством стран, в отличие от которых в России под регулирование ценообразования попадают не только письма физических лиц, но и послания компаний, предприятий и государственных клиентов. Обычно бизнес-отправления не входят в регламентируемый сегмент, так как, с одной стороны, имеют ограниченную социальную значимость, а с другой – требуют немалой гибкости при ценообразовании.
6. Анализ аудитории конечных потребителей
Социально-демографические исследования посетителей отделений почтовой связи позволяют описать типичного клиента почтовых отделений
следующим образом: женщина, в возрасте 25-54 лет, служащая или квалифицированный рабочий со средним специальным образованием, со средним и ниже среднего уровнем дохода[7].
При более детальном анализе групп посетителей необходимо учитывать, что деятельность ФГУП «Почта России» осуществляется на различных рынках: отправления писем и посылок, экспресс-доставка, оставка пенсий, переводы и платежи, розничная торговля, доставка прессы. Характеристики конечных потребителей будут различны в зависимости от описываемого рынка деятельности Почты России.
Крупнейшими группами клиентов на рынках отправления корреспонденции, посылок и экспресс-доставки являются коммерческие организации, государственные организации и физические лица.
6.1. Для направления «Письменная корреспонденция» предусмотрено два сценария развития
Сценарии развития  | 
  Конкуренция  | 
  Потребители  | 
  Технологическая конъюнктура  | 
Развитие рынка писем в   | 
  Рост конкуренции в сегменте прямых рассылок печатной продукции  | 
  Рост у бизнеса потребности в почтовых услугах  | 
  Умеренное замещение прямых рассылок печатной продукции интернет-каналами  | 
Удержание рынка письменной корреспонденции  | 
  Рост конкуренции в сегменте прямых рассылок печатной продукции  | 
  Рост у бизнеса потребности в почтовых услугах  | 
  Агрессивное замещение прямых рассылок печатной продукции интернет-каналами  | 
- первый сценарий должен привести к двукратному увеличению рынка писем в сегменте B2C, причем потенциал рынка рассчитан с учетом того, что, во-первых, в рекламном подсегменте традиционная бумажная реклама будет в умеренном темпе замещаться рекламой в онлайн-каналах, и во-вторых, в подсегменте прямых рекламных рассылок продолжит в умеренном же темпе развиваться конкуренция (желаемый сценарий);
- второй 
сценарий оговаривает 
Сценарии развития  | 
  Конкуренция  | 
  Потребители  | 
Почта России-лидер в базовой услуге, «EMS»- лидер в нише срочных доставок  | 
  Слабая  | 
  Быстрое развитие потребности в срочной доставке  | 
Рост доли на быстро растущем рынке посылок (обусловлено развитием онлайн торговли) и создание комплексной услуги для электронной коммерции на базе EMS  | 
  Сохранение высоких темпов роста конкуренции  | 
  Быстрое развитие потребности в срочной доставке. Появление 
  потребности в комплексной   | 
Защита текущей позиции Почты России по направлению «Посылки и EMS»  | 
  Агрессивная конкуренция  | 
  Сохранение потребности в   | 
первый 
сценарий максимально оптимистичен, 
он предсказывает лидирование 
второй сценарий предполагает рост доли на быстрорастущем рынке посылок и создание комплексной услуги для электронной коммерции на базе EMS. Среди условий для воплощения такого прогноза – быстрый рост онлайн-торговли, высокая конкуренция, рост сегмента срочной доставки (приоритетный);
третий сценарий ориентирован на защиту текущей позиции Почты России по направлению «Посылки и EMS» и может быть разыгран при условиях агрессивной конкуренции.
Сценарии развития  | 
  Конкуренция  | 
  Потребители  | 
  Технологическая конъюнктура  | 
Создание Почтового банка для долгосрочного роста на рынке финансовых услуг  | 
  Умеренное развитие розничных потребительских банковских услуг в регионах  | 
  Рост потребности в финансовых продуктах в регионах Слабая привычка потребления финансовых услуг онлайн  | 
  Медленное проникновение   | 
Развитие финансовых услуг без получения банковской лицензии  | 
  Умеренное развитие розничных потребительских банковских услуг в регионах  | 
  Ограниченные потребности в финансовых продуктах в регионах Слабая привычка потребления финансовых услуг онлайн  | 
  Умеренное проникновение   | 
Сохранение текущего продуктового портфеля  | 
  Рост в банковской сфере, проникновение банков в регионы  | 
  Низкие потребности в   | 
  Существенное развитие электронных платежных систем за счет проникновения высокоскоростного интернета  | 
- первый 
сценарий предусматривает 
- второй 
сценарий предполагает 
- третий 
сценарий нацелен лишь на 
- первый 
сценарий воплощает ожидания, что 
розничный бизнес Почты России 
будет развиваться далее 
- второй 
сценарий предлагает 
Информация о работе Современный стратегический анализ на примере ФГУП "Почта России"