Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:55, контрольная работа
Социально-психологические методы предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Они базируются преимущественно на неформальных факторах, интересах личности и коллектива в процессе управления. Описание целесообразно начать с их перечисления и составления некоторых схем, облегчающих понимание сущности и задач конкретных методов.
Введение 3
 
Глава 1. Современные социально-психологические  методы управления 4
 
1.1. Характеристика современных  социально-психологических теорий  управления 4
 
1.2. Структура социально-психологических  методов управления 7
 
Глава 2. Применение социально-психологических  методов управления на современном  этапе 15
 
2.1. Социально – психологическая  роль руководителя 15
 
2.2. Специфика применения  социально – психологических  методов управления в организации  22
 
Заключение 32
 
Список литературы 33
 
Приложение 1. 35
 
Иерархия человеческих потребностей по Маслоу 35
 
Приложение 2 36
 
Сравнение различных методов  влияния 36
 Стимул — это внешнее 
побуждение, воздействие, которое 
обуславливает определенную 
 Часто термины «
 Мотивация (а равно 
и стимулирование) — это процесс 
побуждения себя и членов 
 Под стимулами же 
мы условимся понимать 
 Тип мотивации — 
это преобладающая 
 1-й тип — работники, 
которые ориентируются 
 2-й тип — работники, 
ориентированные на оплату 
3-й тип — работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.
Мотивация по потребностям. Концепция мотивации А. Маслоу, представлена в приложении 1.
 Концепции мотивации 
по потребностям основываются 
на том, что ведущим 
Наиболее известная среди таких концепций — теория А. Маслоу, которая может помочь разобраться в том, что же мотивирует личность и как это знание может быть использовано.
 Маслоу определил, что 
все потребности личности 
Рассмотрим потребности в порядке их очередности.
 Физиологические потребности. 
Это самые сильные и 
 Потребности безопасности 
и защиты. В эту группу Маслоу 
включил потребности в 
 Социально-коммуникационные 
потребности или потребности 
принадлежности и любви. Эти 
потребности отражают 
 Потребности в уважении 
и самоуважении (статусные потребности). 
Сюда относятся такие 
компетентность, уверенность, свобода и независимость (это все — самоуважение);
престиж, признание, репутация, статус, оценка и признание (это — уважение со стороны других).
 Удовлетворение этих 
потребностей ведет к 
 Потребности в самовыражении 
(самоактуализации). По Маслоу, это 
желание человека стать тем, 
кем он потенциально может 
стать. Другими словами, это 
стремление делать то, что делаешь 
наилучшим образом, и не 
 В основе теории 
Маслоу лежит допущение, что 
потребности низших уровней 
 Расположение основных 
потребностей в иерархии — 
главный принцип, лежащий в 
основе организации мотивации 
человека. Маслоу исходил из того, 
что иерархия распространяется 
на всех людей и, что чем 
выше человек в иерархии, тем 
более он индивидуален и 
 Важнейшие прикладные 
аспекты теории А. Маслоу 
 чтобы стимулировать 
и эффективно мотивировать 
потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности низших уровней;
 система потребностей 
динамична: нельзя надеяться 
Классификация стумулов дана в приложении 2.
Основные формы и методы стимулирования9:
Материальное стимулирование:
заработная плата;
различные премиальные системы;
бонусы;
участие в прибылях;
участие в акционерном капитале;
комиссионные;
льготы и компенсации;
страхование;
льготное кредитование;
справедливое распределение фонда заработной платы.
 Стимулирование 
 объяснение всех аспектов 
политики организации, 
высокая оценка преданности, стажа работы на фирме;
 предоставление возможности 
быстрого доступа к 
фирменные пенсии;
делегирование полномочий;
карьерное продвижение.
 Стимулирование 
направление на обучение, повышение квалификации;
карьерный рост;
 предоставление возможности 
проявить себя на новых 
 дифференциация работ 
с учетом профессиональных 
предоставление подписки на профессиональную периодику и литературу;
 возведение в ранг 
наставника молодых 
поощрение разумной инициативы;
обеспечение знаниями о фирме;
 создание атмосферы 
взаимодоверия, уважения и 
 разработка фирменного 
имиджа и формирование 
 формирование и проведение 
четкой и понятной всем 
Стимулирование конкуренции и соревновательности10:
использование рейтинговых систем;
ощутимые призы;
публичное подведение итогов соревнования.
Стимулирование на основе выражения признания:
вручение разнообразных знаков отличия;
публичные поощрения;
присвоение различных званий, титулов и т.д.;
допуск работников в «клуб»;
оценка работы;
предоставление допуска к ранее недоступным благам.
Санкции:
материальные стимулы (снижение выплат);
нематериальные стимулы — все вышеперечисленные с приставкой не;
взыскания;
замалчивание и игнорирование.
 Итак, Окружающий человека 
современный мир предстает 
^  Глава 2. Применение 
социально-психологических 
2.1. Социально – психологическая роль руководителя
В процессе социализации личность приобретает черты, присущие жизнедеятельности особых социальных общностей — социальных групп, членами которых они являются.
 Социализация — это 
процесс усвоения индивидом 
 Влияние ролей велико. 
При первой встрече с людьми, 
или придя на новую работу, 
мы можем весьма неловко 
 Исполнение тех или 
иных ролей может оказывать 
на человека то или иное 
воздействие. В том случае, когда 
кто-то сознательно избирает 
 Однако в повседневной 
жизни любой человек (и 
 Общность в том, что 
у каждого из них объективно 
складываются взаимные 
Принципиальное же различие лишь в том, что руководитель занимает особый статус в системе в качестве главного элемента в алгоритме процесса управления. Этим объясняется особый интерес к личности руководителя.
Власть — важнейшее 
средство управленческого труда. Рассматривая 
руководителя как пользователя властными 
полномочиями, необходимо сказать о 
развитости чувства и сознания меры 
властвования, об искусстве и профессионализме 
использования власти с учетом конкретных 
управленческих ситуаций, в том числе 
индивидуальности каждого человека 
и его ситуационного 
 Характеристика руководителя 
как субъекта управленческого 
труда включает важную 
 Каждая объективно 
предписанная и ожидаемая роль 
предполагает наличие у 
 Представительская роль. 
Обязывает обеспечивать 
 Роль генератора идей 
и целевых установок, 
 Роль аналитика. Объективная 
неизбежность иметь дело с 
управленческими ситуациями (экономическими, 
технологическими, правовыми, социально-
 Роль принимающего 
решения и ответственность за 
их последствия. Принятие 
 Роль организатора 
объективна и естественна, 
 Роль коммуникатора 
выполняет важную социальную 
функцию — ориентирует 
быстро и безошибочно воспринимать, анализировать услышанное;
 владеть словом, уметь 
построить, создать 
 умение осторожно 
свободно владеть техникой и методами общения.
 Роль выразителя и 
защитника интересов членов 
 Роль «пахаря и сеятеля» 
предопределена тем 
Информация о работе Современные социально-психологические методы управления